ВЛИЯНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА НА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ВЛИЯНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА НА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ
THE IMPACT OF STAFF SATISFACTION ON LABOR PRODUCTIVITY IN THE ORGANIZATION
Victoria Dulkina
Master’s student, Rostov State University of Economics (RINH), Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. В данной статье рассматривается влияние удовлетворенности сотрудников на производительность организации. В современных условиях удовлетворенность работой является компонентом оценки рабочего поведения, который в основном касается внутреннего состояния сотрудников на работе и их субъективной оценки собственной работы.
Abstract. This article examines the impact of employee satisfaction on the performance of the organization. In modern conditions, job satisfaction is a component of the assessment of work behavior, which mainly concerns the internal state of employees at work and their subjective assessment of their own work.
Ключевые слова: удовлетворенность работой, производительность труда, отношение к работе, мотивация и стимулирование персонала.
Keywords: job satisfaction, labor productivity, attitude to work, motivation and stimulation of staff.
Удовлетворенность работой – это сложный психосоциальный конструкт, который включает в себя несколько компонентов: общую удовлетворенность, измеряющую соответствие выполняемой работы индивидуальным ожиданиям, и удовлетворенность, характеризующую отношение группы к определенным аспектам рабочей среды.
Наиболее важными являются отношение людей к людям и отношение людей к работе. Они определяют характер труда. Отношение к труду, отношение к другим людям - определенные социальные качества, а взаимодействие со средствами производства формирует профессиональные способности и навыки [1].
К. Альдерфер, В. Врум, У.Э. Деминг, Э. Лоулер, Д. Мак-Грегор, Д. Мак-Клелланд, А. Маслоу, Э. Мэйо, Л. Портер, Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд, Ф. Херцберг и другие внесли большой вклад в исследование удовлетворенности работой, отношения к работе и трудовой мотивации. Однако теории мотивации и удовлетворенности работой, разработанные этими исследователями, и практические рекомендации, которые они применяют, часто противоречат друг другу [2].
Отношение к работе основано не на философском понимании отношения как универсального отношения, а на психологическом понимании отношения как отражения субъекта по отношению к объекту.
Отношение к работе - сложное социальное явление и представляет собой интеграцию трех элементов [3]:
- Мотивация и ориентация на трудовое поведение;
- Фактическое или реальное рабочее поведение;
- Восприятие работником рабочей ситуации, дискурса и поведения.
Во-первых, мотивационный элемент отношения к работе, который связан с трудовой мотивацией работников и отношением к работе их руководителя.
Во-вторых, элементом отношения к труду является трудовая деятельность работника, которая проявляется в виде уровня выполнения производственных норм, качества выполняемой работы, дисциплины, инициативы и других форм поведения.
В-третьих, элементом оценки отношения к труду является субъективный опыт работников [4].
Решающим фактором в формировании отношения к работе является мотивация, которая формирует конкретное трудовое поведение. Рабочее поведение – это процесс работы и мотивация, которая является его результатом. Оценка работы – это внутреннее состояние работника, обусловленное удовлетворенностью трудовой деятельностью и окружающей средой (условиями, вознаграждением, частью работы, содержанием работы и т.д.) [5].
При этом все факторы, формирующие отношение к работе, можно разделить на объективные условия и обстоятельства. Эти условия и обстоятельства являются предпосылками деятельности, которые не зависят от субъекта. Они связаны с характеристиками производственной и непроизводственной среды и с отражением внешних условий на сознании и психологии работника. Они имеют личностные характеристики. [6].
Удовлетворенность работой имеет как функциональное, так и производственное значение. Помимо прочего, удовлетворенность работой может быть основана на самооценке работниками качества и результативности своей работы.
В то же время, удовлетворенность и неудовлетворенность собой могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на производительность [7].
В целом, удовлетворенность работой измеряется с помощью относительно разных шкал.
1. Удовлетворенность: хорошие рабочие отношения с коллегами, легкая работа с ненормированными сменами, разнообразная работа, работа, требующая знаний и смекалки, хорошая безопасность;
2. Неудовлетворенность: плохие санитарные условия, неравное обеспечение работой, физически тяжелая работа, низкий доход, плохие условия [8].
В то же время мотивация труда является неотъемлемой частью удовлетворенности работой. По мнению автора, для того чтобы мотивация была эффективной, важно определить установки и поведение сотрудников. Затем система мотивации должна быть формально детализирована во внутренних правилах и положениях о стимулировании сотрудников.
Для того чтобы система стимулирования сотрудников была эффективной, она должна отвечать следующим пяти условиям:
- Система стимулирования в организации должна быть согласована с бизнес-стратегией организации;
- Форма поощрения должна быть достаточной для мотивации, соответствующей мотивационному профилю организации (необходимо учитывать тип мотивации сотрудников в организации);
- Применение системы стимулирования является справедливым;
- Стимул является привлекательным (т.е. стимул должен соответствовать причине, по которой он предоставляется);
- Система стимулирования должна быть понятна всем сотрудникам организации (сотрудники должны быть осведомлены о системе поощрений и наказаний, действующей в организации).
В то же время сотрудники должны следить за тем, чтобы поощрения осуществлялись строго в соответствии с соответствующими положениями о поощрении персонала и чтобы определенные формы поощрения, если таковые имеются, применялись в каждом конкретном случае.
В 2021 году Европейский социальный опрос был проведен в 25 странах, включая Данию, Кипр, Финляндию, Норвегию, Францию, Германию, Финляндию, Норвегию, Францию, Германию, Польшу, Испанию, Россию, Великобританию и США.
Результаты показывают, что в среднем в странах Западной Европы уровень удовлетворенности работой значительно выше (7,3 по 11-балльной шкале), чем в странах Центральной и Восточной Европы (6,7). Страны с самым высоким уровнем удовлетворенности – это скандинавские страны, Швейцария и, наконец, Кипр. Испания, Португалия, Франция и Венгрия находятся в середине списка. В самом низу списка находятся Польша, Эстония, Словакия и Болгария (6,34). Самый низкий уровень удовлетворенности работой наблюдается в России (6,14) [9].
Психологи и социологи предложили систему факторов, определяющих удовлетворенность работой.
1. Рабочая среда. Рабочая среда оказывает значительное влияние на отношение и энергию сотрудников.
2. Вознаграждение. Оно включает в себя заработную плату, другие выплаты, дни отдыха и дополнительные льготы.
4. Личное и профессиональное развитие. Одним из наиболее эффективных способов увеличения вклада сотрудников в работу организации является поощрение их личного развития.
5. Большинство людей хотят чувствовать, что их работа имеет ценность и что они являются частью организации, в которой работают.
6. Интересы и проблемы. Большинство организаций стремятся к достижению высоких результатов. Большинство людей хотят иметь работу, которая не является слишком легкой, но включает в себя "вызовы", требующие навыков. Сотрудники, которые могут возвысить себя с помощью значимой работы [10].
7. Стиль управления (авторитарный, демократический, свободный).
При авторитарном стиле 41,7% сотрудников были удовлетворены своей работой, в то время как при демократическом стиле 71,4% были удовлетворены своей работой. Также было установлено, что сотрудники предпочитают руководителей, которые заботятся о людях и процессах и уделяют им особое внимание. В то же время было установлено, что они ожидают организационной компетентности и профессионализма.
Удовлетворенность работой является наиболее важным, но спорным фактором для производительности и эффективности работы. Когда удовлетворенность работой снижается, это негативно сказывается на производительности труда, что приводит к текучести кадров, низкой трудовой дисциплине и низкой производительности, прогулам и невыходам на работу. Однако в то же время удовлетворенные работники менее амбициозны и менее мотивированы на выполнение работы. Поэтому удовлетворенность сотрудников работой может быть самым большим драйвером.
Другими словами, удовлетворенность работой становится инструментом, и менеджеры, использующие его, могут удовлетворить свои собственные потребности, одновременно повышая эффективность работы сотрудников.