Бедность как экономическая проблема и подходы к ее решению
Секция: Экономика
III Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Бедность как экономическая проблема и подходы к ее решению
Бедность – одна из сложных социальных проблем для современной России. Именно бедность населения определяет ограниченный доступ к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качеству образования и здравоохранения, социализации детей и молодежи и т.д. Она несет в себе самые пагубные последствия, такие как кризисные явления в экономике, деградация общества, повышение уровня смертности и др.
Причинами бедности являются факторы, которые действуют в различных сферах деятельности общества. Если речь идет об экономической сфере – это безработица, неравенство в распределении доходов, низкая заработная плата, наличие монопромышленных районов с неконкурентоспособными предприятиями, дифференцированный экономический потенциал различных регионов страны. К демографическим факторам относятся наличие двух и более детей, неполные семьи, миграция населения из-за военных конфликтов или политической нестабильности, и к социальным факторам – инвалидность, престарелый возраст, детская беспризорность.
Одной из самых основных причин бедности является низкий уровень доходов населения, а показателем, его отражающим – прожиточный минимум.
Прожиточный минимум – это уровень дохода индивида, обеспечивающий приобретение минимального набора благ и услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека. Он складывается из доходов индивида (заработная плата), социальных выплат и доходов от занятия какой-либо дополнительной деятельностью. Уровень прожиточного минимума в России, относительно отдельных его регионов, разный, что, в свою очередь, порождается механизмом социальной дифференциации в сферах производства, распределения и потребления общественных благ. [1, с. 354]
Рассмотрим данные Росстата по регионам России, представленные в таблице 1: [5]
Таблица 1.
Среднедушевые доходы населения в РФ (в месяц; рублей)
Регион |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Центральный |
27089 |
30006 |
33467 |
34970 |
38767 |
39365 |
Северо-Кавказcкий |
15050 |
17167 |
18900 |
20693 |
23024 |
23431 |
Дальний Восток |
22870 |
25504 |
28929 |
31974 |
36275 |
36414 |
Сибирь |
16568 |
18474 |
20454 |
23490 |
24569 |
24720 |
Юг |
16584 |
18864 |
21842 |
24328 |
27008 |
26308 |
Анализ доходов населения указывает на колоссальную диспропорцию между бедными и богатыми регионами. К самому бедному региону по статистике принято относить Северный Кавказ. Чрезмерная неравномерность экономического развития регионов в настоящее время создает серьезную проблему для государства. Так, если доходы газо- и нефтедобывающих регионов Тюменской области сопоставимы с аналогичными показателями Норвегии, то Ингушетия и Калмыкия находятся на уровне беднейших стран Африки. Такая ситуация может складываться из различий внутренней структуры регионов. К примеру недостаток рабочих мест, низкий уровень доходов, что приводит к развитию теневого бизнеса. Требуется учитывать также местную специфику региона, а именно то, что многие семьи являются многодетными и женщины практически не работают, и большинство мужчин идут на заработки, соглашаясь на самую тяжелую работу. Кроме того из-за низкого уровня доходов, семьи также не могут обеспечить своих детей образованием, что пагубно может отразится на дальнейшем развитии молодежи. [2]
Проводимые социально-экономические преобразования существенно изменили институциональные условия и параметры формирования доходов. В формировании рационального поведения людей очень важно правильное соблюдение соотношений между видами дохода. Доходы могут формироваться как определенные социальные выплаты и как результат трудовой деятельности, причем только в последнем случае они будут способствовать активной жизнедеятельности индивида.
Преодоление бедности сегодня является необходимым условием экономического роста России в ближайшей перспективе, а также основным фактором его гуманизации.
Ингушетия по данным Росстата традиционно делит с Тувой последние места по уровню доходов на душу населения. Несмотря на создание новых рабочих мест через строительство производственных объектов, проблема бедности в регионе заметно не изменилась. Конечно, нет специальных исследований в этой области. Но мне представляетс, что прежде чем констатировать факт низкой производительности труда, в общем как и по России, а также слабой трудовой дисциплины, возможно, по причине социальной загруженности индивида (свадьбы, похороны и т.д.), нужно исследовать данный вопрос глубже.
Во-первых, так ли безупречна система оценок, на основе которой аргументируются выводы об опережающем темпе роста зарплаты по сравнению с производительностью труда? По мнению замдиректора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ростислава Капелюшникова реальные величины заработной платы и валовой добавленной стоимости измеряются с использованием различных ценовых индексов: индекса потребительских цен в первом случае и дефлятора ВВП – во втором. Дефлятор ВВП – ценовой индекс, созданный для измерения общего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определённый период в экономике. «Однако когда нас интересует не покупательная способность заработков с точки зрения работников, а дороговизна рабочей силы с точки зрения предприятий (то есть не «потребительская», а «производительская» заработная плата), дефлирование в обоих случаях должно производиться с использованием одного и того же ценового индикатора, а именно – дефлятора ВВП», – подчеркивает автор статьи. Обработка статистических данных таким образом меняет представление о настоящем положении дел.[5]
Во-вторых, официальные зарплаты явно занижены. В них отсутствует стимулирующий эффект: оптимальное соотношение затрат труда на 1 рубль составляет в оплате такого труда в 1,4 руб, тогда как в России оно составляет 0,8 руб. То есть в российской официальной зарплате не заложены стимулы к росту производительности труда, что компенсируется неофициальными доходами. Таким образом, работник находит приложение своей трудовой энергии в большей степени вне своего рабочего места. [2, с. 115]
В-третьих, проблемы легко решается через более справедливой распределение доходов населения. В развитых западных странах доля оплаты труда в объеме ВВП составляет 55%, в России – 52% с учетом скрытой зарплаты (рис.1).
Рисунок 1. Доля зарплаты в валовой добавленной стоимости отдельных стран мира, по данным МОТ
Казалось бы довольно высокая доля при низкой производительности труда по сравнению с теми же странами. Однако по причине большого социального неравенства в доходах в расчет зарплаты подпадают как мизерные зарплаты так и сверхдоходы топменеджмента госкорпораций. [4, с. 208] Более равномерное распределение доходов по стране уже бы исправило положение с бедностью. Отметим также, что в каждом рубле добавленной стоимости, произведенной в России, оплата труда составляет лишь 20 копеек. То есть компании присваивают себе 80% добавленной стоимости, тогда как в развитых странах показатели варьируются в диапазоне – 44-61%.
В целом для снижения уровня бедности в РФ необходимо применение следующих мер:
1. Улучшение состояния здоровья людей: увеличение продолжительности жизни и прежде всего активной трудовой жизни.
2. Повышение качества образования людей.
3. Формирование эффективного рынка труда и продуктивной занятости населения, создание новых, высокопроизводительных рабочих мест. Профессиональная подготовка кадров и обеспечение их высоких доходов.
4. Обеспечения каждой семьи благоустроенным жилищем и создание благоприятных условий для этого.
5. Обеспечение высокого уровня страховых выплат в период утраты заработков, адресной социальной поддержки и со циально го о бслуживания уязвимых групп населения.
6. Со здание предпо сыло к для тендерно го равенства в во про сах занято сти и до хо до в на равных рабо тах и при равных усло виях, со кращение масштабо в до машнего труда.
7. Эко но мический ро ст, по вышение ко нкуренто спо со бно сти о течественно й эко но мики, уменьшение со циально -эко но мических различий между регио нами, между го ро дами и сельско й местно стью.
8. Про ведение антиинфляцио нно й по литики и др.
Кро ме вышеперечисленных задач для снижения уро вня бедно сти в стране нео бхо димо привлечь бизнес, о рганизо вать научно -исследо вательские, неправительственные и религио зные о рганизации и средства массо во й инфо рмации. Важно развивать про мышленно сть и сеть транспо ртных до ро г, предо ставлять льго ты и по мо гать предприятиям в со сто янии засто я, для о беспечения людей но выми рабо чими местами. Нео бхо дима также активизация населения на местно м уро вне и развитие местно й инициативы.
Для решения данно й про блемы нео бхо дима разрабо тка не то лько про грамм на федерально м уро вне, но и целевых про грамм на регио нально м уро вне для снижения бедно сти и по вышения уро вня и качества жизни. Это по зво лит учитывать на местах те о со бенно сти бедно сти, ко то рые не мо гут быть предусмо трены в о бщеро ссийско й про грамме. Разрабо тка про граммы на регио нально м уро вне по зво лит ско о рдиниро вать усилия го сударственных о ргано в и четко распределить их функции.
Таким о бразо м, мо жно сделать выво д, что за решением про блемы бедно сти сто ит не то лько увеличение уро вня со циальных выплат и трудо вых до хо до в населения, но и улучшения качества жизни за счет до ступно сти ресурсо в в системе о бразо вания и здраво о хранения, а также расширения спектра во змо жно стей в системе занято сти.