Статья:

ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА

Конференция: LXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Нимченко Е.В., Кракова Д.В. ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(62). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(62).pdf (дата обращения: 05.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА

Нимченко Елизавета Васильевна
студент, отделение СПО ИКТЗИ КИТ, Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ, РФ, г. Казань
Кракова Дарья Валерьевна
студент, отделение СПО ИКТЗИ КИТ, Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ, РФ, г. Казань
Сахибуллин Рустем Наилевич
научный руководитель, преподаватель, отделение СПО ИКТЗИ КИТ, Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ, РФ, г. Казань

 

Аннотация. В статье раскрывается вопрос о роли правового обычая как источника права в российской правовой системе. Авторы приходят к выводу, что правовой обычай будет и в дальнейшем сохраняться в праве, прежде всего благодаря своей гибкости.

 

Ключевые слова: закон, источник права, правовой обычай, правовая система, традиция.

 

Обычай - сложившиеся и многократно повторяющиейся правила поведения, которые закладывались и имели свою историю задолго до появления права как регулятора общественных отношений. По сравнению с нормативно-правовым актом, которому отдаётся приоритет среди источников права в отечественной юриспруденции, правовому обычаю уделяется меньше исследовательского внимания.

Россия - это государство, которое относится к романо-германской правовой семье. Характерная черта такого типа правовой системы - четкая, стройная система источников права, среди которых основной формой является нормативно-правовой акт. То есть, можно сделать вывод, что в современных условиях, правовой обычай – далеко не первый инструмент, регулирующий жизнь социума. Итак,

правовой обычай -  исторически сложившееся правило поведения, которое признается и защищается государством, на него зачастую имеется ссылка в законе, но он не должен противоречить действующей системе права.

Право законодателя руководствоваться местными обычаями содержится, например, в ст. 5 («Обычай делового оборота»), ст. 221 («Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей») ГК РФ, ст. 3 («Обычаи морского порта») ФЗ от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах».

Таким образом, обычай обладает достоинствами, благодаря которым его используют как источник права.

Использование обычая ещё способствует увеличению уровня правосознания и правовой культуры общества и даже снижению уровня коррупции, поскольку участники правоотношений действительно не взаимодействуют с органами и должностными лицами государственной власти [1].

Как следствие, обычай в российском праве применяется в гражданском праве, земельном праве, в международном праве и в сфере управления. Но при этом правовой обычай, как источник права, в России носит дополнительный характер.

Практически исключено применение обычая в уголовном праве России. Более того, обычаи, противоречащие государственной властвующей политике и общечеловеческой морали, обычно, запрещаются законом [2].

Но не смотря на запрет обычаев в уголовном праве, это не означает полный отказ от его применения.

Обычай очень гибок в сравнении с другими нормами права, но именно из-за неформального определения нормы правового обычая, обычное право в значительной степени уступило место письменным источникам права и, прежде всего, закону.

Таким образом, на основе проведенного изучения правового обычая как источника права, можно сделать последующие выводы. Теория и практика касательно источников права в целом вызывают множество трудоемких вопросов, ответы на которые зависят от соображения права как такового, определенной правовой системы, обусловленного исторического периода и тому подобное. Проблема определения понятия "источники права" продолжает быть актуальной [3].

Это обусловлено отсутствием общих подходов к соображению значения этого слова, а также сформировавшейся "традицией" юридической науки предлагать его дефиницию через призму формы права.

В связи с этим предлагается назначать источники права как выраженные внешне в определенных формах, идеологические и вещественные истоки права, которые отображают его ценность в точных исторических условиях.

Закон в сфере права, который безусловно признается ключевым правовым источником, не способен "самостоятельно" преодолеть с регулированием правоотношений и потому остальные источники права (международные договоры, обычаи, судебная практика и т.д.) объективно начинают укреплять свои позиции в России. Юридический (правовой) обычай - это правовая норма, которая установилась без вмешательства публичной власти в результате длительного и регулярного использования одних и тех же правил к однородным случаям жизни.

Обычное право, которое состояло из обычаев, было исторически первой, наиболее тесно связанной с жизнью формой позитивного права. Между тем, наиболее развитыми формами все же считается право судей и право законодателя, на базе которых сложились две типичные системы права: прецедентная система (в виде общего права - Великобритания, США) и законодательная в своей основе система стран континентальной Европы (в виде романо-германского права - Франция, Германия и т.д.).

Главная черта правового обычая - его чрезмерная устойчивость, которая объясняет стабильность основанных на них правоотношений, а также то, что правила поведения данной категории рано или поздно воспринимаются заключаемыми договорами.

Особенность формы правового обычая - отсутствие письменного документа, конечно, усложняет пользование такой юридической нормой, однако ни в коей мере не снижает ее императивный характер. Государство признает не все обычаи, сложившиеся в обществе, а только те, которые имеют наибольшее социальное значение, отвечают его интересам и историческому этапу его развития.

Правовой обычай, хотя и играет второстепенную роль в правовой жизни общества, однако применяется при решении вопросов разнообразных отраслей права (торговое мореплавание, навигационное право, купля-продажа, конституционный процесс и т.д.), особенно же место занимает в регулировании международных взглядов. То есть, правовой обычай имеет воздействие не только на страны, котрые определили международно-правовые нормы, но и на страны-участницы международно-правовых соглашений с международно-правовыми нормами.

По нашему убеждению, правовой обычай как источник права, будет и в дальнейшем сохраняться в праве, прежде всего благодаря своей гибкости относительно других форм права.

 

Список литературы:
1. Кича М.В. Актуальные проблемы применения обычая как формы права в практической деятельности юридических клиник на юге России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2013. № 4 (35). С. 74-79.
2. Придворова М.Н., Старчикова Е.А. Обычай в отечественной цивилистике как традиционный источник гражданского права // Право: история и современность. 2019. № 1. С. 61-71.
3. Васильева Т.А. Понятие и значение источников права // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2010. № 73. С. 37-44.