Понятие "девиация" в трудах социологов
Секция: Социология
XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Понятие "девиация" в трудах социологов
Природа и последствия так называемого «социального зла» всегда интересовали исследователей, так как у одного индивида отклонения от норм могут проявляться в его социальном поведении, у другого отразиться в личностной организации, а у третьего затронуть обе составляющие.
Объяснение социальных девиаций можно рассматривать при помощи концепции аномии, предложенной стоявшим у истоков социологии девиантного поведения Эмилем Дюркгеймом и представляющей развёрнутое социологическое объяснение данного явления. Термин «аномия» в переводе с французского означает «отсутствие закона, организации».
Аномия - это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми [1, с. 105].
Французский социолог утверждал, что различные виды асоциального поведения необходимо изучать как необходимые общественные явления, которые несут в себе некую полезность для социума и являются одним из факторов общественного здоровья. Э. Дюркгейм внес важнейший вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы, уточняя, что поведение членов общества всегда находится под контролем определённого набора правил, которые в идеале совмещают в себе обязательность, привлекательность, их должное и желаемое исполнение. Но социолог не придал соответствующего значения возможной дифференциации в определении одних и тех же норм и ценностей у различных социальных групп.
Позже теория Э.Дюркгейма была модернизирована американским социологом Р. Мертоном. Так, Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие аномии (например, в работе "Социальная структура и аномия"), причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которые оно предлагает для их достижения [2, с. 96].
Р. Мертон считает, что социум с исключительной концентрацией на целях без обозначения способов поведения при их достижении подвергается риску искажения данных методов.
Американский социолог А. Коэн в качестве сложного социального явления девиации определил "такие нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью при сходных социальных условиях".
Английский социолог Д. Уолш, представляющий феноменологическое направление социологии, определил девиацию не как внутреннее, присущее конкретному действию качество, а как итог социальной оценки и применения санкций. Такого рода характеристика девиантного поведения не даёт полную картину его природы и не содержит в себе понятия объективных антинормативных свойств [3, с. 98].
Группа социологов, например, такие как Р. Квинни, О. Турк, П. Уолтон, Дж. Янг, называющих себя "радикальными криминологами", в рамках конфликтологического подхода рассматривали один из политических подходов объясняющий совершение девиаций. Согласно данному направлению причиной различных общественных конфликтов является существование законодательства и вынужденное подчинение его нормам.
В подтверждение данной теории, например, является конфликт между властью и какой-либо социальной группой, при котором первые применяют ко вторым меры принуждения посредством правоохранительных органов. Более того, первоочерёдной целью подавления становятся наиболее незащищённые слои общества, которые не в силах оказать сопротивление.
Проанализировав различную трактовку понятия девиантного поведения, можно выделить два определения:
1) действие члена общества, идущее вразрез с общепринятыми нормами или законодательно закреплёнными правилами;
2) явление социальной среды, которое заключается в форме группового нарушения определённой социальной группой общепринятых норм или законодательно закрепленных правил.
Дезорганизация общественного организма, выражающаяся в преступности, не есть проявление нестабильности, а скорее цикличности социума, когда время нестабильности (перемен) всего лишь переход к новой устойчивости. Постепенно норма воспринимается как девиация, а девиация как норма. Отклонение может стать нормой, а норма отклонением. Другими словами, то, что для одних обществ является девиацией, для других является нормой.