Статья:

Образ советского человека времени «хрущевской оттепели» по материалам арсеньевской газеты «Коммунистический путь» 1953-1964 гг.

Конференция: III Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Дединская А.Ю. Образ советского человека времени «хрущевской оттепели» по материалам арсеньевской газеты «Коммунистический путь» 1953-1964 гг. // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/3(3).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Образ советского человека времени «хрущевской оттепели» по материалам арсеньевской газеты «Коммунистический путь» 1953-1964 гг.

Дединская Алина Юрьевна
студент, Дальневосточный федеральный университет, РФ, г. Владивосток
Лихарева Оксана Анатольевна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет, РФ, г. Владивосток

 

Изучение ценностей советского человека, формируемых советской пропагандой, в том числе местной провинциальной прессой, представляется для нас важной научной проблемой. В связи с неопределенностью современного общества в отношении общества предшествующего – советского, до сих пор нет единых оценок жизни граждан тех лет, советского этоса. Составить общую картину мы сможем, основываясь на источники, в данном случае газету «Коммунистический путь», которая длительное время издавалась в небольшом г. Арсеньев Приморского края. В отличии от центральной прессы с её глобальным видением общества и жестким партийным контролем, газета «Коммунистический путь», хоть и являлась органом городского комитета партии, писала о реальных жителях г. Арсеньева, проблемах горожан, умеренно критиковала начальство, Материалы издания позволяют выделить как положительные социальные и личностные черты, так и негативные стороны жизни горожан. Именно газета является одним из самых информативных и при этом сравнительно легким и доступным источником в деле изучения социальных процессов, она способна отразить и сформировать общественное мнение. По этим данным нам предстоит выяснить, каких качеств было больше, за что хвалили, а за что публично высмеивали и обличали нарушителей сложившихся норм. В хрущевскую оттепель 1953-1964 гг., была изменена репрессивная сталинская модель управления на более мягкую, идеологическую. В программе КПСС, принятой на XXII съезде, была поставлена новая задача – строительство коммунизма. Одной из целей этого акта представлялось привлечение жителей страны на строительство «светлого будущего», воспитание нового советского человека, отличного от предшествующего, и, следовательно, создание нового образа советского человека. Выявление составляющих черт этого образа – важная научная задача.

Подходы и методы исследования газеты, как исторического источника, представлены в работах Я.Н. Засурского, И.А. Пушкарёва, В.С. Коробейникова, Н.Ю. Степанова, Л.С. Дубяго, М.С Некрасова, Н.С. Зеликина и д.р. Анализ образа советского человека представлен в исследованиях А.А Попова, Н.Н. Козловой, Т.А. Булыгиной, В.И. Чиндина, М.Н. Федченко, В.В. Кузнецова, С.П. Боброва и А.Л. Высоцкой, Ю.А. Левада, Е.А. Федосова, Г.Л. Смирновой и д.р.

Анализ публикаций газеты «Коммунистический путь» периода хрущёвской оттепели позволил выделить следующие положительные качества идеального советского человека: высокая идейность и беззаветная любовь к Родине, преданность великому делу коммунизма, внутренняя цельность и неукротимая энергия, любовь к труду и умение преодолевать трудности, материалистическое мировоззрение и интернационалистическая идеология, коллективизм и последовательное соблюдение правил социалистического общежития [см, например, 3, с. 185-187]. Эти качества пропагандировались и прививались ему с детства, со школьной скамьи, развивались и культивировались повседневной действительностью, советским образом жизни. «Советский человек, где бы ни трудился, он считает своим долгом непрерывно повышать производительность труда, улучшать качества продукции, снижать её себестоимость. В этом выражается высшая мораль свободного труженика, работающего на себя, на всё общество, на своё социалистическое государство. Героизм в труде стал массовым явлением в нашей стране» [21]. Эти строки характеризуют те социальные идеалы, которые навязывались обществу [18, с. 234-237], но это не значит, что это были просто агитационные слова, газета подкрепляет это примерами из жизни, производственной практики. Героями публикаций становились те жители г. Арсеньева, которые выполняли производственный план быстро и качественно, к примеру, «бригадир столяров горпромкомбината коммунист тов. Боярский и столяр-комсомолец тов. Сахаров выполняют нормы на 230 – 260%» [1]. «Годовой план по выпуску валовой продукции выполнен на 122%» [7]. «Трудовые успехи в коллективе Кировской кордной фабрики. В январе и феврале из сэкономленного сырья и полуфабрикатов выпущено 44 тыс. кв² корда сверх программы. Перевыполнено задание по производительности труда и снижению себестоимости продукции» [10]. «Трудовые победы работников ситроцеха пищекомбината. Они успешно выполнили задания, но и выпустили сверхплановую продукцию на 410 тыс. руб.» [4]. «Коллектив хлебокомбината досрочно завершил выполнение годового плана. В этом большая заслуга всех рабочих, инженерно-технических работников и служащих» [6].

На страницах газеты представлены репортажи, интервью, рассказы о тех, с кого можно было брать пример, ими гордились родственники, друзья, знакомые, коллеги. Эти люди выполняли свою работу добросовестно, действительно, с любовью ко своему делу: «Товарищи Черепанов, Еремин Калинин и Бойко по праву считаются передовыми работниками станции. Их добросовестный, самоотверженный труд на благо Родины – яркий пример для других» [14]. «Более 20 лет трудится в деревообрабатывающем комбинате Екатерина Максимовна Туласова. Своим трудом это простая женщина заслужила глубокое уважение в коллективе» [23]. «Наша страна знает много коммунистов, чей героический труд служит примером для других. Это – бригадиры УНР – 745 Василий Терентьев и Иван Красный, столяры ДОКа Николай Боков и Григорий Бурик. Это – машинист паровоза Иван Горбач, слесари Арматурного завода Павел Цаплин и Иван Захаров, столяр мебельной фабрики Василий Дасик и многие другие коммунисты, которые показывают образцы коммунистического отношения к труду» [21]. «Кузнец Арматурного завода Яков Мефодьевич Селюк, бригадир полировщиков деревообрабатывающего комбината Александр Иванович Федякин, ещё сравнительно молодые рабочие, и многие другие труженики городских предприятий живут интересами коллектива, работают на совесть, по-хозяйски относятся к материалам и оборудованию, не проходят равнодушно мимо недостатков» [20].

Новый духовный облик советского человека должен был находить своё выражение в высоком уровне культуры, в его материалистическом мировоззрении, в постоянной жажде знаний. Газета постоянно отчитывалась о том, что количество посещений публичных лекций и кружков с каждым годом росло, число подписчиков на газеты и журналы увеличивалось, рос спрос на книги, значительно возрастало число квалифицированных пропагандистских кадров. Коммунисты должны были не только показывать образцы в труде, но и повседневно повышать свою квалификацию, политические знания, активно участвуя в общественной работе. Формулировка «развивалась и творческая инициатива масс» подразумевала, что возрастало количество участников художественной и другой самодеятельности, значительно улучшалась их работа, что свидетельствовало о росте и укреплении материального и культурного благосостояния советского общества.

Газета, в след за центральной прессой, не только формировала и пропагандировала идеальный образ советского гражданина, но и боролась с недостатками - тунеядством, лодырничеством, прогулами, бракодельством. Государство не хотело мириться с подобными фактами, ибо действия такого рода несовместимы с моралью активных и сознательных строителей коммунизма. «Граждане, которые занимаются бродяжничеством и попрошайничеством, их нужно искоренять, высылать в определённые места и принудительно заставлять их трудиться» [5]. «Лодыри, летуны, прогульщики являются дезорганизаторами производства, наносящими большой ущерб нашему общему делу» [24]. Именно так представлен в публикациях отклик общественности, не желавшей лицезреть такие явления, через письма, отправленные в редакцию газеты. Для укрепления рабочего порядка они же рекомендовали использовать общие собрания и производственные совещания. Следовало поставить дело так, чтобы каждый нарушитель трудовой дисциплины выносился на суд общественности и предавался гласности. Эта обратная связь с газетой – не просто организованные заявления, в хрущевскую эпоху отмечен всплеск социальной активности в трудовых коллективах и советах народных депутатов.

В стране, на тот момент, были утверждены правила социалистического общежития, проникнутые уважением человека к человеку. Но всё же в этой атмосфере великой заботы о человеке встречалось «зло», которое мешало нормальному, полноценному развитию общества. Это – пережитки прошлого. Главными из них являлись пьянство и хулиганство. «В советском обществе нет причин для подобных настроений. В наших условиях пьянство – это в значительной степени проявление распущенности, результат плохого воспитания и подражание дурным обычаям и привычкам прошлого» [24]. «Пьяницы не заботятся о своих семьях, доставляют большие неприятности соседям и окружающим, совершают преступления» [17]. «Пьяница разлагает дисциплину, дезорганизует производство, позорит коллектив» [8]. Вот, что писал о подобном явлении прокурор г. Арсеньева: «В нашем городе дела с соблюдением общественного порядка обстоят не совсем благополучно. Имеет место, когда отдельные граждане устраивают скандалы в столовых и чайных, на улицах, в театрах и кино. Хулиганы не дают возможности трудящимся культурно и спокойно провести свой досуг. Они не считаются с правилами социалистического общежития и нормами социалистической морали. В этой связи следует напомнить о необходимости усиления борьбы с такими преступлениями, как хулиганство. Хулиганство является одним из наиболее омерзительных пережитков капитализма в сознании людей, проявлением неуважения к обществу» [19]. «30 октября молодой рабочий Ратушев Н.Ф, напившись водки, стал беспричинно приставать к девушкам, оскорбляя и опошляя их всякими нецензурными словами. На уговоры не реагировал и продолжал буянить, пытаясь стулом навести побои девушкам, которые его унимали» [11]. На этих примерах мы видим, что эти недопустимые явления задевали интересы общества и семьи, они вели к снижению творческой активности и трудовой дисциплины, к уголовным преступлениям и другим аморальным поступкам, позорящим достоинство советского человека. В связи с этим, партийные, советские, комсомольские, профсоюзные и культурно-просветительные организации постоянно вели массово-политическую работу среди населения, решительно боролись с пьянством и другими людскими пороками – общественным злом, привлекая к этой борьбе самих трудящихся с тем, чтобы на предприятиях, в колхозах, совхозах, учебных заведениях была создана обстановка нетерпимости и общественного презрения в отношении пьяниц, хулиганов и их покровителей. Использовали также все формы и средства идеологического воздействия – лекции, доклады, радио- и телевизионные передачи, брошюры, плакаты, кинофильмы. Важная роль в этой борьбе отводилась периодической печати (систематическая публикация статей, фельетонов, корреспонденций). Необходимо отметить, что данные меры борьбы с негативными социальными явлениями не были действенными.

Как писала и центральная пресса, и местные провинциальные издания, советская общественность с одобрением относилась к мерам по усилению борьбы с пьянством, наведению необходимого порядка в торговле крепкими спиртными напитками и борьбы с самогоноварением. Отмечали действенные методы – наложение денежных штрафов за появление в пьяном виде на улицах и в других общественных местах [22]. В своих неоднократных выступлениях Н.С Хрущёв подчёркивал, что необходимо выявлять пьяниц, хулиганов и бездельников, не дожидаясь, когда они учинят какой-нибудь разбой, нарушат общественный порядок. Обсуждение случаев пьянства широкой общественностью, товарищескими судами, предостережение товарищей по коллективу в определённых случаях скорее дадут положительные результаты, чем меры наказания, применяемые органами милиции и суда.

Наряду с такими явлениями, как пьянство и хулиганство, наблюдалась грубость и сквернословие, которые проявлялись во взаимоотношениях между отдельными лицами, что оскорбляло человеческое достоинство. Находились такие люди, которые считали сквернословие чуть ли не верхом какого-то особого «героизма» и вполне нормальным явлением. «Их речь обильно пересыпана похабщиной, им ничего не стоит обругать старика, женщину, ребёнка» [12]. «Аркадий Мартынов, у него, что ни слово, то плевок и нецензурщина» [15]. «Мы слышим отвратительную ругань и брань в общественных местах, на улице. Занимаются ими очень многие люди – пожилые, средних лет, юноши. Причём матерщина ведётся в присутствии детей» [16]. Причину этих явлений газета усматривает в том, что не было повседневной, систематической действенной борьбы с грубостью и сквернословием, не везде этому злу придавали должное значение. Часто можно было встретить благодушное отношение к сквернословам не только со стороны граждан, но и со стороны сотрудников милиции: «Подумаешь, какая беда – человек крепко выругался! Не выругаешься – дела не сделаешь, не отругавшись, и замка в клети не отопрёшь» [24].

 

Рисунок.  Количество статей, затрагивающих образ советского человека, в газете «Коммунистический путь», г. Арсеньев Приморского края, 1953 - 1964 гг

 

Таким образом, за хрущевское десятилетие, как собственно и в последующую брежневскую эпоху, арсеньевская газета «Коммунистический путь» транслировала идеальный, эталонный образ советского человека и осуждала негативные качества и стороны жизни. На основе анализа газетных материалов было выявлено процентное соотношение статей, посвящённых образу советского человека.

Среди положительных черт советского человека можно выделить любовь к труду, умение преодолевать трудности (13%), заботу и отзывчивость (11%), стремление к новым знаниям (7%), патриотизм (4%). Негативный образ советского человека составляли следующие качества: пьянство (13%), хулиганство (12%), грубость и сквернословие (12%), нарушение трудовой дисциплины (11%), тунеядство (6%). Это далеко не полный перечень качеств, о которых писала газета, но наиболее часто встречающиеся из них.

 

Список литературы:
1. Белов И. Перспективы радуют // Коммунистический путь. 1963. №  1503. 5 января.
2. Верный Н. Человек большого трудолюбия // Коммунистический путь. 1957. № 709.  21ноября.
3. Гуревич П.С. Пропаганда в идеологической борьбе. - М.: Высшая школа, 1987. –  263 с. 
4. Загузов В. Плюсы и минусы // Коммунистический путь. 1961. № 1200. 1 сентября.
5. Иванов А. Ложка дёгтя в бочку мёда // Коммунистический путь. 1958. № 870. 23ноября.
6. Казанцев Ф. Строители – трудящимся // Коммунистический путь. 1954.  № 110. 1 января.
7. Каменев Г. Усилиями коллектива // Коммунистический путь. 1954.  № 147. 19 мая.
8. Кобзев В. Пьянство – страшный враг человека // Коммунистический путь. 1961.  № 1180. 12 июля.
9. Куликов В. Воспитание нового человека, строителя коммунизма – дело всей общественности // Коммунистический путь. 1959. № 996. 1 октября.
10. Лабышкин Г. Работать Ритмично, производительно // Коммунистический путь. 1955. № 296. 16 марта.
11. Мишук В. Хулиганам не должно быть пощады // Коммунистический путь. 1962. № 1459. 22 сентября.
12. Назаров Ф. Бескультурью и хамству – не место на производстве // Коммунистический путь. 1957. № 657. 20 июля.
13. Некрасова Е. Успехи большие, но много и недостатков // Коммунистический путь. 1959. № 1033. 26 декабря.
14. Нитяговский С. Стахановский труд путейцев // Коммунистический путь. 1953. № 5. 22 апреля.
15. Огнев П. Об испорченном настроении // Коммунистический путь. 1960. № 1126. 9  августа.
16. Осьмушкин А. Войну – бескультурью // Коммунистический путь. 1962. № 1498. 25 декабря.
17. Скубко В. Пьянство ведёт к преступлению // Коммунистический путь. 1959.  № 976. 20 августа.
18. Смирнов Г.Л. Советский человек: формирование социалистического типа личности. – М.: Политиздат. 1971. – 463 с.
19. Стоцкий Н. За дальнейшее усиление борьбы с хулиганством // Коммунистический путь. 1955. № 413. 21 декабря.
20. Тарануха В. Растёт трудовое напряжение // Коммунистический путь. 1958. № 870. 21ноября.
21. Толстиков А. За новые трудовые победы // Коммунистический путь. 1954. № 110.  1 января.
22. Фокин А.А. Постановление ЦК КПСС И Совета Министров СССР «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками» и антиалкогольная кампания 1960-х годов // Вестник Челябинского государственного университета. История. Вып. 60. –  2014. – № 12 (341). – С. 109-115. 
23. Чевычелов В. Умножают свои трудовые успехи // Коммунистический путь. 1953. № 3. 17 апреля.
24. Яскин А. Вести борьбу с пережитками прошлого // Коммунистический путь. 1956.  № 541. 18 октября.