Статья:

Этапы становления ЕГЭ в 2001-2017гг. (Попытка периодизации)

Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Ветрова В.Н., Шагаева Е.В. Этапы становления ЕГЭ в 2001-2017гг. (Попытка периодизации) // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(4).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 233 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Этапы становления ЕГЭ в 2001-2017гг. (Попытка периодизации)

Ветрова Виктория Николаевна
студент, Воронежский Государственный Педагогический Университет, РФ, г. Воронеж
Шагаева Екатерина Вячеславовна
студент, Воронежский Государственный Педагогический Университет, РФ, г. Воронеж
Лактионов Василий Викторович
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, Воронежский Государственный Педагогический Университет, РФ, г. Воронеж

 

Жизнедеятельность современного человека во многом зависит от образования. Право на образование является важнейшим правом человека. Сегодня внимание общественности обращено в сторону Единого Государственного экзамена. Часть общества относится критически к данной форме сдачи экзаменов, а другая часть высказывается в его поддержку.

16 февраля 2001 года, руководствуясь Постановлением Правительства №119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» было положено начало эксперименту по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ), совмещающего в себе итоговую аттестацию выпускников 11-х классов и вступительные экзамены для поступления в высшие учебные заведения.

Прошло уже 18 лет, за это время вышло достаточное количество научных исследований, посвящённых ЕГЭ, но проанализировав вышедшую литературу мы можем констатировать почти полное отсутствие работ по периодизации данного процесса.

Целью нашей работы является попытка разработки периодизации ЕГЭ, как процесса, его оценка учеными на каждом выделенном нами этапе, выяснение достоинств и  недостатков  процесса проведения в  2001-2017гг.

На основании серьезных изменений и новаций в процессе подготовки и проведения ЕГЭ можно выделить несколько этапов ЕГЭ:

I. 2001 - 2006 гг. - начальный этап. Выделяется на основе введения ЕГЭ в образовательный оборот и проведения  этого эксперимента в ряде субъектов РФ;

II. 2007 – 2010 гг. – введение ЕГЭ как общеобязательного;

III. 2011 – 2015 гг. – развитие системы ЕГЭ. Выделение данного этапа в связи с существенными изменениями в организации проведения экзамена.

IV. 2016 – 2017 гг. – закрепление ЕГЭ в системе образования. Теперь единый государственный экзамен – это обязательная форма аттестации школьников при поступлении в ВУЗ.

I этап характеризуется внедрением ЕГЭ в систему образования Российской Федерации. Впервые эксперимент по введению ЕГЭ был проведен в 2001 г. в республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, а так же в Самарской и Ростовской областях по 8 учебным дисциплинам[15,с.176]. В журнале «Образование: федеральный аспект» анализируются ЕГЭ 2003 года. Так, данная процедура  была успешно введена в 47 субъектах Российской Федерации[19,с.3]. Результаты ЕГЭ 2001-2003 выявили позитивную тенденцию: повысилась мобильность выпускников, увеличился конкурс в ВУЗы, прирост числа абитуриентов из сельской местности. В данной статье приведены результаты тестирования трёх лет. За этот период были выявлены следующие положительные результаты:

● ЕГЭ позволяет достигнуть поставленных целей;

● на практике показана возможность совмещения итоговой аттестации и вступительных испытаний для поступления в ВУЗ;

● выбор схемы проведения ЕГЭ и разработка контрольных измерительных материалов (КИМов).

Но наряду с этим существует и ряд недоработок, которые также выделяет и В.А.Хлебников в статье «Как нам реорганизовать ЕГЭ?» [26,с.4]:

● неразвитость нормативной базы ЕГЭ;

● несовершенство КИМов;

● небезупречность процедуры проведения ЕГЭ;

● низкая степень участия ВУЗов в организации экзамена.

Технология ЕГЭ, по мнению А.В.Хлебникова, должна быть изменена. Она должна учитывать менталитет и мотивацию преподавателей и учащихся. Стремление учеников и родителей контролировать процедуру ЕГЭ необходимо соотносить с техническими, организационными и финансовыми возможностями. [26,с.4]

К 2005 году  эксперимент по введению ЕГЭ охватил более шестидесяти субъектов Российской Федерации. По данным информационного портала для абитуриентов и школьников  большая часть регионов (35) предпочла для сдачи в форме ЕГЭ 6-10 предметов и лишь 9 регионов сдавали все дисциплины. Но в некоторых областях ЕГЭ только набирает обороты и выпускники сдают только два экзамена - русский язык и математику.

Исследователи Е.Л. Омельченко и Е. Л. Лукьянова в статье « Эффективность ЕГЭ: попытка социологического анализа» приводят данные исследований мнений россиян об образовательной реформе. Многие негативно отнеслись к нововведениям, только 22 % высказались в поддержку ЕГЭ.[16,с.238]  По результатам опросов авторы выделяют следующие причины позитивного и негативного отношения к ЕГЭ. К первым они относят широкие возможности поступления в ВУЗ, объективность оценок и т.д. Ко вторым -  недооценка личных качеств учащихся, неэффективность тестов как способа проверки знаний, коррупция, формирование рынка дополнительных образовательных услуг.  Учёные  пришли к выводу, что старшеклассники негативно воспринимают переход к новой форме сдачи экзаменов, воспринимая её как препятствие при поступлении.

В 2006 году единый государственный экзамен сдавало около 1 миллиона школьников в 79 регионах страны.

Согласно социологическим опросам за 2006 только 3% поддерживают проведение ЕГЭ, а остальные 97 % против.[25,с.116]

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в эти годы (2001 - 2006 гг.) формируется нормативная база, осуществляется подготовка кадров и поиск эффективных технологий. Эксперимент ЕГЭ  продолжает модернизироваться, расширяется и усложняется, учитывая недостатки.

На II этапе ЕГЭ закрепляется как обязательная форма итоговой аттестации, согласно Федеральному закону №17 от 2007 года. Русский язык и математика закреплялись в качестве основных для получения аттестата, а для поступления в ВУЗ выпускникам необходимо предоставить свидетельство с результатами ЕГЭ по 4 предметам. Результаты ЕГЭ становились действительными до конца текущего года.

Эти изменения повлекли ряд негативных отзывов со стороны общественности.

Президент Всероссийского фонда образования С. Комков,  выступил с критикой ЕГЭ и объявил его нарушением Конституции РФ.

Даже были попытки обращений родителей выпускников в суд на предмет соответствия ЕГЭ Конституции РФ.

В 2008 году на страницах печати появились статьи о том, что девочка покончила жизнь самоубийством из-за ЕГЭ.  Эта тема поднималась многими телевизионными программами, что ещё больше взбудоражило общественное мнение.

Большую волну недовольства вызвал тот факт, что большинство бюджетных мест в престижных ВУЗах страны заняли представители кавказских народов, плохо говоривших по-русски, но сдавших ЕГЭ на «отлично».

По результатам проведения ЕГЭ в 2008 году большинство выпускников показали низкие результаты. Менее 50 тестовых баллов по математике получили почти 80 % учащихся, а более 80 баллов – 2,9%.[6,с.76]

В 2009 г. ЕГЭ впервые проводился во всех субъектах РФ, но  ситуация практически не изменилась и исследователь Л. Борусяк причинами такой плачевной ситуации называет:

а) не очень хорошее качество заданий; б) напряжённая обстановка, вызванная тем, что учащиеся пишут ЕГЭ не в своей школе; в) - ЕГЭ проводится в письменной форме, поэтому требует точности и не прощает незначительных ошибок.

Помимо этого, автор выделяет такое преимущество ЕГЭ как возможность поступления в столичные ВУЗы иногородних абитуриентов, что раньше было менее доступно.

В 2010 году итоговую аттестацию в форме ЕГЭ прошли около 1 млн. выпускников. За это десятилетие ЕГЭ претерпел существенные изменения. Работа президентской комиссии, образованной 14 октября 2009 года,  отразила положительные стороны, к которым можно отнести снижение нагрузки, связанной с традиционной формой поступления, расширение возможности поступления в ВУЗ из любого субъекта РФ, использование итогов ЕГЭ для определения недостатков в учебных программах, осуществление контроля со стороны общества за качеством образования, фиксирование результатов в электронном виде.[5,с.17]

Летом 2010 года Общественная палата провела работу горячей линии по вопросам проведения ЕГЭ, в которой приняли участие 7 тысяч граждан РФ.[9,с.42] Анализ вопросов показал, что в большинстве случаев россиян волнуют следующие проблемы: не информируемость населения о процедуре проведения экзаменов, длительная обработка КИМов, недостаточный уровень подготовки организаторов, незаконная помощь учителей.[9,с.43]

Комиссии при Президенте РФ по вопросам совершенствования единого государственного экзамена продолжают свою работу. Олег Смолин в своей статье «ЕГЭ недовольны и в правящей элите» выдвинул комиссии три предложения, укладывающиеся в существующую идеологию:

1. Отказ от тестов в точных науках.

2. Частичное введение устного экзамены в гуманитарные предметы.

3. Увеличение числа экзаменов  не в формате ЕГЭ, введение литературы как обязательного экзамена. .[24,с.42]

По нашему мнению, на данном этапе школа находилась в ситуации кризиса и требовала глобальных изменений, касающихся выработки определённой концепции школы, которая подразумевает взаимодействие всех субъектов образования.

На III этапе вся нормативная правовая база ЕГЭ приводится в соответствие с законом «Об образовании в Российской Федерации», принятом 29.12.2012 года. Создаются: Федеральная информационная система Федеральный реестр сведений о документах об обучении, Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся.  Отменяется свидетельство с результатами ЕГЭ.

Этот этап характеризуется противоречивостью ЕГЭ. Вместе с учётом предыдущих ошибок, выявляются новые негативные тенденции. В 2011 году большой ажиотаж получили скандалы в области ЕГЭ. К примеру, в Москве вместо выпускников  тест по математике пришли писать студенты ВУЗов. Так же стало известно, что в группах социальных сетей в день сдачи экзамена были размещены готовые ответы, которые стали доступны через час после начала экзамена.[13,с.103]

Сайт РИА Новости сообщает, что к 2011 году коррупция в школах России выросла в 25 раз. По итогам 2010 года именно школа занимает лидирующие позиции по количеству фактов коррупции, что составляет 43% от общего числа фактов злоупотреблений и взяточничества в сфере образования.

Учёный А.Привалов в работе «О ЕГЭ как об идеальном тупике» вводит термин «егэизация сознания» как «умение действовать только по шаблону».[18,с.104] Автор полагает, что ЕГЭ лишает права свободно мыслить, что может привести к гибели нации.

Таким образом, ЕГЭ продолжает набирать обороты, вызывая волны различных мнений.

Случаи коррупции, нарушения правил проведения ЕГЭ ужесточили законодательство в сфере образования. Частью 4 статьи  19.30 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил проведения государственных итоговых аттестаций. 

Авторы И.В. Курлевский и М.В. Пальчикова в статье  «Проблемы административной ответственности в сфере образования»  считают, что штрафные санкции являются чрезмерными.  «Проблема состоит в том, что учителя, а также организаторы несут ответственность не только за личное нарушение правил проведения ЕГЭ, но и за то, что не смогли предотвратить нарушения, совершаемые учениками на экзамене. При этом и организаторы, и учителя несут ответственность за то, что их обязали участвовать в процессе, в котором они участвовать не хотели, что, согласно законодательству РФ, возможно только по решению судебных органов власти».[11]

В 2015 году результаты ЕГЭ признаются действительными в течение 4 лет. Вводится обязательное сочинение.  ЕГЭ по математике делится на базовый и профильный уровни.  Подлежат  изменению и КИМы: исключается тестовая часть из КИМ по русскому языку, математике, литературе, истории, обществознанию, географии и информатике. По иностранным языкам вводится устная часть, которую ученики  сдают по желанию.

На  IV этапе усиливается контроль за проведением ЕГЭ. В пунктах проведения  экзаменов  устанавливаются магнитные рамки, «глушилки», в коридорах и аудиториях устанавливаются видеокамеры,  КИМы  распечатываются непосредственно в аудитории в присутствии выпускников.

За нарушение правил проведении ЕГЭ устанавливаются санкции как для школьников, так и для преподавателей. Допустивший нарушение выпускник имеет возможность пересдать экзамен только в следующем году. Для преподавателей же устанавливается штраф.

29 мая 2017 года началась новая волна ЕГЭ, в которой приняло участие 703 тысячи выпускников.  

Е.П. Дерябина рассматривает позитивное и негативное влияние  ЕГЭ на школьников. Среди «минусов» она выделяет:

1. Напряжённая обстановка в местах проведения ЕГЭ ( применение металлоискателей и камер видеонаблюдения), которая отрицательно сказывается на здоровье выпускников.

2. Большинство родителей и учащихся полагают, что ЕГЭ полностью не отражает реальные знания школьников.

3. Не очень качественная проверка заданий части «С» из-за спешки преподавателей.[7,с.97]

К «плюсам» Е.П. Дерябина относит:

1. Лёгкость и прозрачность поступления школьников в ВУЗы.

2. Для того, чтобы получить хороший результат, ученикам достаточно иметь хороший базовый уровень знаний по всем предметам.

3. Равные возможности для поступления выпускников из разных регионов. [7,с.97] 

Автор разработала рекомендации по снижению напряжённости в пунктах проведения ЕГЭ: во время проведения ЕГЭ транслировать приглушённую  классическую музыку, щебетание птиц, возможность  повторной сдачи экзамена в течение недели с корректировкой оценок по среднему балу обеих попыток для снижения информационного давления на выпускников, обеспечить более доверительные и благоприятные условия со стороны комиссии по отношению к выпускникам, в местах проведения ЕГЭ разместить надписи с поддерживающими лозунгами. [7,с.98]

Данные меры позволят создать благоприятную атмосферу и положительно повлиять на результат сдачи ЕГЭ.

Таким образом, мы можем сказать, что Единый Государственный Экзамен со времени его введения претерпевает значительные изменения: усложняется процедура проведения, ужесточается контроль за его проведением, что, по нашему мнению, негативно отражается на психологическом состоянии выпускников,  в то же время совершенствуются КИМы для более глубокого отражения уровня знаний учащихся, выпускники получили возможность поступления в любой ВУЗ России, что нельзя не отнести к «плюсам»  ЕГЭ. Проведя это исследование, мы пришли к выводу о необходимости рассмотреть мнение выпускников, выделенных нами этапов, на материалах разведывательного социологического исследования. Но это уже цель следующей статьи

 

Список литературы:
1. Закон об образовании [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.12.2012.- режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 26.04.2018)
2. О внесении изменений в закон Российской Федерации [Текст] :  Федеральный закон от 09.02.2007 №17 // "Российская газета". – 2007. - № 31
3. Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена [Текст]: Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 года №119 // Собрании законодательства Российской Федерации. – 2001. - №9. 
4. Бердашкевич А.П.Президентская комиссия обсуждает результаты ЕГЭ/А.П.Бердашкевич // Народное образование. - 2010. - № 5. - С. 17-20 .
5. Блог инспектора народного образования [сайт]. – Режим доступа: http://eduinspector.ru/2016/06/17/ege-15-let-v-stroyu/( дата обращения 18.02.2018)
6. Борусяк Л.ЕГЭ как зеркало проблем российского образования/ Л.Борусяк // Вестник общественного мнения. - 2009. - № 3. - С. 71-83.
7. Дерябина Е.П. ЕГЭ: позитивное и негативное влияние на школьников/ Е. П. Дерябина // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации. – 2017. – С. 97-99.
8. Духанина Л.Н.Итоги проведения ЕГЭ 2010:аналитика и предложения общественной палаты РФ / Л.Н.Духанина // Уровень жизни населения регионов России. -2011. - № 2. - С. 42-47.
9. Кадневский В.М., Полежаев В.Д. Системные недостатки ЕГЭ.Когда их преодолеем?/ В.М.Кандевский, В.Д.Полежаев // Народное образование. - 2010. - № 9. - С. 40 - 49. 
10. Клячко Т. Итоги сдачи ЕГЭ в 2009г./ Т.Клячко //Экономико-политическая ситуация в России. - 2009. - №6. - С. 75-78.
11. Курлевский И.В., Пальчикова М. В. Проблемы административной ответственности в сфере образования [Электронный ресурс] / И.В.Курлевский, М.В.Пальчикова // Общество: политика, экономика, право.- 2017.- №7.- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-administrativnoy-otvetstvennosti-v-sfere-obrazovaniya (дата обращения 18.02.2018)
12. КМ. Ру [сайт]. - Режим доступа: http://www.km.ru/magazin/view.asp?id=6EB9C8868D544741A931EFE28E63C626 (дата обращения: 20.02.2018)
13. Макарова М.Н. Абитуриенты в условиях применения ЕГЭ/ М.Н.Макарова // Социологические исследования. - 2011. - № 2. - С. 93-98.
14. Мишукова Е.В. Единый государственный экзамен.[Электронный ресурс] / Е.В.Мишуткова // Идея, сущность, принципы. - М. - 2001. - Режим доступа: http://bank.orenipk.ru/Text/t19_141.htm (дата обращения 20.02.2018)
15. Овсянникова Н.Н.,Ляхова О.Л.Проблема ЕГЭ с позиции сохранения здоровья выпускников / Н.Н.Овсянникова, О.Л.Ляхова // Ученые записи орловского государственного университета. Серия: естественные, технические и медицинские науки. - 2008. - № 2. - С. 176-178.
16. Омельченко Е.Л.,Лукьянова Е.Л.Эффективность ЕГЭ: попытка социологического анализа / Е.Л.Омельченко, Е.Л.Лукьянова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2006. - № 1 - С. 326-334.
17. Попов Ю.В.[и др.] Анализ уровня знаний абитуриентов по результатам ЕГЭ/Ю.В.Попов.[и др.] // Актуальные вопросы профессионального образования. - 2006. - № 8. - С. 59-60.
18. Привалов А.О ЕГЭ как об идеальном тупике / А.Привалов // Эксперт.-2011. - № 24. - С. 102-104.
19. Результаты ЕГЭ в 2003 г // Интеграция образования. – 2003. -  № 3. - C. 3-7
20. Рейтинг вузов Москвы и России [сайт]. - Режим доступа :www.abituru.ru (дата обращения: 20.02.2018).
21. Риа Новости [Электронный ресурс] - режим доступа: https://ria.ru/education/20110826/424566241.html (дата обращения: 20.02.2018).
22. Римский В.ЕГЭ способствует росту коррупции в системе образования/В.Римский//Педагогические измерения. - 2011. - № 2. - С. 36-48.
23. Россия. Новости. [Электронный ресурс] - режим доступа:  https://www.ctege.info/stati-o-ege/ege-zapechatlen-na-pochtovoy-marke.html (дата обращения: 20.02.2018).
24. Смолин О.ЕГЭ недовольны в правящей элите / О.Смолин // Педагогические измерения. -2011. -№ 1. - С. 42-43.
25. Солодовников В.В.Отношение Россиян к ЕГЭ / В.В.Солодовников. //Мониторинг общественного мнения. - 2007. - № 4. - С. 114-129.
26. Хлебников А.В.Как нам реорганизовать ЕГЭ / А.В.Хлебников // Образование и наука. - 2006. - № 1. - С. 4-15.
27. Хроменков П.Н.Что критикуют критики ЕГЭ / П.Н.Хроменков //  Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. -2013. -№ 1. - С. 97-102.
28. Чиганашкин В.М.Серьезно о ЕГЭ/ В.М.Чиганашкин // Вопросы образования. - 2012. - № 2.- С. 285-294.