ОСОБЕННОСТИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Секция: Экономика
LIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ОСОБЕННОСТИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
На сегодняшний день вопросы, связанные с коррупцией, представляют интерес не только для государства, но и для граждан и обширного числа исследователей данной проблемы. Содержание научно-исследовательских работ сведено к выявлению предпосылок появления такого явления, как коррупция, а также к разработке предложений по антикоррупционной безопасности.
В части определения сущности понятия «коррупция» следует отметить двойственность данного определения: со словарной его трактовки и с точки зрения трактовки его законодателем.
В широком смысле под коррупцией выделяются ее особенности в виде прямого использования должностным лицом его положения с целью личного обогащения. То есть теоретическое определение коррупции сводится к тому, что данное явление представляет собой коррозию государственной власти и моральное разложение должностных лиц, выражаемое в незаконном их обогащении. В узком смысле коррупция означает совокупность правонарушений, определенных законодательством и отличаемыми соответствующими квалифицирующими признаками.
Федеральный закон «О противодействии коррупции» [2] действует в нашей стране почти 10 лет и на сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации отсутствует единое определение понятия «коррупционное правонарушение» и нет его определяющих признаков. А отсутствие четкого понятийного аппарата повлекло за собой отсутствие его нормативно-правового регулирования, и, следовательно, борьба с данным видом правонарушений имеет не системный характер. Законодатель не соотнес между собой понятия коррупционное правонарушение, коррупционное преступление и правонарушение, которое создает условия для коррупции.
Единственно возможным критерием для определения коррупционного правонарушения является вид ответственности, который установлен за их совершение (закреплено в статье 13 Закона о противодействии коррупции). Данный факт полностью соответствует положениям международного права и правовой доктрине. В свою очередь, понятие «правонарушение» закреплено в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Соответственно, все правонарушения имеют свои признаки. К ним относятся:
- общественная опасность;
- виновность;
- наказуемость;
- наличие вреда.
Коррупционное правонарушение же имеет свою специфику. Так, к квалифицирующим признакам данного вида правонарушений относятся: использование служебных полномочий, которые использованы не в интересах службы и умышленная форма вины (то есть заведомый корыстный мотив). [3; 4]
Несмотря на отсутствие единой позиции о коррупционных правонарушениях в науке идет работа по упорядочиванию составов коррупционных правонарушений, а также появляются соответствующие главы в отраслевых кодексах.
Несмотря на то, что вопрос применения административной ответственности за деяния коррупционной направленности в науке нет обширных публикаций на эту тему. Представляется, что это связано с отсутствием единого определения коррупционного правонарушения. Так, одни административисты поддерживают мнение, что коррупционными правонарушениями являются деяния (как действие, так и бездействие) лица, которое совершено с использованием своего служебного положения (умышленно либо по неосторожности). Другие ученые полагают, что правонарушения коррупционной направленности, возможно определить лишь путем составления официального перечня, который будет вести статистический учет и выявлять меры противодействия данным правонарушениям. Также многие ученые настаивают на дополнении КоАП РФ более новыми составами административных правонарушений коррупционной направленности и увеличением административно-правового воздействия на нарушителя [4].
Таким образом, можно наблюдать, что не существует единого мнения по определению коррупционного правонарушения, но, безусловно, все существующие подходы являются верными, и их применение в совокупности позволит более эффективно бороться с правонарушениями коррупционной направленности.
Для анализа особенностей коррупционных правонарушений в Российской Федерации предлагается рассмотреть статистические данные по следующим показателям:
- общее число зарегистрированных преступлений на территории РФ;
- количество предварительно расследованных преступлений в отчетном периоде;
- количество преступлений, уголовные дела о которых направлены в суд;
- количество нераскрытых уголовных дел в отчетном периоде.
В работе предлагается рассмотреть вышеупомянутые показатели по трём статьям Уголовного Кодекса РФ, а именно:
- ст. 285 УК РФ – злоупотребление должностными полномочиями;
- ст. 290 УК РФ – получение взятки;
- ст. 291 УК РФ – дача взятки [1].
Чтобы проанализировать текущее состояние коррупционной преступности в России, обратимся к таблице 1.
Таблица 1.
Состояние коррупционной преступности в РФ за 2020-2022 гг. [6]
Наименование показателя |
2020 |
2021 |
2022 |
Удельный вес, % |
||
2020 |
2021 |
2022 |
||||
Всего зарегистрировано преступлений в РФ, шт |
2 044 221 |
2 004 404 |
1 966 795 |
- |
- |
- |
Зарегистрировано преступлений по ст. 285, шт |
2 197 |
2 055 |
1 914 |
0,11 |
0,10 |
0,10 |
Предварительно расследовано преступлений по ст. 285, шт |
1 737 |
1 708 |
1 546 |
- |
- |
- |
Количество преступлений по ст. 285, уголовные дела о которых направлены в суд, шт |
1 114 |
1 298 |
1 358 |
- |
- |
- |
Не раскрыто преступлений по ст. 285, шт |
174 |
84 |
94 |
- |
- |
- |
Зарегистрировано преступлений по ст. 290, шт |
4 174 |
5 020 |
5 540 |
0,20 |
0,25 |
0,28 |
Предварительно расследовано преступлений по ст. 290, шт |
3 320 |
3 731 |
4 710 |
- |
- |
- |
Количество преступлений по ст. 290, уголовные дела о которых направлены в суд, шт |
3 136 |
3 671 |
4 596 |
- |
- |
- |
Не раскрыто преступлений по ст. 290, шт |
207 |
125 |
92 |
- |
- |
- |
Зарегистрировано преступлений по ст. 291, шт |
3 649 |
4 499 |
4 716 |
0,18 |
0,22 |
0,24 |
Предварительно расследовано преступлений по ст. 291, шт |
3 309 |
3 989 |
4 599 |
- |
- |
- |
Количество преступлений по ст. 291, уголовные дела о которых направлены в суд, шт |
1 791 |
2 177 |
2 582 |
- |
- |
- |
Не раскрыто преступлений по ст. 291, шт |
123 |
55 |
82 |
- |
- |
- |
Таким образом, исходя из данных, представленных в таблице 1, можно сделать вывод о том, что ежегодно число зарегистрированных преступлений сокращается: за рассматриваемый период количество всех зарегистрированных преступлений в РФ уменьшилось на 77 426 шт. Что касается общего количества преступлений коррупционной направленности, то здесь наблюдается неоднозначная ситуация.
Общее число зарегистрированных преступлений по ст. 285 УК РФ за рассматриваемый период сокращается пропорционально изменению общего числа зарегистрированных преступлений в РФ. И, хотя наблюдается сокращение числа предварительно расследованных преступлений, возрастает количество преступлений по данной статье, уголовные дела о которых переданы в суд. Также почти вдвое растёт число раскрываемости данного вида преступлений в период с 2020 по 2022 годы. Данные изменения являются благоприятным фактором с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства
В свою очередь, число зарегистрированных преступлений по ст. 290 УК РФ наоборот увеличивается: за рассматриваемый период их число возросло на 1 366 шт. Однако также увеличивается и число предварительно расследованных преступлений наряду с ростом количества направленных уголовных дел в суд по данной статье. В совокупности с этими изменениями увеличено число раскрываемости данной группы преступлений. Это говорит о несовершенстве антикоррупционной политики государства, однако при этом свидетельствует об эффективности действия системы противодействия коррупции, в частности с точки зрения раскрываемости преступлений данной направленности.
Аналогичная ситуация наблюдается с преступлениями по даче взятки: общее число зарегистрированных преступлений по ст. 291 УК РФ в период с 2020 по 2022 год выросло на 1 347 преступлений, однако вместе с этим увеличивается число предварительно расследованных преступлений и число уголовных дел, переданных в суд. Вместе с этим за рассматриваемый период наблюдается скачкообразная динамика по раскрытию преступлений данной направленности с тенденцией к её росту. Данные изменения могут свидетельствовать об ослабевании механизма системы противодействия коррупции в государстве.
На основе приведенных выводов можно сделать вывод о нестабильности в части обеспечения эффективности системы противодействия коррупции, если рассматривать складывающуюся ситуацию по каждому направлению преступлений по отдельности. Если же мы рассмотрим в совокупности, то наблюдается рост числа зарегистрированных преступлений коррупционной направленности наряду с ростом их раскрываемости. Однако не следует забывать о том, что данная группа преступлений имеет высокую латентность, в связи с чем число зарегистрированных преступлений может отличаться от фактически совершенных деяний в данной сфере.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости повышения действенности антикоррупционной политики наряду с повышением эффективности системы противодействия коррупции: оба этих компонента экономической безопасности государства взаимозависимы, поэтому требуется проработка каждого из этих элементов. Для того предлагается деятельность по двум направлениям:
- проработка эффективности антикоррупционной политики, направленной на результативность системы противодействия коррупции.
- антикоррупционное просвещение среди граждан РФ.
Для проработки эффективности антикоррупционной политики, направленной на результативность системы противодействия коррупции необходимо осуществить ряд следующих действий:
1) провести оценку эффективности антикоррупционной политики, с проведением анализа соотношения уровня коррупции и достижения целей антикоррупционного плана;
2) проанализировать коррупционные риски, способствующие достижению целей антикорруционной политики, что, в свою очередь, будет состоять из формирования антикоррупционных навыков и умений, как у детей, так и у взрослых, формирования у работников антикоррупционного мышления и навыков, а также распространения идеалов честности и справедливости в обществе, развитие этики сотрудников организации;
3) разработка антикоррупционного плана в части действия текущей антикоррупционной политики, обязательной для исполнения всеми работниками организации.
Во втором же случае, то есть в части антикоррупционного просвещения граждан, предлагается реализация следующих действий:
- признание антикоррупционной политики социально-ориентированной и социально-значимой областью;
- разработка соответствующих стратегии и пакета конкретных мероприятий, направленных на укрепление потенциала по противодействию коррупции;
- создание единого информационного ресурса (блог или сайт) антикоррупционного просвещения, направленный на повышение информированности населения о проявлениях коррупции, а также на формирование гражданской позиции населения, направленной на противодействие коррупции;
- разработка и внедрение в практику реализации антикоррупционных мер новых форм работы по взаимодействию с органами государственной и муниципальной власти, а также направленные на формирование активного гражданского общества, ориентированного на защиту общественных интересов.
Для реализации данной комплексной программы по противодействии коррупции целесообразно и необходимо придать антикоррупционному образованию обязательный статус в отрасли образования, а также определить для него методологическую основу, необходимую для его осуществления.
Цель реализации программы состоит в создании условий для постоянного повышения уровня профессиональной компетентности специалистов, принимающих участие в противодействии коррупционных проявлений и в обучении студентов. В этом контексте особое значение приобретает идеология, понятийный аппарат и другие компоненты антикоррупциогенного образования.
Для решения задач антикоррупционого образования целесообразно создание курсов профессиональной переподготовки для государственных и муниципальных служащих, повышение квалификации специалистов антикоррупционных служб, региональных отделений общественного антикорруптивного комитета и общественных советов при органах власти. К реализации программ подключаются другие участники антикоррупционное – гражданского мониторинга, граждане, эксперты и общественные организации, представители бизнеса и СМИ.
В образовательной деятельности необходимо использовать методы доказывания общественно значимой легитимности антикоррупционным образованиям профессиональной компетенции государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности государственной службы.