Государственный суверенитет как ключевой признак государства
Секция: Юриспруденция
XXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Государственный суверенитет как ключевой признак государства
Всякое государство, находящееся на сегодняшней политической карте мира, отличается своими особенностями, которые характеризуются в различных областях его жизни.
Среди основополагающих признаков государства выделяют ключевой - суверенитет. Как один из признаков любого государства суверенитет, с времени своего возникновения порождает большое количество споров и всё еще не разработано его универсальное определение.
Государственный и политический деятель, российский ученый В.М. Гессен писал: «Прежде из-за суверенитета воевали короли, теперь о нем спорят профессора. Прежде для того, чтобы отстоять его, не жалели крови, теперь для того, чтобы объяснить его, не жалеют чернил» [2].
Для того, чтобы разобраться и понять, необходим ли государству суверенитет, нужно представить государство без суверенитета.
Население страны, ее территория, публичная власть, всё это присуще не только государству, но и муниципальным образованиям, субъектам федерации, однако условия образования не являются суверенными, потому что в них не существует единой независимой и верховной власти.
Если в качестве признака назовём «верховную» власть – то само собой врываемся в сферу суверенитета. Помимо того, отказывавшись от суверенитета как признака государства, мы отвергаем независимость самого государства, которая значит не только самостоятельность государства в принятии решений, но и обособленность и самостоятельность его от других публичных учреждений.
Н.И. Грачев подчеркивает: «Именно в суверенитете заключается основополагающая идея государства.
Без стремления к ее реализации этносоциальный субстрат государства, государство образующая нация, не сможет достичь политико-правового единства, обеспечить наличие и сохранность своего государственного статуса, гарантировать внутреннюю упорядоченность, справедливый мир и согласие, создать условия для обретения необходимой внешней мощи культурного роста» [2].
На наш взгляд, суверенитет есть неотъемлемый признак государства и наличие его определяет существование различных государств, независимых и изолированных друг от друга [1].
Резюмируя, необходимо предложить следующее определение суверенитета. Суверенитет – это способность государственной власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Наличие этого свойства означает, что государство может свободно регулировать свои дела на своей территории и проводить независимую внешнюю политику. Иными словами, суверенитет - это право государства и его способность командовать и требовать повиновения. А поскольку государство является центральным политическим институтом, суверенитет - это обязательное качество.
Необходимо выделить основные проявления суверенитета, которым являются:
а) верховная власть должна быть институционализирована, то есть быть выраженной в системе органов власти всех уровней;
б) все решения верховной власти должны быть выражены в правовых нормах.
в) способность носителя верховной власти самостоятельно определять и осуществлять свою волю (это означает, что решения правительства должны приниматься исходя из их собственных интересов, без влияния извне);
г) верховная власть должна осуществляться без внешних ограничений, то есть другие суверенные субъекты не должны препятствовать ее осуществлению и вмешиваться в текущие политические и правовые процессы;
Закрепление в качестве отличительного признака государства суверенитета было связано с тем, что древние государства не знали сил, которые будут соревноваться с ним в своей власти.
Но в средние века церковь, крупные силовые единицы феодального общества стали конкурировать с государственной властью, возникла борьба и противостояние между государственной властью и другими силами.
Именно в этот период государство в поиске инструментов утверждения своего превосходства приходит к пониманию необходимости суверенитета - преимущественного права на власть.
Суверенитет является неотъемлемой чертой государства и концентрирует такие черты государственной власти, как верховенство, самостоятельность и независимость[3].
Независимость означает, что государству не нужна никакая другая власть, оно способно решать свои внутренние и внешние задачи без чьей-либо помощи, иначе власть не является независимой и, соответственно, теряет свойство суверенности.
Самостоятельность тесно связана с независимостью, с той лишь разницей, что зависимое правительство не может самостоятельно выполнять свои функции, сколько бы оно не хотело. Самостоятельность предполагает способность государства самостоятельно решать свои задачи и проблемы [4].
Верховенство значит, что в государстве нет другой власти выше государственной.
Государственная власть распространяется на всей территории страны и на все население. Государство самостоятельно осуществляет принудительную власть.
Все другие союзы, какими бы независимыми они ни были, применяют принуждение только под властью и контролем государства.
Принудительная власть родителей над детьми, мужа над женой находится в рамках, определенных государственным законодательством, и подконтрольна государственным органам.
Государство как бы является монополистом принуждения, только государственная власть наделена независимым правом принуждения [4].
Таким образом, суверенитет — это возможность государства самостоятельно, без внешних указаний, принимать решения во внутри и внешнеполитических вопросах, неся полную ответственность за последствия принимаемых решений.
Суверенитет перестает быть юридическим критерием государственности.
Он приобретает характер политического лозунга, используемого политической элитой в борьбе за власть.
Это в свою очередь позволяет утверждать, что анализ вопросов, связанных с пониманием государственного суверенитета в теоретико- правовом аспекте, представляется весьма актуальным.