Характеристика способов совершения преступлений против личности, совершенных членами религиозных сект
Секция: Юриспруденция
XXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Характеристика способов совершения преступлений против личности, совершенных членами религиозных сект
Способ совершения преступлений изучается среди главных вопросов, интересующих почти все науки законодательного цикла такие как: уголовное право, уголовный процесс, криминология, криминалистика, судебная психология и др. Нужно отметить, что лишь криминалистика исследует способы совершения преступлений, изучая его с целью раскрытия, расследования и предупреждения преступления.
Существует множество точек зрения учёных на такие понятия, как определение, содержание и структура способа совершения умышленного преступления.
Сложное, многостороннее и всеохватывающее исследование способа совершения преступления провёл Г.Г. Зуйков. Он раскрыл содержание составных частей способа совершения различных видов преступлений, показал их индивидуальность, изложил несколько их определений.
Из количества определений, изложенных Г.Г. Зуйковым, более полным и верным, на наш взгляд, является следующее: способ совершения преступления - «система действий по подготовке, совершению и сокрытию преступления, детерминированная условиями внешней среды и психофизическими качествами личности, связанными с избирательным использованием соответствующих средств и условий места и его времени».
Члены тоталитарных сект свершают достаточно большой спектр правонарушений. Преступное деяние на религиозной почве могут быть совершены как конкретно одним адептом, так и в составе секты под управлением её лидеров. Поэтому необходимо установить роль каждого члена секты, для того чтобы привлечь к ответственности не только исполнителей, но так же организаторов и руководителей.
Стоит отметить, что способы совершения преступлений членами религиозных сект, включают в себя такие действия как подготовка к конкретному совершению так и сокрытию преступного деяния.
Подготовительная стадия (вне зависимости от числа соучастников) может начинаться с создания религиозной секты. С этой целью организаторы проводят активную вербовку возможных членов.
Первоначальной целью вербовки того либо другого адепта в секту может включать в себя, получение непосредственно от последнего определённых вещественных благ (квартира, деньги, иное имущество) либо же удовлетворение плотских желаний руководителей сект.
Для того чтобы достичь своих целей, может применяться как психическое так иногда и физическое насилие, а именно такие как употребление наркотиков, ограничения передвижения и т.д.
Изучение материалов уголовных дел говорит о том, что, как правило, для вовлечения в обозначенные организации, координаторы секты, вовлекают чаще всего путём психического воздействия.
Такое воздействие происходит путём вовлечения к ни чему обязывающему разговору на специально организованных семинарах или на улице, обещая разные материальные и духовные блага и предлагая вступить в организацию для достижения наивысшей цели.
Для управления деятельностью секты, руководителями приобретается и изучается такая литература, как оккультная, религиозная, философская и медицинская.
Нередко это подтверждается результатами проведённых осмотров и обысков помещения, принадлежащих или специально арендованных религиозными сектами.
После того как религиозная организация была создана, начинается планирования её противоправной деятельности (место, время, непосредственный способ совершения и т.д.) и подготовка возможных исполнителей для преступного замысла.
Для этого руководители сект изучают личностные качества адептов, организуют общие собрания для членов секты, где проводятся различные проповеди для навязывания определённой идеологии путём психического воздействия, а также чтение религиозной и оккультной литературы. Так же руководители сект в ходе собраний могут подготавливать адептов к совершению ритуалов, что предполагает изготовление тех или иных ритуальных принадлежностей. Так же изготавливаются и приобретаются наркотические и психотропные вещества. Осуществление мероприятий, связанных с подготовкой к совершению преступлений, не всегда может реализовываться единолично. Поэтому для того чтобы преступные цели были достигнуты на данном этапе привлекаются наиболее «верные» адепты. В некоторых случаях уже на данном этапе планируется сокрытие преступной деятельности.
Способ осуществления преступной деятельности членами религиозных сект, во многом зависит от совершения конкретного преступления. Способы совершения убийств, которые сатанисты в определённых вариантах называют религиозными жертвоприношениями, достаточно многообразны, с многочисленными следами, которые остаются после совершения таковых преступлений.
Как советует идейный вдохновитель сатанистов Алистер Кроули, для достижения преступных целей наиболее варварских ритуальных обрядов рекомендуются забивание насмерть, обезглавливание, закапывание, утопление, сожжение, отравление, поедание ещё живых трепещущих органов умирающей жертвы. Также не редкость случаи повешения, практикуется приказы «свыше» покончить жизнь самоубийством. В качестве подготовки к совершению преступлению, чаще всего, выбираются определённые ритуальные принадлежности (меч, кинжал, колокол, искусственный фаллос, пятиконечная звезда, пергаменты, гонг, кубок и т.д.), психотропные вещества и наркотики могут быть использованы также в качестве средств совершения преступления.
Приблизительный перечень ритуальных принадлежностей и их внешний вид упомянуты в работе А.И. Хвыля-Олинтер.[8] В ходе совершения преступления пострадавших иногда вводят в состояние транса, что делает их легко доступными для манипуляций со стороны преступников. После такого преступления, остаются как правило такие следы (труп с признаками надругательства, обезглавленный труп, отдельные части тела, трупы животных и т.д.), указывающие на типичный характер такого преступления.
Таким образом, обнаруженные при расследовании вышеперечисленные следы преступления могут служить основанием для выдвижения версии о том, что преступление совершено именно членами религиозных сект.
Знание основных способов совершения преступлений членами сект во многом упрощает поиск следов совершенных ими преступлений, что в итоге существенно облегчает процесс их раскрытия и расследования.
В преступлениях совершёнными членами религиозных сект особенное значение придаётся сокрытию планируемых либо совершенных действий. Эти действия, направленны на то, чтобы не было обнаружено следов, и оставалась в тайне подготовка совершение преступлений, а также виновность в их совершении определённых лиц.
К примеру Р.С. Белкин разделяет содержательную сторону способов сокрытия на ряд групп[2, с. 767]: маскировка и фальсификация доказательственной информации, утаивание и уничтожение следов преступления, смешанные способы сокрытия. Такие действия осуществляться не только исполнителями, но и другими адептами, входящими в секту, причём как в силу определённого менталитета, который сложился за время нахождения в секте, так и в силу прямого распоряжения со стороны руководства секты.
Были случаи коррупции организаторов и руководителей религиозных сект совместно с представителями органов власти, последние из которых в силу своих должностных полномочий также осуществляли сокрытие преступной деятельности членов сект. В таких случаях, обычно, преследовалась не одна, а несколько задач.
Так, вместе с уклонением от ответственности за совершения незаконных действий (такие как организация различного рода притонов, мошенничество и т.д.) целью такого сокрытия являлось продолжение преступной деятельности.
Способы совершения одних и тех же преступлений членами некоторых религиозных сект, в силу тех либо других обстоятельств, могут существенно различаться между собой. Потому нужно учесть то обстоятельство, что на формирование преступления на религиозной почве, оказывают влияние как объективные обстоятельства, так и субъективные качества преступника являющимся членом религиозной секты.
Субъективные факторы, определяют способ содержания совершения преступления, которые включают в себя: мотив и цель совершения преступления, умения, знания, навыки, привычки преступника, его поведенческий облик, который складывается из черт характера и психической направленности личности.
Изучение преступлений, которые были совершены членами религиозных сект, показывает, что способ совершения преступления определяется также и объективной обстановкой, в которой совершаются преступные деяния.
Нужно отметить, что «существует несколько вариантов отношения преступника к условиям внешней среды»[3, с. 63] , что влияет на содержание совершаемых действий. К примеру: член религиозной секты верно понимает и просчитывает объективную обстановку и строит свои действия согласно с поставленной целью, беря во внимание все факторы, составляющие ее содержание.
Либо наоборот может действовать, осознанно игнорируя фактор объективной обстановки, не в полной мере используя в выбранном способе действий благоприятных факторов, не принимая мер к тому, чтоб приспособиться к неблагоприятным условиям либо преодолеть их.
Поэтому, в зависимости от выбранного варианта отношения члена религиозной секты к объективной обстановке, которая сложилась на момент подготовки, совершения и сокрытия преступления, схожие действия, совершаемые им, будут отражаться во внешней среде различно.
Можно сделать вывод, что объективные и субъективные факторы, которые оказывают влияние на формирование способа совершения преступления, не всегда отражают всю их совокупность.
Способ, в частности, может формироваться без учёта навыков и умений, если у субъекта их нет. В таких случаях они не получат отражения в способе действия и его следах.
Но способ всегда является результатом совокупного действия значительного числа факторов. И чем их больше, тем больше следов для раскрытия преступления оставляет преступник, а значит, сотрудник следственных органов располагает ещё большими сведениями для выдвижения версий, условий, воздействовавших на способ совершения преступления, что, конечно помогает ему обнаруживать необходимые доказательства, устанавливающие как состав преступления, так и другие обстоятельства, входящие в предмет доказывания.