Статья:

Вопросы правового регулирования финасирования выборов

Конференция: V Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Алтай А. Вопросы правового регулирования финасирования выборов // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(5).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Вопросы правового регулирования финасирования выборов

Алтай Айсулу
магистрант Карагандинский государственный университет им.академика Е.А.Букетова, Казахстан, г. Караганда
Базарова Гульмира Сеиловна
научный руководитель, старший преподаватель, Казахстан, г. Караганда

 

Положения о выборах в разных странах сильно различаются из-за различного исторического опыта разных стран, различия в социальных условиях внутри государств. Национальная история и политические традиции в этой области, как правило, являются предметом национальной гордости и являются более стойкими к внешним изменениям.

Во многих европейских странах правила, касающиеся политического финансирования возникли относительно недавно. А в некоторых странах, таких как Швейцария, вопрос остается нерегулируемый.

Традиционно финансирование политических партий было предано частной инициативе. Однако в последние годы, в результате скандалов в ряде западных государств, классически, включая компромисс между крупными пожертвованиями политическим партиям в обмен на коррумпированных контрактов, наблюдается усиление тенденции к предоставлению государственного финансирования политической деятельности вместе с ограничениями на пожертвования и возрастания требования к прозрачности источников финасирования.

В современном обществе финансирование избирательной кампании часто становится основной проблемой организации и проведения избирательного процесса. В то же время существование проблемы по вопросам финансировании избирательной кампании на уровне национального законодательства в конкретном государстве является спорным, так как с данной проблемой сталкиваются большинство государств и эти проблемы в каждом государстве имеют свои специфические черты.

Каждое государство во всем мире нашли разнообразные и четкие способы реагирования на деньги в политике. Такие страны, как Франция, Канада и Япония, имеют жесткие ограничения на расходы и взносы в избирательной кампании для предотвращения внешних влияний на выборах. Данная концепция государственного финансирования не соответствует правовым традициям Соединенных Штатов. Закон о федеральной избирательной кампании (FECA) 1976 года предусматривает финансирование из федеральных государственных средств, и данная норма действовала в избирательном цикле с 1976 по 2008 года. Однако из-за огромного количества средств, необходимых для запуска эффективной избирательной кампаний, в последние годы, те выделяемые небольшие суммы правительством не покрывают необходимый объем финансовых средств для избирательной кампании.

Снижение влияния FECA как закона  подтверждается тем фактом, что впервые в США президентские выборы 2012 года где не было потрачено никаких государственных средств[1]. В отличие от США, британская система финансирования избирательных кампаний относительно либеральное. В процессе избирательной кампании отдельные кандидаты сталкиваются с ограничениями по поводу расходов, но отсутствуют обязательства закрепляющие необходимость раскрытия поступлений и расходов.   

Несмотря на разнообразие систем и методов регулирования финансирования избирательного процесса в государствах, существуют ряд определенные международные стандарты, которые направлены на установление общих требований в организации избирательной кампании.

В настоящее время существует ряд международно–правовых актов, закрепляющих обязательные международные стандарты финансирования избирательных кампаний и предоставления уполномоченными органами детальных и стандартизированных отчетов о финансировании предвыборных кампаний. Данные нормы нашли отражение в следующих международных документах, нормы которых должны соблюдаться во всех государствах участниках: Глава II, статья 7(3) Конвенции ООН по борьбе с коррупцией от 31 октября 2003года; Руководство по финансированию политических партий (утверждено 10 марта 2001 года на заседании Европейской комиссии за демократию через право (Венецианская Комиссия)[2]; Рекомендация N Rec(2003)4 «Об общих правилах борьбы с коррупцией при финансировании политических партий и избирательных кампаний» государствам-членам Комитета министров Совета Европы от 8 апреля 2003 года[3]; Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года[4]; «Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств» от 7 октября 2002 года.

Но существование международных стандартов не является ограничением для государств прни регулировании вопросов финансирования избирательной кампании и деятельности политических партий.

В практике многих государств финансирование выборов осуществляется из двух источников: государственное финансирование и негосударственное финансирование. В Германии, в соответствии с Федеральным законом о выборах -Bundeswahlgesetz (от 23 июля 1993 г. в редакции от 9 июля 1997 г.), объем государственного финансирования ограничивается общим доходом партии из других источников, который определяется за четырехлетний период[5]. В редакции данного закона определен порядок, основанный на том, что партии не должны преимущественно финансироваться государством. Статья 49-Ь Закона о выборах - Bundeswahlgesetz от 23 июля 1993 г и Закон «О политических партиях» гласит «средства выделяемые государством для кандидатов по избирательному округу соответствии полученными на выборах голосам выплачиваются Ландтагам - земельным организациям партий. Необходимые средства должны быть включены бюджет Ландтага[6]. Во Франции приняты целых пять Органических законов, регулирующих финансирование выборов. Они применяются к следующим видам выборов: президентским, европейским, региональным, кантональным. Выборы во Франции финансируются из двух источников:

- государственное финансирование, осуществляемое согласно Органическому закону от 6 ноября 1962 г., а также органическими законами о финансировании политических партий 1988, 1990 и 1995 гг.;

- частное финансирование, реализуемое в своем большинстве политическими партиями (членские взносы), а также частными лицами. В соответствии Закона 62-1292 от 6 ноября 1962 выборы Президента и избирательные кампании кандидатов финансируются за счет взносов физических лиц и средств политических партий. Статья L.52-8 (Закон № 90-55от 15 января 1990 г.) гласит «Дарение, предоставленные каким либо физическим лицом для финансирования избирательной кампании одного или несколько кандидатов на одних и тех же выборах не могут превышать 4600эвро. При этом пожертвования юридических лиц запрещены»[7].

Республика Казахстан также имеет положительный опыт по правовому регулированию финансирования и осуществления контроля над формированием избирательных фондов и расходованием средств. В Казахстане данный вопрос достаточно регламентирован действующим законодательством. Так в соответствии со ст.ст. 33, 34 Конституционного закона «О выборах в РК» финансирование выборов должно осуществляется из средств республиканского бюджета и средств, избирательных фондов. В соответствии со статьей 33 Конституционного Закона «О выборах в РК» выборы Президента, депутатов Парламента, за исключением депутатов Мажилиса Парламента, избираемых на основе партийных списков, маслихатов, членов иных органов местного самоуправления финансируются из средств республиканского бюджета через счета местных исполнительных органов, открываемые для этих целей[8]. Порядок финансирования устанавливается бюджетным законодательством РК. Закон также конкретизирует виды расходов, которые полежать финансированию за счет республиканского бюджета. В соответствии с пунктом 2 статьи 33 за счет средств республиканского бюджета могут финансироваться следующие расходы избирательной кампании:

1) организация и деятельность избирательных комиссий, аренду помещений, командировочные расходы, оплату труда консультантов, экспертов, членов лингвистической комиссии, специалистов, обеспечивающих эксплуатацию электронной избирательной системы;

2) выступления кандидатов, кроме кандидатов, баллотирующихся по партийным спискам, в средствах массовой информации в соответствии с пунктом 3 статьи 28 Конституционного закона;

3) проведение публичных предвыборных мероприятий кандидатов и выпуск агитационных материалов кандидатов, кроме кандидатов, баллотирующихся по партийным спискам, производимые в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 28 Конституционного закона;

4) транспортные расходы кандидатов, кроме кандидатов, баллотирующихся по партийным спискам, в размерах, устанавливаемых Центральной избирательной комиссией;

5) изготовление размещаемых в помещении избирательной комиссии и помещении для голосования информационных плакатов о кандидатах. Кроме того Конституционный закон в статье 34 пункт 2. закрепляет определенный порядок формирования избирательных фондов, которые должны соблюдаться в соответствии с требованиями финансовой дисциплины. И так к основным формам формирования избирательных фондов относятся:

1) личных средств кандидатов, средств политических партий;

2) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его общественным объединением Республики;

3) добровольных пожертвований граждан и организаций Республики.

Закон также запрещает использование следующих источников формирования избирательного фонда:

- добровольные пожертвования государственных органов и организаций;

- средства органов местного самоуправления;

- средства благотворительных организаций;

- религиозных объединений;

- средства казахстанских юридических лиц, имеющих иностранное участие в их уставном капитале;

- а также анонимные пожертвования физических и юридических лиц.

Предельный размер денежных средств, которые могут быть направлены в избирательные фонды из названных источников, установлены в Конституционном законе «О выборах в РК».

Кроме того Конституционным Законом установлено, что денежные средства, поступившие сверх установленного размера, зачислению в избирательные фонды не подлежат использованию и возвращаются внесшим их гражданам и организациям.

При этом расходы, связанные с возвратом указанных средств, покрываются за счет внесших их граждан и организаций. Анонимные пожертвования обращаются в доход республиканского бюджета. Необходимо отметить что в законодательстве оговорено о необходимости обязательной государственной регистрации избирательных фондов, которые направлены на обеспечение прозрачности финансирования предвыборной кампании.

Резюмируя сделанный обзор законодательства о финансировании кампаний и нормативной практики различных государств позволяет сделать общиех выводы:

Во первых, даже в самой совершенной системе регулирования финансирования избирательной кампании, кандидаты и политические партии, как правило, ищут способы привлечения дополнительных финансовых ресурсов, использование которых не распространяются на установленные запреты и ограничения.

В данном случае политические партии обладают большинством таких возможностей.

Во вторых, резкое увеличение доли финансов, полученных политическими партиями и кандидатами, и не предусматривается специальным публичным и правовым регулированием, что приводит к общему сокращению эффективность регулирования финансирования избирательной кампании.

Одна из альтернатив, которая может снизить уровень зависимости кандидатов и политические партии по крупным финансовым пожертвованиям предоставляют государственные субсидии политическим партиям, государственное финансирование самых дорогих видов предвыборной агитации (телевидение реклама в частности)

 

Список литературы:
1. By Sanoja Bhaumik More Money, More Problems: How Do We Fix Campaign Finance?// November 10, 2015 thepolitic.org/more-money-more-problems-how-do-we-fix-campaign-finance/
2. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции Принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml
3. Рекомендация N Rec (2003) 4 «Об общих правилах борьбы с коррупцией при финансировании политических партий и избирательных кампаний» государствам-членам Комитета министров Совета Европы от 8 апреля 2003 года// rm.coe.int/16806f411b
4. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года// www.osce.org/ru/odihr/elections/14304
5. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 года// www.cis.minsk.by/page.php?id=616
6. Федеральный закон выборах (Bundeswahlgesetz - bwg). Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного  законодательства//www.rcoit.ru/upload/iblock/e66/30.pdf
7. Закон 62-1292 от 6 ноября 1962 «О выборах президента Республики всеобщим голосованием». Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства//www.rcoit.ru
8. Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года № 2464 О выборах в Республике Казахстан// online.zakon.kz/