Статья:

Современная предпринимательская деятельность в оффшорных финансовых центрах

Конференция: XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Полуянова П.А. Современная предпринимательская деятельность в оффшорных финансовых центрах // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(29). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/7(29).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Современная предпринимательская деятельность в оффшорных финансовых центрах

Полуянова Полина Александровна
студент, Финансовый университет при Правительстве РФ, РФ, г. Москва
Мирошина Елена Александровна
научный руководитель, к.э.н., доцент, Финансовый университет при Правительстве РФ, РФ, г. Москва

 

Одним из эффективных методов снижения налоговых выплат является ведение предпринимательской деятельности в оффшорных финансовых центрах. При соблюдении определенных условий такие центры позволяют избегать выплаты налогов или максимально их снизить.

Слово «оффшор» имеет английское происхождение и в переводе означает «вне берега», «вне границ».  В современной мировой экономике оффшорные центры – это небольшие территории или государства, в которых действует чрезвычайно льготный режим регистрации, налогообложения и проведения финансовых операций для иностранных компаний и банков. В компаниях такого типа не используется традиционный вид налогообложения, вместо него применяется ежегодный фиксированный сбор. Благодаря специфики налогового законодательства на территории оффшорных зон доступны своеобразные формы ведения бизнеса. На сегодняшний день насчитывается 40 оффшорных зон согласно данным Минфина РФ [1].

Преимущества для предпринимателей регистрации бизнеса в оффшорных зонах очевидны: это в первую очередь снижение затрат на регистрацию, на уплату налогов, а также при осуществлении различных финансовых операций. Еще одним значительным положительным фактором может быть полная или частичная конфиденциальность.

Какие же преимущества есть у государств, на чьей территории располагается оффшорная зона?

В первую очередь стоит отметить экономические преимущества. А именно: возможность пополнение государственного бюджета за счет поступлений от регистрации и перерегистрации оффшорных компаний; государство имеет право брать с компании налоги, а также различные сборы и государственные пошлины; приток иностранных инвестиций в самые разнообразные объекты предпринимательства;

Социальные преимущества: трудоустройство в оффшорных компаниях местного населения, что ведет к росту занятости и благосостояния граждан; увеличение численности населения за счет притока зарубежных инвесторов, а также специалистов, которые необходимы для обслуживания оффшорных организаций.

В современном мире существование оффшорных зон считается одной из острых проблем во всем мире. Многие предприниматели используют оффшорные зоны для избегания выплаты налогов. Это в свою очередь наносит ущерб финансовой стабильности страны. Помимо этого, через оффшорные зоны часто проходят преступные операции, так как низкие налоговые ставки и льготы – неединственные особенности, привлекательные для компаний и юридических лиц, все финансовые операции можно проводить конфиденциально, скрывая владельца денежных средств, а также источники их появления. Этим могут воспользоваться люди, занимающиеся незаконным бизнесом: контрабандисты, террористы, наркоторговцы и прочие.

До недавнего времени в Великобритании к вопросу оффшоров относились лояльно, в основном благодаря тому, что еще в 50-х годах на ее территории были осуществлены первые валютные операции, и до сих пор Лондон специализируется на помощи иностранцам в «игре», правила которой можно обойти. Однако, на одном из заседаний саммита «Большой восьмерки» в Северной Ирландии, Премьер-министр Великобритании Кэмирон включил вопрос о борьбе с корпоративным уклонением от налогов в качестве приоритетной.   Затем в одном из влиятельных изданий «Economist» появилась скандальная статья, которая получила название «оффшоры: «черные дыры» экономики». В данной статье речь идет о том, что в Европе началась разворачиваться борьба против крупных компаний-неплательщиков. К числе таких компаний, которые пользовались оффшорами, относились: Ford, Apple, Coca-Cola, Johnson&Johnson. По данным опубликованным в Великобритании в этот список попали Starbucks и Amazon. Авторы не оставили без внимания и Россию, где, по их мнению, фигурирует около 12 семей российских чиновников и 12 мировых лидеров – все они называются владельцами панамских оффшоров [6].

Индекс Финансовой Секретности (The Financial Secrecy Index) ранжирует юрисдикции в соответствии с их секретностью и масштабом их оффшорной финансовой деятельности.  Согласно последним данным в пятерку с самым большим Индексом Финансовой Секретности входят: Каймановы острова, США, Швейцария, Гонконг и Сингапур.  Уровень FSI в данных странах находится в промежутке от 1,022.12 до 1,575.19, что составляет более 3% от мирового уровня. Россия находится на 44 месте (FSI=256.35) [9].

Основные оффшорные центры Европейского союза расположены в Австрии, Великобритании, Венгрии, Германии, Гибралтаре, Дании, Испании, Кипре, Латвии, Лихтенштейне, Люксембурге, Нидерландах, Швейцарии и Швеции. Политика ЕС в отношении оффшорных зон функционально вытекает из системы налогообложения, которая является основой суверенитета ЕС и поэтому налоговая политика направлена на надлежащее функционирование единого рынка.

Если мы включим все зависимые государства-члены ЕС, такие как Нидерландские Антильские острова, Британские Нормандские острова, Бермудские острова и Каймановы острова, к ЕС будут относиться около 60% мировых налоговых гаваней, представляя собой значительную долю мировой теневой экономики [2].

Но несмотря на большую долю налоговых гаваней, ключевой задачей ЕС является борьба с уклонением от уплаты налогов. Для ЕС, начиная с 2016 года, Европейская комиссия предложила ряд дополнительных инициатив, которые включить создание единой консолидированной корпоративной налоговой базы для компаний и создание “ЕС список некооперативных налоговых юрисдикций", или черный список [3].

Посредничество — это еще одна сторона оффшорного бизнеса. Панамские документы показали, что большинство посреднические компании расположены в Великобритании, Люксембурге и на Кипре. Размер секторов финансовых компаний: 29% В Великобритании, 17% в Люксембурге, 15% в России, Нидерланды и 8% в Ирландии. Крупнейшие экономики еврозоны сильно отстают от этих показателей: 7%-Германия, 7%-Франция и 4%-Италия. Они-второстепенные игроки в оффшорном бизнесе [5].

Общая тенденция в настоящее время заключается в том, что доли оффшорных финансовых активов, поступающих из развитые регионы, сокращаются и уступают экспансии развивающихся регионов, которая имеет масштаб роста около 2% в год. Это происходит в основном за счет принятия регулятивных меры, направленные на борьбу с уклонением от уплаты налогов и отмыванием денег в ЕС, как попытки вернуть деньги из оффшоров. Несмотря на это, оффшорные финансы формируются в развитых странах предполагается, что они покажут около 2% ежегодного роста до 2020 года по сравнению с ожидаемым темпом 6% для развивающихся стран [2].

Во многом современные тенденции предпринимательской деятельности в оффшорных центрах зависит от осознанности людей, их честности и понимания того, что они должны не только обогатиться, но и внести вклад в развитие экономики своей страны, что невозможно осуществить путем ухода от уплаты налогов.

 

Список литературы:
1. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.11.2007 г., № 108н (ред. От 21.08.2012 г.) Об утверждении переченя государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73100/4a32fa878af996f0b5994ea86e0e1f2238211e0f/
2. Boldyrikhin A. A. European union and offshore business: relations in the area of shadow economy. // 2019. [Электронный ресурс] - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?Id=41306155
3. Euro Tax Flash from KPMG’s EU Tax Centre.-URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/xx/pdf/2017/12/etf-345-ecofin-conclusions-blacklist-taxation-digital-economy.pdf 
4. Бодров, А.Г. О роли и факторах оффшорных зон в мировой финансовой системе послевоенного периода / А.Г. Бодров // Экономические отношения. – 2018. – Т. 8. – № 1. – С. 49-62. – С. 54-55
5. Булатова А.С. современное развитие оффшорных центров. // 2019 [Электронный ресурс] – URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?Id=41213965
6. Кушу С.О., Бобок Д.Г. проблема использования офшорных зон как способ избежания выплаты налогов // ЕГИ. 2019. №23 (1). [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-ispolzovaniya-ofshornyh-zon-kak-sposob-izbezhaniya-vyplaty-nalogov 
7. Михайлин Александр Николаевич, Смирнов Евгений Николаевич Эволюция и современный этап функционирования оффшорных зон в зарубежной и российской практике // Вестник евразийской науки. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-i-sovremennyy-etap-funktsionirovaniya-offshornyh-zon-v-zarubezhnoy-i-rossiyskoy-praktike (дата обращения: 06.03.2020).