РОЛЬ КОМПЛАЕНСА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Секция: Экономика
XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
РОЛЬ КОМПЛАЕНСА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация. В статье выделяются некоторые аспекты, демонстрирующие высокую роль комплаенса для экономической безопасности. Тема актуальна, так как экономическая безопасность в последние десятилетия стала важнейшей темой для любого предприятия. В результате работы будет сделан вывод о необходимости введения комплаенс-программ в функционирование предприятия для недопущения реализации комплаенс-рисков, наносящих урон экономической безопасности фирмы.
Ключевые слова: комплаенс-риски, комплаенс-программа, репутация фирмы, имидж компании, внутренняя среда.
Тема экономической безопасности вследствие постоянных экономических кризисов двадцать первого века, а также нынешней геополитической ситуации стала одной из важнейших для российских компаний. Если фирма не занимается вопросами экономической безопасности, стоит ожидать постепенного ухудшения ее экономического состояния в дальнейшем. Для недопущения негативного развития рисков в этом направлении, предприятия применяют различные методы, одним из эффективных и популярных является комплаенс. Таким образом, тема работы актуальна сейчас.
Под комплаенсом в данной работе необходимо понимать совокупность инициатив, собранных, например, в комплаенс-стратегии, которая не допускает такие действия персонала, ведущие к нарушению закона или аспектов бизнес-этики [2].
Для использования комплаенса, компании формируют и внедряют комплаенс-программы или комплаенс-стратегии. Основная их цель – недопущение реализации комплаенс-рисков, наносящих урон компании, в том числе в области экономической безопасности. Под комлпаенс-рисками необходимо понимать вид рисков, которые могут возникнуть в ходе отсутствия исполнения персоналом законодательства или локальных актов компании, что ведет к негативным последствиям для компании [1].
Комплаенс позволяет минимизировать комплаенс-риски. Для экономической безопасности это важно, потому что они в основном генерируются во внутренней среде, а их влияние распространяется во внешнюю среду. Таким образом, комплаенс-риски наносят значительный урон экономической безопасности предприятия, а решить их можно с помощью комплаенса.
Выделим следующие основные виды комплаенс-рисков, а также отметим их влияние на экономическую безопасность:
- Операционные. Это риски, которые реализуются вследствие специального или случайного нарушения локальных актов организации. Реализация таких рисков ведет к техническим или подобным проблемам, что ведет к финансовому ущербу. Если операционные риски являются системным явлением, это ведет к уменьшению доверия контрагентов. Эпизодические риски подобного характера уменьшают уровень конкурентоспособности, а также негативно влияют на финансовое состояние фирмы;
- Правовые. В данном случае это риски, связанные с нарушением законодательства России. Реализация подобных рисков ведет к появлению проблем с государственными органами. В итоге, репутация компании будет снижена, конкурентоспособность утеряна, а чрезмерное давление государства может привести к банкротству фирмы;
- Репутационные. Создаются различными внешними участниками рынка или социума. Примером является давление экологических организаций на деревообрабатывающие компании в рамках экологической тенденции. Их реализация ведет к экономическим расходам, ухудшению имиджа, и даже смене рынка компанией;
- Локальные. В данном случае это потеря репутации определенных сотрудников, отдела или подразделения. Наиболее часто их реализация не ведет к значительному ущербу для фирмы;
- Поведенческие. В первую очередь это умышленные преступления сотрудников фирмы, например, коррупция. Их реализация в первую очередь ведет к серьезному урону имиджу. При этом затрагивается финансовая сфера, а также ставится вопрос о полном закрытии компании;
- Взаимодействия. Это риски, связанные с нарушением бизнес-этики по отношению к контрагентам. В итоге, рынки сбыта могут быть утеряны, деловая активность снизится, а доверие контрагентов ухудшится. Все это ведет к потере репутации в целом и значительному экономическому ущербу [3].
Таким образом, большинство представленных комплаенс-рисков значительны. Разработка комплаенса в виде комплаенс-программы или стратегии позволяет не допустить их возникновение, а, следовательно, и реализацию. Отметим, что процесс цифровизация позволяет автоматизировать процесс идентификации комплаенс-рисков и нарушений в этой сфере. В результате, такие риски будут еще менее значительны для экономической безопасности предприятия.
Подводя итог, делаем вывод о высокой роли комплаенса для экономической безопасности. Введя комплаенс-программу, предприятие сможет показать сотрудникам, что нарушение законодательства, локальных актов предприятия и бизнес-этики недопустимо. В итоге, комплаенс-риски не смогут реализоваться, что улучшит экономическую безопасность предприятия.