ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА
Аннотация. В статье раскрывается вопрос о роли правового обычая как источника права в российской правовой системе. Авторы приходят к выводу, что правовой обычай будет и в дальнейшем сохраняться в праве, прежде всего благодаря своей гибкости.
Ключевые слова: закон, источник права, правовой обычай, правовая система, традиция.
Обычай - сложившиеся и многократно повторяющиейся правила поведения, которые закладывались и имели свою историю задолго до появления права как регулятора общественных отношений. По сравнению с нормативно-правовым актом, которому отдаётся приоритет среди источников права в отечественной юриспруденции, правовому обычаю уделяется меньше исследовательского внимания.
Россия - это государство, которое относится к романо-германской правовой семье. Характерная черта такого типа правовой системы - четкая, стройная система источников права, среди которых основной формой является нормативно-правовой акт. То есть, можно сделать вывод, что в современных условиях, правовой обычай – далеко не первый инструмент, регулирующий жизнь социума. Итак,
правовой обычай - исторически сложившееся правило поведения, которое признается и защищается государством, на него зачастую имеется ссылка в законе, но он не должен противоречить действующей системе права.
Право законодателя руководствоваться местными обычаями содержится, например, в ст. 5 («Обычай делового оборота»), ст. 221 («Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей») ГК РФ, ст. 3 («Обычаи морского порта») ФЗ от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах».
Таким образом, обычай обладает достоинствами, благодаря которым его используют как источник права.
Использование обычая ещё способствует увеличению уровня правосознания и правовой культуры общества и даже снижению уровня коррупции, поскольку участники правоотношений действительно не взаимодействуют с органами и должностными лицами государственной власти [1].
Как следствие, обычай в российском праве применяется в гражданском праве, земельном праве, в международном праве и в сфере управления. Но при этом правовой обычай, как источник права, в России носит дополнительный характер.
Практически исключено применение обычая в уголовном праве России. Более того, обычаи, противоречащие государственной властвующей политике и общечеловеческой морали, обычно, запрещаются законом [2].
Но не смотря на запрет обычаев в уголовном праве, это не означает полный отказ от его применения.
Обычай очень гибок в сравнении с другими нормами права, но именно из-за неформального определения нормы правового обычая, обычное право в значительной степени уступило место письменным источникам права и, прежде всего, закону.
Таким образом, на основе проведенного изучения правового обычая как источника права, можно сделать последующие выводы. Теория и практика касательно источников права в целом вызывают множество трудоемких вопросов, ответы на которые зависят от соображения права как такового, определенной правовой системы, обусловленного исторического периода и тому подобное. Проблема определения понятия "источники права" продолжает быть актуальной [3].
Это обусловлено отсутствием общих подходов к соображению значения этого слова, а также сформировавшейся "традицией" юридической науки предлагать его дефиницию через призму формы права.
В связи с этим предлагается назначать источники права как выраженные внешне в определенных формах, идеологические и вещественные истоки права, которые отображают его ценность в точных исторических условиях.
Закон в сфере права, который безусловно признается ключевым правовым источником, не способен "самостоятельно" преодолеть с регулированием правоотношений и потому остальные источники права (международные договоры, обычаи, судебная практика и т.д.) объективно начинают укреплять свои позиции в России. Юридический (правовой) обычай - это правовая норма, которая установилась без вмешательства публичной власти в результате длительного и регулярного использования одних и тех же правил к однородным случаям жизни.
Обычное право, которое состояло из обычаев, было исторически первой, наиболее тесно связанной с жизнью формой позитивного права. Между тем, наиболее развитыми формами все же считается право судей и право законодателя, на базе которых сложились две типичные системы права: прецедентная система (в виде общего права - Великобритания, США) и законодательная в своей основе система стран континентальной Европы (в виде романо-германского права - Франция, Германия и т.д.).
Главная черта правового обычая - его чрезмерная устойчивость, которая объясняет стабильность основанных на них правоотношений, а также то, что правила поведения данной категории рано или поздно воспринимаются заключаемыми договорами.
Особенность формы правового обычая - отсутствие письменного документа, конечно, усложняет пользование такой юридической нормой, однако ни в коей мере не снижает ее императивный характер. Государство признает не все обычаи, сложившиеся в обществе, а только те, которые имеют наибольшее социальное значение, отвечают его интересам и историческому этапу его развития.
Правовой обычай, хотя и играет второстепенную роль в правовой жизни общества, однако применяется при решении вопросов разнообразных отраслей права (торговое мореплавание, навигационное право, купля-продажа, конституционный процесс и т.д.), особенно же место занимает в регулировании международных взглядов. То есть, правовой обычай имеет воздействие не только на страны, котрые определили международно-правовые нормы, но и на страны-участницы международно-правовых соглашений с международно-правовыми нормами.
По нашему убеждению, правовой обычай как источник права, будет и в дальнейшем сохраняться в праве, прежде всего благодаря своей гибкости относительно других форм права.