ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГЕРМАНИИ И РОССИИ
Секция: Экономика
XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГЕРМАНИИ И РОССИИ
INSTITUTIONAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE SMALL ENTREPRENEURSHIP IN GERMANY AND RUSSIA
Ekaterina Sboeva
Student, Moscow State Linguistic University, Russia, Moscow
Alexey Ponomarev
Supervisor, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Moscow State Linguistic University, Russia, Moscow
Аннотация. В статье исследуются институциональные условия становления и развития малого предпринимательства в современной России и Германии. В ходе сравнительного анализа выявлены и обоснованы пути качественного обновления системы формальных и неформальных институтов развития данного предпринимательства в Российской Федерации. Конкретизированы базовые теоретико-методологические аспекты исследования институциональных условий развития малого предпринимательства и одноименного бизнеса. Выявлена специфика и охарактеризована системная целостность институциональных условий развития малого предпринимательства в современной российской экономике. Проанализированы особенности функционирования институциональной системы малого сектора в экономике ФРГ. Выявлены институциональные инновации в сфере развития предпринимательской деятельности в обеих странах и исследованы возможности использования релевантного немецкого опыта для совершенствования институтов развития современного малого бизнеса в России.
Abstract. The article examines the institutional conditions of the formation and development of small entrepreneurship in modern Russia and Germany. In the course of the comparative analysis, the ways of qualitative updating of the system of formal and informal institutions for the development of this entrepreneurship in the Russian Federation are identified and substantiated. The basic theoretical and methodological aspects of the study of institutional conditions for the development of small entrepreneurship and the business of the same name are specified. The specifics are revealed and the systemic integrity of the institutional conditions for the development of small business in the modern Russian economy is characterized. The features of the functioning of the institutional system of the small sector in the German economy are analyzed. Institutional innovations in the field of business development in both countries are identified and the possibilities of using relevant German experience to improve the institutions of development of modern small business in Russia are investigated.
Ключевые слова: малое предпринимательство, институционализм, институциональные условия, государственная поддержка бизнеса, Российская Федерация, Федеративная Республика Германия, институциональные инновации.
Keywords: small business, institutionalism, institutional conditions, state support, the Russian Federation, Federal Republic of Germany, institutional innovations.
Складывание системы рыночных отношений предопределило возникновение компаний и предприятий с различными формами собственности, видами предпринимательской деятельности и масштабами производства. Компании сектора малого предпринимательства по праву приобрели статус самой динамичной формы предпринимательства и являются основополагающим драйвером развития современной рыночной экономики, придают ей гибкость, мобилизуя финансовые и производственные ресурсы населения, расширяют ассортимент товаров и услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынке, а также характеризуются мощным антимонопольным потенциалом и высокой адаптивностью к инновациям, способствуя решению многих социально-экономических проблем, а именно – проблему занятости населения, деградации человеческого капитала и тд. В связи с этим малое предпринимательство и одноименный бизнеса входят в экономические системы многих наиболее развитых государств, в том числе США, Германии, Великобритании, Италии, Японии, составляя высокую долю в структуре налоговых поступлений и занятости населения этих стран.
На сегодняшний день в научной литературе не утихают дискуссии на тему того, какие механизмы поддержки малого бизнеса являются наиболее эффективными, в связи с чем возникает объективная необходимость структурирования институциональных механизмов функционирования и развития сектора малого предпринимательства.
Сам по себе институционализм рассматривается в экономической науке как одно из учений, возникшее в 20-30-е гг. XX века. Данное направление в экономической теории связано с именами трех американских экономистов: Торстейн Бунде Веблен, Уэсли Клэр Митчелл и Джон Роджерс Коммонс, внесших весомый вклад в формирование понятийной и теоретико-методологической базы данной экономической школы [1]. Согласно учению, любая социально-экономическая система представляет собой комплекс институций (т.е. норм и принципов, обычаев) и институтов (т.е. закрепление этих норм и принципов в виде законов и организаций). Основная идея институционализма заключается в тесном сотрудничестве государственного (административного) и социального (общественного) институтов в определении моделей, темпов, направленности и т.д. экономического развития, а также способов воздействия на отдельные субъекты, задействованные в экономической деятельности, определяя тем самым для той или иной экономической системы характерные институциональные условия. Институциональные условия (институциональная среда) включают в себя целый комплекс правил и механизмов, а также устойчивых социальных отношений в экономической среде, подлежащих соблюдению и исполнению со стороны субъектов малого предпринимательства.
Иными словами, в контексте анализируемой темы, на формирование, развитие, а также деятельность субъектов малого предпринимательства в принятии экономических решений влияют как явные предписания со стороны государства, т.е. формальные институты (закрепленная в официальных документах идея того, как должно функционировать общество), так и непрямое вмешательства государства на основании созданных им предпосылок целесообразной деятельности, соответствующей целям экономической политики, т.е. неформальные институты (естественно, самостоятельно сформированные и закрепленные в нормах и обычаях модели поведения людей).
Трактовкой институциональной среды, а также исследованием взаимосвязи между организациями и их институциональной средой занимались различные ученые и экономисты. Так, например, американский ученый и почетный профессор Стэнфордского университета Уильям Ричард Скотт определял институциональную среду как совокупность трех основополагающих аспектов, отвечающих за многообразие институциональных элементов и оказывающих различное влияние на поведение индивидов и фирм: регулятивные аспект – подразумевает под собой политику государства по отношению к бизнесу; когнитивные аспект – представляется в виде знаний и навыков, разделяемых в обществе; нормативный аспект – образует систему ценностей в обществе [2].
Проблема развития малого предпринимательства, особенно в тех странах, в которых отсутствуют стабильные долго функционирующие рыночные институты, связана в первую очередь с неэффективной реализацией мер государственной экономической политики, направленной на создание благоприятных для предпринимательства институциональных условий организации хозяйственного порядка.
Сектор малого предпринимательства в России начал активно формироваться в 1990-х гг. посредством приватизации уже имевшихся тогда государственных предприятий, а также путем генерирования новых частных структур, что в значительной степени предопределило расхождение между «старыми» и «новыми» субъектами малого предпринимательства по уровню адаптации к существовавшим на тот момент социально-экономическим условиям, а также установило для них неравный доступ к ресурсам и возможности отстаивать свои интересы перед органами государственной власти. Так, «новые» предприятия характеризовались значительно большей способностью к освоению рыночных стандартов поведения, чем «старые», а значит и бо́льшим потенциалом эффективного развития. Малые предприятия, вышедшие из госсектора, в свою очередь, оказались обремененными стереотипами управления и традициями, будучи сильно привязанными к профилю деятельности, уже сложившимся хозяйственным связям, трудовым коллективом, в связи с чем в большей мере ориентировались на выживание [3].
Сегодня же развитие отечественного малого предпринимательства и одноименного бизнеса выступает одной из приоритетных задач государства. В условиях экономической нестабильности, опосредованной многочисленными внутренними и внешними факторами (в том числе влиянием пандемии новой коронавирусной инфекции), правительство Российской Федерации разрабатывает обширную законодательную базу и реализовывает на практике различные федеральные проекты, предусматривающие меры по оказанию содействия субъектам малого предпринимательства посредством выделения финансовых средств (налоговых льгот, субсидий и т.д.), путем создания и развития инфраструктуры информационно-консультационной поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере производства товаров и услуг, в области промышленного производства, производства инновационной продукции и т.д. [4].
При этом, согласно данным Реестра субъектов МСП, на фоне роста некоторых видов МСП фиксируется отрицательная динамика. На начало 2022 года количество малых предприятий составило 212.429, сократившись по отношению к 2021 году на 1,2% (4.186). Да и в целом по различным статистическим показателям (МВФ, ФАС России, аналитические центры), доля гос. сектора с учетом госкомпаний в российской экономике составляет 40-70%, превышая сектор МСП в 2,5 раза.
Малое предпринимательство в России по-прежнему сталкивается с существенными трудностями, обусловленными малоэффективностью существующих институциональных условий, выступающих в какой-то мере даже серьезными барьерами для активного экономического развития предприятий малого сектора. Наиболее значимыми из них выступают несовершенства в законодательной и налоговой системах; проблемы финансирования; многочисленные административные барьеры; отсутствие должной социальной защиты предпринимателей; отсутствие налаженной системы согласованности действий между федеральными, региональными и муниципальными органами в системе поддержки малого предпринимательства; низкий показатель инновационных внедрений, а также деградация человеческого капитала, необходимых для эффективного ведения предпринимательской деятельности. В связи с чем сложно прогнозировать ускорение темпов развития данной сферы в нашей стране в ближайшее время, однако следует отметить, что Россия обладает перспективным творческим и интеллектуальным потенциалом, нуждающимся в эффективной реализации. Необходимо оказывать более активную поддержку развитию малого бизнеса в реальном секторе экономики и в тех отраслях, в которых уже сегодня наблюдается высокий инновационный потенциал, в целях создания предпосылок интенсивного развития экономики всей страны [5]. Более того, видится необходимой смена ориентиров отечественных предпринимателей, в сознании которых должны превалировать национальные, а не частные краткосрочные интересы, что в свою очередь ускорит темпы формирования благоприятной институциональной среды для развития малого предпринимательства.
Федеративная Республика Германия, как и многие мировые державы, активно разрабатывает меры по созданию благоприятных институциональных условий, направленных на реализацию потенциала малого предпринимательства. На сегодняшний день в Германии зарегистрировано около 3,5 млн. предприятий малого бизнеса, охватывая в общей сложности 80% всех предприятий страны с 43% долей в ВВП и 57% занятых по данным за 2021 год [6]. Немецкое правительство активно разрабатывает меры по содействию развитию малого бизнеса в Германии, выдвигая в качестве приоритета поддержку наукоемких отраслей производства и инновационного малого предпринимательства за счет развитой системы льготного кредитования отраслей малого предпринимательства со стороны государственных органов финансирования. Среди достаточно широкого перечня программ и проектов можно выделить Стратегию развития малого и среднего бизнеса (Mittelstandstrategie) [7], направленную на реализацию мер по улучшению условий жизнедеятельности МСП в стране. Стратегия предусматривает введение налоговых послаблений, упрощения процедур по привлечению иностранных специалистов с целью смягчения дефицита рабочей силы, реформирование системы профориентации и профобучения, ускорение развития транспортной и цифровой инфраструктуры, облегчение доступа к банковскому кредитованию, усиление финансовой поддержки инновационным стартапам, налоговое стимулирование НИОКР и т.д.
Однако несмотря на такие показатели, в бизнес-сфере Германии наблюдаются и негативные тенденции развития. Согласно данным рейтинга Doing Business 2019, Германия заняла 114-е место из 190 в категории «Начать бизнес» и 44 место по показателям «Доступа к кредитованию» [8]. Такая статистика складывается в первую очередь из-за обременений, с которыми субъекты малого предпринимательства сталкиваются в созданных в ФРГ рамочных условий ведения бизнеса. Тяжелая бюрократическая волокита, сокращение немецких МП, желающих прибегнуть к внешнему финансированию в совокупности с высокими налогами и предпринимательскими рисками порождает тенденции к перетеканию рабочей силы в крупные компании или на государственную службу. Более того, для Германии, как и в целом для России, свойственна диспропорция в распределении субъектов малого бизнеса в регионах страны.
Тем не менее можно констатировать тот факт, что институциональная система развития малого предпринимательства в современной Германии отличается большей эффективностью и созидательным потенциалом, чем аналогичная система в России. На сегодняшний момент наша страна нуждается в более свободном и демократичном рынке, в обновлении институциональных механизмов стимулирования развития малого бизнеса. Видится полезным частичное использование германского опыта структурной организации деятельности по регулированию вопросов, касающихся данной сферы. Немецкая практика управления бизнес-сферой показывает, что разветвленная система в виде многочисленных отраслевых союзов, союзов предпринимателей, объединений работодателей, торгово-промышленных палат и т.д., способствует более «прозрачному» взаимодействию предприятий с органами государственной власти, что в свою очередь обеспечивает доверительные взаимоотношения между ними и позволяет субъектам малого предпринимательства оказывать прямое влияние на экономическую и социальную политику государственных учреждений.