Статья:

ОСОБЕННОСТИ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Кутейников В.А. ОСОБЕННОСТИ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(51). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(51).pdf (дата обращения: 15.10.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Кутейников Вадим Александрович
студент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Липецк

 

Аннотация. Несовершеннолетние лица представляют собой особую категорию, так как имеют особую специфику. Уголовное законодательство нацелено на то, чтобы исправить личность ребенка, направить его на «верный путь», а не сломать ему психику, что впоследствии будет вызывать только рецидивы преступлений с его стороны. Именно поэтому уголовно-правовые меры, применяемые к подросткам, нацелены на воспитательное воздействие и отражают условия жизни несовершеннолетних в обществе. Считается неверным мириться с тем, когда несовершеннолетние лица совершают правонарушения. Именно поэтому к ним применяются более гуманные меры, но полностью освобождать несовершеннолетних от наказания нельзя, они будут чувствовать вседозволенность и совершать преступления в дальнейшем.

 

Ключевые слова: исправление, предупреждение, передача под надзор, возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга.

 

Криминологические характеристики преступлений среди несовершеннолетних указывает на необходимость выработки гуманных и адекватных мер по отношению к данной специфичной категории лиц с целью воздействия на их исправление.

В последнее время данная тема является весьма актуальной, хоть и по сравнению с предыдущими годами преступления среди подростков совершаются в разы реже, динамика роста преступности среди них влияет на состояние преступности в стране в целом.

В соответствии с ч.1 ст. 90 УК РФ несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Меры принудительного воздействия перечислены в ч.2 ст 90 УК РФ:

а) предупреждение это разработанная система мер по предотвращению совершения преступлений среди подростков, осуществляется она уполномоченными на то органами, которые чаще всего проводят разъяснительные беседы по поводу последствий, нанесенных преступлениями.

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа это мера, которая позволяет заменить наказание несовершеннолетним путем передачи на перевоспитание его представителям. Как было сказано выше – данное освобождение от наказания мы считаем несовсем правильным и эффективным, поскольку оно не помогает осознать своей вины в полной степени, и может послужить толчком для дальнейшего преступного поведения, однако в судебной практике данная мера применяется.

в) возложение обязанности загладить причиненный вред – это мера, которая учит несовершеннолетних возместить нанесенный вред, чаще всего это денежная компенсация. Однако здесь имеются свои недостатки, поскольку не каждый ребенок имеет свой собственный доход, и если это сделает его представитель – несовершеннолетний может не осознать своей вины. Также в данной мере могут выступать быть следующие варианты: что либо починить своими руками; замена какой либо вещи, которая принадлежит подростку и является равноценной тому, какой ущерб он нанес потерпевшему.

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего выражается в том, что ограничивается его времяпровождение. В данный список входит запрет на посещение конкретных общественных мест, установление комендантского часа и запрет выезда без разрешения специализированных органов за территорию города или области.

В данный момент вопрос о назначение мер воспитательного воздействия относится к исключительной компетенции суда, подтверждает это Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. №1 (ред. от 29.11.2016 г. № 56) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» [4].

Принудительные меры воспитательного воздействия - это меры государственного принуждения, которые не являются наказанием и применяются к несовершеннолетним, совершившим преступление, с целью их исправления.

Данные меры не содержат в себе уголовной ответственности как таковой. Можно считать, что они не включаются в содержание уголовной ответственности, когда применяются в связи с освобождением от уголовной ответственности, а включаются - когда применяются в связи с освобождением от наказания. И в последнем случае в силу ст. 86 УК РФ несовершеннолетний должен быть также освобожден и от судимости. Таким образом, в содержание уголовной ответственности входит лишь акт применения их судом, но не их исполнение. Это является достаточно важным аспектом по отношению к несовершеннолетним правонарушителям.

Выделяются следующие категории: старший подростковый возраст в рамках с 13 по 15 лет, а также младший юношеский возраст, который начинается с 16 и длится до 18 лет.

Каждый из этапов можно охарактеризовать определенной степенью развития личности, что может сказаться в дальнейшем на их поведении. Очень важно учитывать данный аспект, поскольку выделение этапов позволяет более правильно и конкретно подобрать максимально правильную меру для исправления ребенка.

Для подростков есть набор черт, которые наиболее ярко их характеризуют, это такие как: легкая возбудимость и излишняя раздражительность, легкая внушаемость и подверженность чужим влияниям, эффективность и неадекватность реакции на жизненные ситуации, упрямство, стремление к самостоятельности и повышенная потребность в общении, конфликтность.

Перечисленными выше особенностями обладает каждый подросток, вне зависимости от того, совершал ли он преступления или нет. Законодателю очень важно четко очертить границы, указать на все обстоятельства дела, которые могут характеризовать личность подростка, учесть условия жизни и прочее. Довольно важным является также вопрос о том, как сам несовершеннолетний относится к иным мерам уголовно-правового характера. Исправление данной категории лиц должно достигаться более гуманными способами, принимая во внимание особенности психологического развития, то есть тот факт, что данные личности имеют не до конца сформированную психику, ведь цель не в наказании, а их дальнейшем исправлении и включении в правильную социализацию.

Следовательно, цель принудительных мер воспитательного воздействия не стать для них карательной мерой, а помочь осознать свое поведение. Данные меры наука не позволяет приравнивать к уголовным, так как цели у них сильно разнятся. Намерением применения мер иного уголовно-правового характера приравнивается к максимальному содействию с несовершеннолетними правонарушителями, процессу правильной жизнедеятельности в обществе, а также помочь осознать и предотвратить им совершения новых преступлений.

 

Список литературы:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (Дата обращения: 03.06.2022).
2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. №1 (ред. от 29.11.2016 г. № 56) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Российская газета. 2011.11 февраля (№29). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110315/ (дата обращения 03.06.2022).