СУДЕБНАЯ СИСТЕМА США
Секция: Юриспруденция
XLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА США
Во многих источниках утверждается, что именно в США, с помощью использования установленных судебных процедур, возможно в наибольшей степени определить справедливое наказание, меру свободы и меру ответственности. Связано это с тем, что судьи здесь обладаю всей полнотой контрольных юрисдикционных полномочий [1, c. 153].
В отличие от нашей страны американская судебная система характеризуется дуализмом. То есть самостоятельно функционируют две судебные системы:
- федеральная судебная система;
- судебные системы штатов.
Возглавляет федеральную судебную систему Верховный суд США. К нижестоящим судам относятся апелляционные суды, окружные суды и специальные суды. В компетенцию федеральной судебной системы входит рассмотрение дел, возникающих по спорам между субъектами, проживающими в разных штатах, а также дела, связанные с реализацией федерального законодательства.
Верховный суд США состоит из девяти судей, которые назначаются пожизненно Сенатом по представлению Президента страны. По первой инстанции Верховный суд выступает редко, только по делам, в которых одна сторона – посол какого-то государства или же имеет место спор между штатами.
Судебные системы штатов включают в себя высший судебный орган, суды первой инстанции. Отдельные штаты предусматривают существование апелляционных судов. Следует отметить, что некоторые вопросы оказываются в двойной подсудности (и федеральным судам и судам штатов). Эта ситуация обусловливает наличие сложных правил о разграничении компетенции этих двух уровней судебных систем [2].
Аналогичная ситуация складывается и в сфере материального права. Так, законотворчество федерации по вопросам гражданского права ограничено рамками вопросов интеллектуальной собственности, международной торговли и банкротства. Остальные имущественные и личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, регламентируются законодательством штатов.
В основе американской государственности лежит принцип федерализма, предполагающий полуавтономное положение, определенную самостоятельность и независимость штатов от федерального центра. Наиболее ярко данный принцип проявляется в организации правоохранительных органов, судебных органов и органов местного самоуправления. В каждом штате есть свои органы власти, свое законодательство. США относится к государствам с умеренно централизованным судоустройством.
В американской конституции не говорится о том, какой должна быть судебная система страны. Закрепляется лишь положение о том, что судебная власть принадлежит Верховному Суду США и системе судов, учреждаемой Конгрессом США. Конгресс утверждает также состав судей Верховного суда США. В 1789 году Конгресс принимает Акт о судебной власти. В соответствии с ним в Верховный суд США входят семь судей. Определяется и судебная система штатов, юрисдикция и система районных судов. Судебная система постепенно изменялась. Количество судей Верховного суда увеличилось до девяти. В составе Верховного суда США есть Главный судья, который осуществляет функции председателя суда и обладает надзорными полномочиями. Были образованы апелляционные суды и окружные суды первой инстанции (district courts).
Создаются и суды со специальной юрисдикцией, которые по первой инстанции рассматривают налоговые споры (US Tax Court), банкротный суд (US Bankruptcy Court), суд федеральных жалоб (US Court of Federal Claims), суд по международной торговле (US Court of International Trade).
Следует отметить, что иногда административные органы наделяются судебными полномочиями, например, Федеральная комиссия по торговле может рассматривать споры по первой инстанции.
Апелляционные суды призваны пересматривать решения судов первой инстанции и также сформированы по территориальному принципу, то есть действуют в судебных округах. Основой такого деления является деление на штаты. В судебный округ могут входить территории нескольких штатов. Предположим, в третьем федеральном судебном округе апелляционный суд рассматривает апелляционные жалобы на решения судов Пенсильвании, ью-Джерси, Делавера и судов Верджинских островов. На территории США создано 12 округов и соответственно 12 апелляционных окружных судов. Есть еще тринадцатый окружной апелляционный суд, который рассматривает апелляции на дела, связанные с патентными и таможенными делами.
Созданы также два специализированных апелляционных суда. Один из них – Суд по интеллектуальным правам – Апелляционный суд Федерального судебного округа по вопросам патентного права, прав на использование торговых марок, наименований и т.д. Второй суд специализируется на рассмотрении жалоб на действия правительства США.
В апелляционных судах работает от 10 до 25 судей и также общее руководство судом осуществляет главный судья. Судопроизводство здесь уже основано на коллегиальном начале. Дела как правило рассматриваются коллегиями из трех судей. Дела распределяются путем жеребъевки. В отдельных случаях, если дела относятся к категории особо важных, их рассмотрение может осуществляться всем составом суда. Это, например, вопросы по конституционному праву, по которым приняты противоречивые судебные решения судами первой инстанции. Дела, которые затрагивают вопросы особой государственной важности, рассматриваются Верховным судом США. Впервые данное правило было определено в 1974 году, когда рассматривалось дело против Никсона Р.М. Это был единственный президент страны, который ушел в отставку до окончания своего срока. Причиной отставки стало рассмотрение дела об Уотэргейте. Речь шла о противозаконных действиях, связанных с установкой подслушивающих устройств в штаб-квартире Демократической партии в ходе предвыборной компании.
Федеральные суды свои решения основывают на федеральном законодательства и нормах общего права.
В кодексе содержатся положения, определяющие полномочия Верховного суда США, апелляционных судов, подсудность и подведомственность федеральных окружных судов, порядок, касающийся возможности передачи дел из судов штатов в федеральные суды. Нормы 28 раздела касаются и порядка деятельности специализированных судов, таких как, например, суд по международной торговле.
Процессуальные нормы касаются порядка предъявления исков, применения судами федерального законодательства и законодательства штатов, подготовки дел к судебному разбирательству, вопросы представительства, предоставления доказательств, формирования суда присяжных и рассмотрения дел с их участием, распределения судебных расходов и т.д.
К специализированным формам судопроизводства кодексом отнесено рассмотрение исков об установлении права, о судебных запретах, о жалобах на акты органов власти, дела, в которых одной стороной выступает само государство.
В девятнадцатом столетии США восприняли систему британских судов, в которой есть суды общего права и суды справедливости. Например, в штате Арканзас отдельно существуют как суды справедливости, так и суды общего права.
Формальная определенность правовых предписаний, содержащихся в решениях судов, достигается путем их публикации. Однако, решения нижестоящих судов как правило не публикуются за исключением нескольких штатов, например Нью-Йорка, где публикуются выдержки из значимых для практики решений. А вот решения апелляционных судов штатов публикуются в специальных сборниках (Reports).
Юрисдикционные полномочия судов штатов ограничены кругом лиц и кругом вещей, находящихся на территории штата. Работает это правило следующим образом. Если житель Айовы попадает в дорожно-транспортное происшествие на территории Аляски и по вине жителя Аляски, то такое дело должно рассматриваться судом Аляски. Если же житель Айовы в этом происшествии погиб и возникает необходимость наследования его имущества, находящегося в Айове, то его наследники, которые могут проживать вообще в третьем штате, например, в Техасе, должны будут обращаться с делом о наследовании в суд Айовы, поскольку имущество находится именно там.
Верховный суд США указывал на необходимость взыскания убытков в разумных пределах и на то обстоятельство, что суды, при назначении наказания и применении штрафных убытков должны устанавливать следующие обстоятельства:
- во-первых, должно иметь место разумное соотношение между причиненным ущербом и суммой назначаемых штрафных санкций;
- во-вторых, необходимо учитывать степень общественной опасности поведения правонарушителя, продолжительность деяния, его неоднократность и степень вины ответчика;
- в-третьих, размер неосновательно полученных доходов;
- в-четвертых, следует учитывать финансовое положение ответчика;
- в-пятых, учитывается общая сумма иска и судебных расходов;
- в-шестых, есть ли в отношении ответчика приговор или возбужденное уголовное дело;
- в-седьмых, размер иных сумм, которые могут взыскиваться по делу с ответчика.
Афанасьева Е.Г. отмечает, что практика назначения штрафных санкций в разных штатах отличается.
Нормы одних штатов не содержат никаких ограничений относительно присуждаемых сумм, в других же ограничения имеются, но есть различия в механизмах их применения и основаниях. В нормах штата Алабама есть ограничения штрафных убытков фиксированной суммой в пятьсот тысяч долларов или трехкратным размером для юридических лиц. А для мелких компаний – в пятьдесят тысяч долларов или 10 процентов их стоимости чистых активов. В случаях же наличия еще и физического вреда, пределы взысканий существенно увеличиваются.
На Аляске законодатель предусмотрел увеличение размера возмещаемого в случае наличия у ответчика корыстных мотивов. В Канзасе законодательство устанавливает максимальный размер штрафных убытков в годовой доход ответчика или пятью миллионами долларов, в зависимости от того, какая сумма меньше [3].
Есть соображения о том, что данный институт очень похож на уголовное наказание и поэтому, при отсутствии уголовно-процессуальных гарантий, его применение сомнительно.
Необходимо сделать применение штрафного возмещения единообразным. Поэтому предлагается установить в федеральном законодательстве единый предельный размер взыскиваемых штрафных убытков, разграничив его применительно к крупному и мелкому бизнесу.
Иногда суммы штрафных убытков бывают неадекватными и гигантскими. Например, в 2007 году по делу против компании Филлип Морис Верховный суд США своим решением присудил выплатить истцу (иск подала женщина, которая указала, что компания обманным путем склонила ее мужа к курению сигарет, от чего он умер) в качестве штрафных убытков сумму (семьдесят девять с половиной миллионов долларов) в 97 раз превышающую компенсационные убытки за преждевременную смерть.
Данная проблема рассматривалась на самом высоком уровне. Джордж Буш, будучи президентом США, обращался к парламенту с призывом ограничить размеры возмещений, которые присуждаются пациентам, пострадавшим от совершения врачебных ошибок. Его призыв не был услышан законодателем.
Хотя удовлетворение подобных исков и взыскание астрономических сумм с лечебных учреждений вызвало кризис в системе американского здравоохранения.
Роль судебной системы в США нередко оценивают как имеющую ярко выраженный политический характер. Исследователи отмечают, что в США нет ни одного политического вопроса, который рано или поздно не получил бы судебной оценки и не стал бы предметом судебного разбирательства. Можно утверждать, что судебная система часто используется для решения общественных и политических вопросов [4].
Отдельно следует сказать о суде присяжных, который состоит из 6-12 присяжных заседателей, которые отбираются случайно, и решают вопрос, совершил ли подсудимый преступление или причинил ли ответчику ущерб. Судебный процесс является публичным, стороны вызывают свидетелей, предъявляют доказательства. Данных присяжных называют «малым жюри».
Может образовываться и так называемое Большое жюри, коллегия присяжных заседателей, которая определяет целесообразность и обоснованность предъявления официальных обвинений. Оно состоит из 16-23 человек, которые заседают за закрытыми дверями, адвокаты не могут на этих заседаниях. По окончании заседания принятое решение доводится до сведения обвиняемого и назначается дата судебного разбирательства.
Имеет место в правовой системе США и арбитраж, который выступает альтернативным способом разрешения споров, внесудебным способом. Стороны самостоятельно определяют, будет ли решение арбитража обязательным. Арбитр - это тот же судья, но судья частный, который может и не иметь юридического образования.
Как правило в качестве арбитров привлекаются группа экспертов, разбирающихся детально в предмете спора.
Для использования арбитража как средства разрешения спора необходимо наличие в договоре сторон специальной оговорки. Принуждение к арбитражу невозможно, поскольку противоречит публичному порядку, что было закреплено в прецедентах в 1991 году и в 1989 году.
Рассмотрение дела в арбитраже не подчинено таким строгим правилам, какие предусмотрены для судебного разбирательства.
О процедурных правилах стороны могут договориться на начальном этапе рассмотрения дела. Судья-арбитр должен будет руководствоваться правилами независимо от того, кем они были установлены.
В ходе рассмотрения дела стороны излагают свои доводы, приводят доказательства, приглашают свидетелей. Решения, выносимые арбитром называются award. Арбитраж осуществляется быстрее, чем судебное рассмотрение дела. По общему правилу решение должно быть вынесено в течение тридцати дней.
На федеральном уровне вопросам арбитража посвящен Uniform Arbitration Act, который был принят в 1955 году. Продолжает действовать и закон 1925 года – Federal Arbitration Act, который предусмотрел необходимость обязательного включения арбитражной оговорки в договоры о морской деятельности и торговых договоров между штатами.
Если решение арбитража не исполняется, то истец может обратиться за принудительным его исполнением в суд. Кроме того, иногда суд может отменить решение арбитража или оставить их без исполнения.
Самой известной организацией, предоставляющей услуги по арбитражу является Американская арбитражная ассоциация, которая разрешает более шестидесяти тысяч споров в год по всех стране.
Она была основана в 1926 году. В ассоциацию входят ведущие юридические фирмы по всей стране.
К судьям в США относятся с большим уважением, даже сам термин судья пишется с большой буквы (Jugde). Чтобы стать судьей лицо должно обладать не только юридическим образованием и необходимым опытом, оно должно иметь авторитет в юридических кругах, хороший послужной список, состоять в ассоциации юристов, поработать как в адвокатуре, так и в прокуратуре.
Судей федеральных судов назначает Президент США с согласия Сената. Они занимают свои должности пожизненно, смещены могут быть только с соблюдением сложной процедуры импичмента. Судей штатов назначают, как правило губернаторы с согласия законодательных органов штатов на сроки от шести до пятнадцати лет с правом повторного назначения.
Есть штаты, в которых должность судьи является выборной. Нередко используется так называемый миссурский план.
Согласно ему губернатор штата назначает на должность судьи одного из трех кандидатов, предложенных ему специальной квалификационной коллегией экспертов. По истечении года проводятся выборы, на которых население либо утверждает судью в должности, либо отменяет назначение.
Существенную роль в процессе формирования судейского корпуса играют структуры судейского самоуправления, такие как конференции судей, судейские советы штатов и т.д.
Таким образом, судебная система США имеет два уровня: федеральный и уровень штатов. Опираются суды в своих решениях прежде всего на судебные прецеденты.
Предусмотрены четкие процессуальные правила ведения судопроизводства, которые закрепляются в правовых актах. Функционируют суд присяжных и Большое жюри.
Специализированного органа конституционного контроля нет, его осуществляют суды общей юрисдикции. Возглавляет всю судебную систему Верховный суд США [5].