Статья:

Основные направления и перспективы развития мирового рынка транспортных услуг

Конференция: XXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Лешукова Е.А., Рощин А.А. Основные направления и перспективы развития мирового рынка транспортных услуг // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(38). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(38).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные направления и перспективы развития мирового рынка транспортных услуг

Лешукова Екатерина Антоновна
студент, Всероссийская академия внешней торговли, РФ, г. Москва
Рощин Артём Александрович
студент, Всероссийская академия внешней торговли, РФ, г. Москва

 

В условиях постоянно роста международной торговли, которые можно увидеть в настоящее время, и в усилении роли транснациональных компаний и их постоянно расширение, быстрое перемещение товаров и ресурсов между участниками является необходимым элементом в современном мировом товарообмене. Международный транспортно-логистический комплекс обеспечивает эффективное функционирование мировой торговли, связывает производителей с посредниками и потребителями товаров.

Рынок транспортных услуг можно считать самостоятельной сферой международной экономики. К основным сегментам данного рынка по классификации можно отнести:

  • Грузоперевозки
  • Управленческие услуги
  • Логистические услуги
  • Экспедиционные услуги

Основными факторами, которые способствуют росту рынка транспортно-логистических услуг являются рост объема товарооборота и конкуренция между товаропроизводителями. Также стоит отметить, что росту данного рынка способствовало вступление Китайской Народной Республики во Всемирную торговую организацию, создание новых транспортных коридоров между Европой и Азией, развитие транспортной инфраструктуры внутри Азиатского региона, что, безусловно, поспособствовало росту входящих и выходящих грузопотоков [1, c. 12].

Транспортно-логистическая политика развитых и многих развивающихся государств на современном этапе в первую очередь обусловлена росту конкуренции на рынке, поэтому повышение конкурентоспособности национальных транспортных компаний и лоббирование их интересов на мировом рынке является одной из первостепенных задач. В связи с чем прикладываются большие усилия в области развития экспорта транспортных и транзитных услуг. Например, цифровизация транспортных узлов и коридоров, упрощение нормативно-правового обеспечения экспортных, импортных и транзитных поставок, создание формата «одного окна», гармонизацию транспортно-логистического законодательства на международном уровне, создание финансовых инструментов, которые должны привлекать частных инвесторов на реализацию масштабных проектов совместно с государственными предприятиями.

На настоящий момент одной из главных тенденций развития рынка транспортно-логистических услуг является оказание комплексного спектра логистических услуг в сфере поставок и транспортировок грузов за счёт развития информационных технологий, применяемых при оказании данного вида услуг, формирование сегмента мультимодальных перевозок, а также рост доли транспортно-логистического аутсорсинга [2, c. 39].

Отличительной чертой нынешнего и будущего развития транспортного рынка является создание альянсов. На мировом рынке авиаперевозок наблюдается все более ожесточенная борьба между альянсами авиакомпаний, так как наиболее распространенными видами перевозок являются перелеты с наименьшими издержками авиаперевозчика или использование услуг традиционных авиакомпаний при наличии пересадки в узловом аэропорту.

Касательно рынка морских перевозок ситуация обстоит похожим образом. Для поддержания конкурентоспособности формируются альянсы из ведущих операторов, на которых сильно влияет то, как соотносятся динамика спроса на мощности судов и их предложение, что в свою очередь определяет уровень фрахтовых ставок. Так, к примеру, в сегменте перевозок с использованием контейнера в период с 2016 по 2018 года наблюдалось несоответствие спроса на контейнеровозы и мощностей транспортных компаний из-за роста перевозки генеральных грузов. По прогнозам специалистов, наиболее благоприятными и быстроразвивающимися регионами в сфере морских перевозок будут маршруты внутри азиатского региона, северотихоокеанский, каспийский, средиземноморский маршруты, маршрут, пролегающий через Индийский океан.

Строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей, соединение их с авто- и авиатранспортом в единый транспортно-логистический узел способствует росту спроса на данный вид перевозок, в сегменте пассажироперевозок, так как стоимость перевозки грузов данным видом транспорта все ещё велика.

Создание единого правового поля дает стимул к большему развитию рынка транспортных услуг [3, c. 7]. Такими документами являются:

  • Конвенция о международных смешанных перевозок, на основании которой в настоящее время осуществляются мультимодальные перевозки
  • Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении
  • Унифицированная ж/д накладная в рамках соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении в рамках грузоперевозок между Европой и Азией
  • Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП
  • Дополнительный протокол к Конвенции о договоре международной перевозки грузов, затрагивающий вопросы электронной накладной
  • МПА Организации сотрудничества железных дорог

Ещё одной чертой современного рынка транспортно-логистических услуг является создание крупных международных инфраструктурных проектов в евразийском регионе. Например, предложенная Китаем и активно им развивающаяся инициатива «Один пояс – один путь». Также Китай совместно с ШОС развивает международные автомобильные коридоры и транспортные коридоры ЦАРЭС, ТРАСЕКА и «Север-ЮГ». Формирование большой сети транспортных коридоров, имеющих различную направленность, благоприятствует увеличению мирового транспортного рынка [1, c. 13].

В связи с пандемией COVID-19 стремительное развитие получил сегмент рынка экспресс-доставки малогабаритных грузов, так как произошел динамичный рост объемов рынка электронной коммерции. Развитие и расширение сетей постаматов, дронов, беспилотных тележек и другие формы обеспечения доставки от двери до двери с минимальным количеством внешних контактов тоже повлияло на данный сегмент.

Заключительной из рассмотренных черт современного рынка транспортных отметим трансформацию цепочек поставок из физических в электронные, так как для обмена данными в настоящий момент существует большое количество цифровых решений, позволяющих не перемещаться для потребления услуг.

 

Список литературы:
1. Распоряжение Правительства РФ от 14.08.2019 N 1797-р (ред. от 23.11.2020) <Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года> (вместе с "Планом мероприятий по реализации Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года") [электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_331686/a966836ca07feb55734f1d016f3cb479d4537ef3/
2. Анализ состояния и динамики развития мирового рынка транспортных услуг. / Ким С.А., Кусков А.Н.- журнал “Economy and Business”, 2020 [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sostoyaniya-i-dinamiki-razvitiya-mirovogo-rynka-transportnyh-uslug/viewer
3. Современные тенденции развития рынка логистических услуг. / Шуклина З.Н., Рыгайло В.А., Фомичёва М.А.- электронный журнал «Вектор экономики», 2020 [электронный ресурс] URL: http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2018/10/logistics/Shuklina_Rygaylo_Fomicheva.pdf