Статья:

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ПАРОДИЯ» В АВТОРСКОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конференция: LVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Остапишина А.А. ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ПАРОДИЯ» В АВТОРСКОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(57). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/12(57).pdf (дата обращения: 28.05.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ПАРОДИЯ» В АВТОРСКОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Остапишина Анна Анатольевна
студент Российского государственного университета туризма и сервиса, Высшая школа экономики бизнеса и права, РФ, г. о. Пушкинский, дп. Черкизов
Бочаров Александр Владимирович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент Российского государственного университета туризма и сервиса, Высшая школа экономики бизнеса и права РФ, г. о. Пушкинский, дп. Черкизов

 

THE PROBLEM OF DEFINING THE CONCEPT OF "PARODY" IN THE COPYRIGHT OF THE RUSSIAN FEDERATION

 

Anna Ostapishina

Student Russian State University of Tourism and Service Higher School of Business Economics and Law, Russia, Moscow region, Pushkinsky urban district, dp. Cherkizovo

Alexander Bocharov

Scientific director, Candidate of Law, Associate Professor, Russian State University of Tourism and Service Higher School of Business Economics and Law, Russia, Pushkinsky urban district, dp. Cherkizovo

 

Аннотация. в статье раскрывается проблема неопределенности правового понятия пародии в Российской Федерации, автором предпринимается попытка сформулировать четкое понятие и принципы такого термина как «пародия».

Abstract. The article reveals the problem of the uncertainty of the legal concept of parody in the Russian Federation, the author makes an attempt to formulate a clear concept and principles of such a term as "parody".

 

Ключевые слова: авторское право, свободное использование произведений, жанр пародия.

Keywords: copyright, free use of works, parody genre.

 

Автор (правообладатель) произведения владеет интеллектуальными правами на свое произведение и только с его согласия произведение может быть использовано другими лицами, но в определенных случаях и в определенных целях закон разрешает любым лицам свободно использовать произведение без согласия автора. В число таких случаев входит способ свободного использования произведений — создание пародии на произведение. [3]

Пародия одна из самых распространенных форм свободного использования произведения, которая не предполагает согласия автора/правообладателя и выплате вознаграждения в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 07.10.2022) статья 1274 Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях часть четыре.

Данная норма появилась достаточно давно, однако доктрине недостаёт единства подходов к понятию пародии.

Пародия — это «пение наизнанку» (от др.греч. para — против и ode — песнь).

Термин первоначально использовался в теории музыки и означал заимствование и творческую переработку; в дальнейшем термин перенесли в поэзию для обозначения жанра, в котором при сохранении стихотворной формы источника меняется содержание, обычно — комичным образом. [2]

В случае неоднозначного толкования понятия пародии, право свободного создания пародии на произведение может входить в противоречие с правом на неприкосновенность произведения (статья 1266 ГК РФ). Отсутствие четкого определения пародии также осложняет и правоприменительную практику. [3]

В Постановлении от 19 ноября 2013 года по делу № А40‑38278/2012  Высший Арбитражный Суд Российской Федерации устанавливая значение термина пародия, отметил , что «любая пародия представляет собой новое произведение, созданное в результате переработки оригинального произведения», подчеркнув комичный характер такого вида объектов авторских прав.

Р.Л. Лукьянов обозначил признаки пародии, а именно комический характер, узнаваемость воспринимающим лицом. [4] Однако признаки достаточно неоднозначны, так как выявление комического характера возложено на суд, решение которого может не совпасть с идеей автора или восприятием этой идеи общественностью.

Если говорить о втором признаке – узнаваемость воспринимающим лицом, нередко происходят ситуации, когда лицо, в силу того, что не знакомо с оригинальным произведением может не понять, что перед ним пародия, в таких случаях автор может решить, что следует рассматривать такой случай как незаконное использование оригинального произведения. Однако на мой взгляд это не верное решение, так как в таком случае у авторов появляется возможность пресекать пародии, достаточно лишь предоставить показания лица, который не знаком с оригинальным произведением и вряд ли отличит оригинал от пародии.

Чаще всего пародии являются производными произведениями, однако исходя из Гражданского кодекса Российской Федерации от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 07.10.2022) Статьи 1260.

Переводы, иные производные произведения. Составные произведения часть 3: Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения. [1]

Для создания производного произведения необходимо согласие автора оригинального произведения на осуществление переработки, в результате которой появляется производное произведение.

Однако, возвращаясь к упомянутой ранее статье 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

Для преодоления дисбаланса в определении понятия «пародия», предлагаю внести в закон четкое понятие и признаки пародии, а также установить четкие рамки, придерживаясь которых пародист не оскорбляет автора.

Пародия – это жанр комической стилизации, представляющий собой результат творческой преобразовательной деятельности, имеющей в своей основе оригинальное произведение.

Признаки правомерной пародии:

Творческий и преобразовательский характер – необходимо анализировать цель, преследуемой пародистом при использовании чужого произведения, а также объем заимствования должен балансировать между узнаваемостью исходного произведения и достаточным творческим изменением;

Комичность – так как этот критерий носит достаточно субъективный характер, потому что каждый человек по-своему оценивает категории смешного, необходимо установление изначального намеренья автора.

Объект пародирования – оригинальное произведение, так как без обращения к исходному произведению пародия невозможна, также поставив в оригинальное произведение в основу пародии, автор не может конкурировать с исходным произведением, а наоборот будет дополнять;

Добросовестная цель создания – цель пародии, не затмить автора, не вызвать смешение с оригиналом с целью украсть славу в обход авторского права.

Необходимо отметить, что создавать произведение в таком жанре как «пародия» нужно в четких рамках, придерживаясь которых пародист не оскорбляет автора.

Недопустимыми являются пародии:

1) порочащие честь, достоинство или деловую репутацию лиц либо посягающие на иные нематериальные блага (изображение гражданина, частную жизнь);

2) нарушающие интеллектуальные права лиц.

Предлагаемое мною определение и признаки такого термина как «пародия» внесет ясность в статью 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации – «Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях» часть 4, ведь в ней отсутствует чёткое определение такого жанра как пародия, а для полного понимания критериев правомерности или неправомерности пародии, нужны рамки о которых было упомянуто ранее.

Резюмируя, можно отметить, что что создание пародий подпадает под пределы свободного использования произведений и является исключением из общего правила о получении согласия на осуществление переработки от автора оригинального произведения.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 07.10.2022)
2. Колосов В.А. Пародия в системе авторского права // Закон. 2013. № 9. С.121.
3. Ламазов, Э. З. Понятие и признаки пародии в авторском праве Российской Федерации / Э. З. Ламазов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 695-698. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25300/ (дата обращения: 22.11.2022).
4. Напр., Лукьянов Р.Л. Гражданско-правовой режим охраны пародии // Право интеллектуальной собственности. 2012. № 1 (21).