Статья:

РОЛЬ КОМПЛАЕНСА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Конференция: XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Константинова А.А. РОЛЬ КОМПЛАЕНСА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(49). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(49).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ КОМПЛАЕНСА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Константинова Алеся Алексеевна
студент Санкт-Петербургского государственного политехнического университета имени Петра великого, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. В статье выделяются некоторые аспекты, демонстрирующие высокую роль комплаенса для экономической безопасности. Тема актуальна, так как экономическая безопасность в последние десятилетия стала важнейшей темой для любого предприятия. В результате работы будет сделан вывод о необходимости введения комплаенс-программ в функционирование предприятия для недопущения реализации комплаенс-рисков, наносящих урон экономической безопасности фирмы. 

 

Ключевые слова: комплаенс-риски, комплаенс-программа, репутация фирмы, имидж компании, внутренняя среда.

 

Тема экономической безопасности вследствие постоянных экономических кризисов двадцать первого века, а также нынешней геополитической ситуации стала одной из важнейших для российских компаний. Если фирма не занимается вопросами экономической безопасности, стоит ожидать постепенного ухудшения ее экономического состояния в дальнейшем. Для недопущения негативного развития рисков в этом направлении, предприятия применяют различные методы, одним из эффективных и популярных является комплаенс. Таким образом, тема работы актуальна сейчас.

Под комплаенсом в данной работе необходимо понимать совокупность инициатив, собранных, например, в комплаенс-стратегии, которая не допускает такие действия персонала, ведущие к нарушению закона или аспектов бизнес-этики [2].

Для использования комплаенса, компании формируют и внедряют комплаенс-программы или комплаенс-стратегии. Основная их цель – недопущение реализации комплаенс-рисков, наносящих урон компании, в том числе в области экономической безопасности. Под комлпаенс-рисками необходимо понимать вид рисков, которые могут возникнуть в ходе отсутствия исполнения персоналом законодательства или локальных актов компании, что ведет к негативным последствиям для компании [1].

Комплаенс позволяет минимизировать комплаенс-риски. Для экономической безопасности это важно, потому что они в основном генерируются во внутренней среде, а их влияние распространяется во внешнюю среду. Таким образом, комплаенс-риски наносят значительный урон экономической безопасности предприятия, а решить их можно с помощью комплаенса.  

Выделим следующие основные виды комплаенс-рисков, а также отметим их влияние на экономическую безопасность:

  1. Операционные. Это риски, которые реализуются вследствие специального или случайного нарушения локальных актов организации. Реализация таких рисков ведет к техническим или подобным проблемам, что ведет к финансовому ущербу. Если операционные риски являются системным явлением, это ведет к уменьшению доверия контрагентов. Эпизодические риски подобного характера уменьшают уровень конкурентоспособности, а также негативно влияют на финансовое состояние фирмы;
  2. Правовые. В данном случае это риски, связанные с нарушением законодательства России. Реализация подобных рисков ведет к появлению проблем с государственными органами. В итоге, репутация компании будет снижена, конкурентоспособность утеряна, а чрезмерное давление государства может привести к банкротству фирмы;
  3. Репутационные. Создаются различными внешними участниками рынка или социума. Примером является давление экологических организаций на деревообрабатывающие компании в рамках экологической тенденции. Их реализация ведет к экономическим расходам, ухудшению имиджа, и даже смене рынка компанией;
  4. Локальные. В данном случае это потеря репутации определенных сотрудников, отдела или подразделения. Наиболее часто их реализация не ведет к значительному ущербу для фирмы;
  5. Поведенческие. В первую очередь это умышленные преступления сотрудников фирмы, например, коррупция. Их реализация в первую очередь ведет к серьезному урону имиджу. При этом затрагивается финансовая сфера, а также ставится вопрос о полном закрытии компании;
  6. Взаимодействия. Это риски, связанные с нарушением бизнес-этики по отношению к контрагентам. В итоге, рынки сбыта могут быть утеряны, деловая активность снизится, а доверие контрагентов ухудшится. Все это ведет к потере репутации в целом и значительному экономическому ущербу [3].

Таким образом, большинство представленных комплаенс-рисков значительны. Разработка комплаенса в виде комплаенс-программы или стратегии позволяет не допустить их возникновение, а, следовательно, и реализацию. Отметим, что процесс цифровизация позволяет автоматизировать процесс идентификации комплаенс-рисков и нарушений в этой сфере. В результате, такие риски будут еще менее значительны для экономической безопасности предприятия.

Подводя итог, делаем вывод о высокой роли комплаенса для экономической безопасности. Введя комплаенс-программу, предприятие сможет показать сотрудникам, что нарушение законодательства, локальных актов предприятия и бизнес-этики недопустимо. В итоге, комплаенс-риски не смогут реализоваться, что улучшит экономическую безопасность предприятия.  

 

Список литературы:
1. Половинкина, А. А. Комплаенс как элемент системы экономической безопасности / А. А. Половинкина // День науки : Материалы XXX научной конференции Амурского государственного университета, Благовещенск, 15 апреля 2021 года. – Благовещенск: Амурский государственный университет, 2021. – С. 118-119.
2. Кузьменко, Е. К. Комплаенс как часть экономической безопасности компании / Е. К. Кузьменко, Е. С. Новопашина // Современные проблемы развития экономики России и Китая : Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию экономического факультета АмГУ, Благовещенск, 26–27 ноября 2020 года / Под общей редакцией О.А. Цепелева. – Благовещенск: Амурский государственный университет, 2021. – С. 268-272. – DOI 10.22250/medpRH.60.
3. Гунина, И. А. Комплаенс в системе обеспечения экономической безопасности предприятия как основа повышения конкурентоспособности / И. А. Гунина, Ю. А. Савич, В. В. Решетов // Регион: системы, экономика, управление. – 2021. – № 1(52). – С. 163-171. – DOI 10.22394/1997-4469-2021-52-1-163-171.