Статья:

Государственный суверенитет как ключевой признак государства

Конференция: XXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Тагирова Р.Р. Государственный суверенитет как ключевой признак государства // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(36). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/3(36).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Государственный суверенитет как ключевой признак государства

Тагирова Регина Ринатовна
студент Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга
Мирзагитова Алсу Линаровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

Всякое государство, находящееся на сегодняшней политической карте мира, отличается своими особенностями, которые характеризуются в различных областях его жизни.

Среди основополагающих признаков государства выделяют ключевой - суверенитет. Как один из признаков любого государства суверенитет, с времени своего возникновения порождает большое количество споров и всё еще не разработано его универсальное определение.

Государственный и политический деятель, российский ученый В.М. Гессен писал: «Прежде из-за суверенитета воевали короли, теперь о нем спорят профессора. Прежде для того, чтобы отстоять его, не жалели крови, теперь для того, чтобы объяснить его, не жалеют чернил» [2].

Для того, чтобы разобраться и понять, необходим ли государству суверенитет, нужно представить государство без суверенитета.

Население страны, ее территория, публичная власть, всё это присуще не только государству, но и муниципальным образованиям, субъектам федерации, однако условия образования не являются суверенными, потому что в них не существует единой независимой и верховной власти.

Если в качестве признака назовём «верховную» власть – то само собой врываемся в сферу суверенитета. Помимо того, отказывавшись от суверенитета как признака государства, мы отвергаем независимость самого государства, которая значит не только самостоятельность государства в принятии решений, но и обособленность и самостоятельность его от других публичных учреждений. 

Н.И. Грачев подчеркивает: «Именно в суверенитете заключается основополагающая идея государства.

Без стремления к ее реализации этносоциальный субстрат государства, государство образующая нация, не сможет достичь политико-правового единства, обеспечить наличие и сохранность своего государственного статуса, гарантировать внутреннюю упорядоченность, справедливый мир и согласие, создать условия для обретения необходимой внешней мощи культурного роста» [2].

На наш взгляд, суверенитет есть неотъемлемый признак государства и наличие его определяет существование различных государств, независимых и изолированных друг от друга [1].

Резюмируя, необходимо предложить следующее определение суверенитета. Суверенитет – это способность государственной власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Наличие этого свойства означает, что государство может свободно регулировать свои дела на своей территории и проводить независимую внешнюю политику. Иными словами, суверенитет - это право государства и его способность командовать и требовать повиновения.  А поскольку государство является центральным политическим институтом, суверенитет - это обязательное качество.

Необходимо выделить основные проявления суверенитета, которым являются:

а) верховная власть должна быть институционализирована, то есть быть выраженной в системе органов власти всех уровней;

б) все решения верховной власти должны быть выражены в правовых нормах.

в) способность носителя верховной власти самостоятельно определять и осуществлять свою волю (это означает, что решения правительства должны приниматься исходя из их собственных интересов, без влияния извне);

г) верховная власть должна осуществляться без внешних ограничений, то есть другие суверенные субъекты не должны препятствовать ее осуществлению и вмешиваться в текущие политические и правовые процессы;

Закрепление в качестве отличительного признака государства суверенитета было связано с тем, что древние государства не знали сил, которые будут соревноваться с ним в своей власти.

Но в средние века церковь, крупные силовые единицы феодального общества стали конкурировать с государственной властью, возникла борьба и противостояние между государственной властью и другими силами.

Именно в этот период государство в поиске инструментов утверждения своего превосходства приходит к пониманию необходимости суверенитета - преимущественного права на власть.

Суверенитет является неотъемлемой чертой государства и концентрирует такие черты государственной власти, как верховенство, самостоятельность и независимость[3].

Независимость означает, что государству не нужна никакая другая власть, оно способно решать свои внутренние и внешние задачи без чьей-либо помощи, иначе власть не является независимой и, соответственно, теряет свойство суверенности. 

Самостоятельность тесно связана с независимостью, с той лишь разницей, что зависимое правительство не может самостоятельно выполнять свои функции, сколько бы оно не хотело. Самостоятельность предполагает способность государства самостоятельно решать свои задачи и проблемы [4].

Верховенство значит, что в государстве нет другой власти выше государственной.

Государственная власть распространяется на всей территории страны и на все население. Государство самостоятельно осуществляет принудительную власть.

Все другие союзы, какими бы независимыми они ни были, применяют принуждение только под властью и контролем государства.

Принудительная власть родителей над детьми, мужа над женой находится в рамках, определенных государственным законодательством, и подконтрольна государственным органам.

Государство как бы является монополистом принуждения, только государственная власть наделена независимым правом принуждения [4].

Таким образом, суверенитет — это возможность государства самостоятельно, без внешних указаний, принимать решения во внутри и внешнеполитических вопросах, неся полную ответственность за последствия принимаемых решений.

Суверенитет перестает быть юридическим критерием государственности.

Он приобретает характер политического лозунга, используемого политической элитой в борьбе за власть.

Это в свою очередь позволяет утверждать, что анализ вопросов, связанных с пониманием государственного суверенитета в теоретико- правовом аспекте, представляется весьма актуальным.

 

Список литературы:
1. Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь / С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2015. — 640 с.
2. Бредихин А.Л. Суверенитет как политико-правовой феномен: Монография. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 128 с.
3. Володина Н.В. Проявления государственного суверенитета в современном мире и России / Н.В. Володина // Правовая инициатива (включено в реестр иностранных агентов). — № 5. — 2013. — С. 56.
4. Кожемякин Н.В. Государственный суверенитет в системе международного права / Н.В. Кожемякин // Евразийский юридический журнал. — № 11(90). — 2015. — С. 39-41.