Проблемы малого предпринимательства в муниципальном образовании "Город Майкоп"
Секция: Экономика
III Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Проблемы малого предпринимательства в муниципальном образовании "Город Майкоп"
Сегодня малый бизнес играет важную роль в решении экономических и социальных задач муниципального образования, поскольку способствует созданию новых рабочих мест, насыщению потребительского рынка товарами и услугами, формированию конкурентной среды, обеспечивает экономическую самостоятельность населения, а также стабильность налоговых поступлений в бюджет [4]. Именно поэтому развитие этого субъекта экономики становится одним из главных приоритетов социально-экономического развития Майкопа.
Рассмотрим итоги деятельности Администрации МО «Город Майкоп» и Управления развития предпринимательского рынка и потребительского рынка в частности по программе, действовавшей на период с 2014 года.
Ранее была принята и осуществлена муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Город Майкоп» на 2014-2017 годы», задачами которой являются [2]:
- стимулирование и поддержка предпринимательской активности населения;
- развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- содействие развитию и стимулирование молодежного и инновационного предпринимательства;
- создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего бизнеса.
При этом общий объем финансирования Программы на 2014-2017 годы составляет 39500,0 тыс. руб., в том числе:
- в 2014 году – 500,0 тыс. руб.;
- в 2015 году – 11000,0 тыс. руб.;
- в 2016 году – 13000,0 тыс. руб.;
- в 2017 году – 15000,0 тыс. руб.
При успешной реализации программы развития малого бизнеса на территории муниципального образования «Город Майкоп» ожидаются следующие результаты показателей эффективности, представленные в таблице.
Таблица
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Программы
Наименование программы, наименование показателя |
Ед. изм. |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
За 2014 – 2017 гг. |
Количество СМСП, получивших финансовую поддержку в рамках Программы |
ед. |
7 |
- |
23 |
26
|
28
|
77
|
Количество СМСП, получивших консультационную, информационную и методологическую поддержку |
ед. |
1010 |
1020
|
1040 |
1060 |
1080 |
4200 |
Рост числа СМСП, относящихся к категории молодежь до 35 лет, получивших поддержку |
ед. |
7 |
- |
15 |
20 |
25 |
60 |
Из таблицы видно, что ожидаемыми результатами реализации программы за 2014-2017 годы являются получение финансовой поддержки 77 субъектами малого и среднего бизнеса; получение консультационной поддержки 4200 субъектами бизнеса; рост числа малых и средних предпринимателей, относящихся к категории молодежь до 35 лет, до 60.
Однако выделенные денежные средства на реализацию программы были существенно ниже планируемых, поэтому многие мероприятия, предусмотренные в рамках программы развития малого и среднего предпринимательства, не были претворены в жизнь.
В рамках действия Программы на 2015 год было предусмотрено финансирование мероприятий за счет средств бюджета МО «Город Майкоп» на сумму 1 012 180 руб., и это вместо 11 млн. руб., которые были запланированы. Считается, что программно-целевое планирование взаимоувязано по срокам, ресурсам, мероприятиям, исполнителям, финансовому обеспечению, однако в реальной жизни складывается другая картина.
В феврале этого же года осуществлено финансирование мероприятия «Организация и проведение выставок товаропроизводителей, праздничных ярмарок, конкурсов на лучшую организацию праздничной торговли и бытового обслуживания населения в период Новогодних праздников» предусмотренного Программой на сумму 12 180 рублей. Данные денежные средства были направлены на изготовление и монтаж баннеров, в целях проведения 3-х ярмарок выходного дня в г. Майкопе [3].
Во II квартале 2015 г. на финансирование мероприятий программы направлена сумма - 1 млн. руб. Финансовую поддержку получили 2 субъекта малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, бюджетные средства были использованы в полном объеме за два квартала 2015 года. А их четыре. Профинансированы только два мероприятия из списка. Вопрос: о каком развитии малого бизнеса можно говорить, если большая часть мероприятий не претворяется в жизнь? Почему нет финансирования со стороны муниципального бюджета, если, по идее, расходы на программы уже заложены в него?
Единственный выход, который нашли муниципальные служащие Управления развития предпринимательства и потребительского рынка, - это информирование населения, предпринимателей, других юридических лиц о проводимых республиканскими властями мероприятиях, форумах. В частности, о выставке-ярмарке «Наше – самое лучшее», о I Республиканском форуме предпринимателей, об этнофестивале «Лаго-Наки: Кунацкая».
Управлением развития предпринимательства и потребительского рынка ведется консультационная и информационная работа с целью информирования предприятий города о различных новостях и изменениях в законодательстве в сфере малого и среднего предпринимательства. В этих целях на официальном сайте Администрации муниципального образования «Город Майкоп» размещаются новости, изменения в законодательстве в сфере предпринимательства в соответствующем разделе. Кроме того, 1421 заявителя обратились за получением консультаций в Управление развития предпринимательства и потребительского рынка Администрации МО «Город Майкоп» и Майкопский муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства [3].
На сегодняшний день в Майкопе действует другая программа – «Развитие малого и среднего предпринимательства на 2016-2018 годы». Поставленные задачи остались прежними, изменились лишь объемы финансирования: 10880,0 тыс. руб. Остается лишь верить в то, что новая программа будет более успешна, а ее мероприятия внесут большой вклад в развитие малого предпринимательства.
Таким образом, проводимые мероприятия по развитию малого бизнеса в муниципальном образовании «Город Майкоп» являются на данном этапе неэффективными, и в первую очередь это связано с недостаточным финансированием необходимых мероприятий. Необходимо также развивать инфраструктуру поддержки субъектов предпринимательства, поскольку на территории муниципального образования на данный момент функционирует лишь одна организация [1].
В целом, разрабатываемые программы и мероприятия по развитию малого бизнеса нуждаются в корректировке. Необходимо создать тот комплекс действий, который будет работать в условиях отсутствия финансирования.
Таким образом, основными проблемами в сфере малого бизнеса остаются следующие [5]:
- недоступность банковского кредитования для вновь создаваемых субъектов малого бизнеса;
- недостаток квалифицированных кадров у субъектов малого бизнеса;
- недостаток собственных помещений для ведения бизнеса, высокая арендная плата.
Эти проблемы решаемы, но только в том случае, если будет разработан и претворен в жизнь четкий комплекс мероприятий.