СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Секция: Экономика
XLIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
STRATEGIES FOR INCREASING THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGION
Wang He
Undergraduate Amur State University named after Sholem Aleichem, Russia, Birobidzhan
Аннотация. Экономическая безопасность обычно рассматривается именно как ключевая качественная особенность экономической системы, которая определяет ее умение сохранять хорошие условия для жизнедеятельности населения, устойчивого обеспечения ресурсами народное хозяйство, а также последовательной реализации национально-государственных интересов. Но деятельность теневой экономики причиняет большой ущерб обществу и государству, расшатывает хорошие экономические отношения, а также является одной из наиболее острых угроз для экономической безопасности. В статье рассмотрены такие понятия, как «экономическая безопасность» и «теневая экономика», проанализирована взаимосвязь этих экономических явлений.
Abstract. Economic security is usually considered precisely as a key qualitative feature of the economic system, which determines its ability to maintain good conditions for the life of the population, sustainable provision of resources to the national economy, as well as the consistent implementation of national and state interests. But the activity of the shadow economy causes great damage to society and the state, undermines good economic relations, and is also one of the most acute threats to economic security. The article examines such concepts as "economic security" and "shadow economy", analyzes the relationship of these economic phenomena.
Ключевые слова: теневая экономика, экономическая безопасность, государство.
Keywords: shadow economy, economic security, state.
На современном этапе экономическая безопасность считается основой для того, чтобы сохранить целостность и национальную безопасность государства. Ее можно расценивать как комплекс институциональных признаков государства, которые определяют целостное, сбалансированное развитие государства как части мирового хозяйства; подобное состояние экономики и институтов власти, при котором может гарантироваться охрана национальных интересов.
Государство является главным элементом в организации обеспечения экономической безопасности, состояния защищенности общества, развития экономики, что обуславливается присутствием государственно-властных полномочий на издание общепризнанных норм, применение аппарата управления и принуждения [3].
Категория экономической безопасности по-разному трактуется в научной литературе. Так, например, согласно мнению Е. А. Кузнецовой, под «экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы» [5].
Е. Б. Завьялова полагает, что «экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности» [4].
Согласно мнению Л. И. Абалкина, «экономическая безопасность — это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику» [1].
Широкое определение национальной экономической безопасности преоставляет В. Паньков: «Национальная экономическая безопасность — это состояние национальной экономики, характеризующееся устойчивостью, «иммунитетом» к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу самому существованию государства» [6].
В качестве начальных критериев, которые отражают степень безопасности экономической системы, считается равновесие интересов элементов, которые ее образуют. Степень безопасности компонентов целостной системы неразрывно связана с безопасностью каждого элемента. Отсутствие угроз для одних компонентов содействует свободному осуществлению их интересов. Однако это способно привести к тому, что будут ущемлены интересы других компонентов и отрицательно сказаться на степени их безопасности. Таким образом, нужный уровень безопасности можно достигнуть путем поиска баланса интересов, которые образуют систему элементов, когда осуществление и преобразование объема интересов совершается не во вред, а в соответствии с интересами других элементов. Таким образом, состояние целостности системы базируется на равновесии интересов, которые входят в систему взаимозависимых компонентов. В рамках единой теории систем целостность представляется как одно из интегральных системных качеств, которое подразумевает «способность системы к сохранению своей качественной специфичности в изменяющихся условиях среды» [2].
Теневая экономика является реальной угрозой для экономической безопасности и образовывается в следствии несоответствия путей формирования государственной экономики реальным экономическим интересам населения. В результате того, когда государство не способно наполнить необходимыми благами сферы потребления, а общество не в силах без них существовать, появляется подпольная экономическая деятельность, а борьба с ней оказывается почти неосуществимой. Объёмы и элементы теневой экономики обычно пребывают в прямой зависимости от политики страны в экономической сфере, а рост данного сектора может нанести существенный вред экономической безопасности страны. Для экономического развития государства, органы власти должны максимально сократить долю теневой экономики.
Существует несколько основных причин, которые характеризуют теневую экономику:
- Вмешательство государства в экономику. К примеру трудное налоговое бремя для малого и среднего бизнеса, большое число государственных инстанций, регистрирующие их официальную деятельность. Необходимо отметить, что на все это у предпринимателей уходят существенные денежные затраты, которые могли бы быть направлены на развитие производства. Таким образом, предпринимателям выгоднее перейти в теневой сектор экономической деятельности.
- Депрессивное положение национальной экономики. В случае, если в стране кризисное состояние экономики, то, соответственно, у населения понижается жизненный уровень, допустимо увеличение доли безработицы, а, следовательно, это может привести к желанию населения начать заниматься предпринимательской деятельностью. Однако, если административные барьеры достаточно жесткие, то предприниматели пытаются их обойти, чтобы суметь сберечь свой бизнес и не разориться, а это и есть переход к теневому сектору и как следствие росту теневой экономики.
В результате всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что экономическая безопасность со стороны противодействия теневой экономики является совокупностью внутренних и внешних факторов, которые обеспечивают контроль формирования преступных тенденций в экономике с позиции государственных и общественных интересов.