Статья:

НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА В ФОКУСЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Конференция: LXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Юрченко Е.Н. НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА В ФОКУСЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(62). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(62).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА В ФОКУСЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Юрченко Екатерина Николаевна
студент, Сибирский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск
Шумяцкий Роман Иванович
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Сибирский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск

 

Налоги и налоговая политика являются важнейшим элементом системы обеспечения экономической безопасности. Значение налоговой составляющей экономической безопасности каждого региона определяется ее информационным обеспечением в сфере налогообложения как в целом, так и по основным налогам и сборам, отвечающим основным направлениям налоговой политики государства. Весомость налоговой безопасности региона определяется тем, что, во-первых, налоги обеспечивают за счёт бюджета поступления финансовых средств, необходимых для решения основных задач социально-экономического развития и обеспечения экономической безопасности региона; во-вторых, взимание налогов создаёт условия для эффективного регионального регулирования экономики в целях недопущения убытков в результате реализации налоговой политики.

Налоговая безопасность представляет собой состояние защищенности налоговой системы, государственных органов, предпринимателей, граждан, общества от внутренних и внешних угроз, дестабилизирующих экономическую и финансовую устойчивость региона [2]. Опираясь на этот факт, можно заключить, что со стороны региональных органов власти важно проявление инициативы в части обеспечении поддержания и постоянного совершенствования уровня налоговой безопасности региона.

В Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области указаны приоритетные направления развития региона. Одним из таких положений является пункт: «совершенствование государственного управления, в том числе через формирование сбалансированной бюджетной и налоговой политики региона и внедрение эффективного коммуникативного инструмента, обеспечивающего конструктивное взаимодействие органов власти с бизнесом и населением, направленного на формирования имиджа Новосибирской области как территории комфортной среды для жизни» [1].

На сегодняшний день Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области (УФНС России по Новосибирской области) активно применяет способы и методы эффективного взаимодействия с бизнесом и гражданами области, оказывающие положительное воздействие на состояние налоговой безопасности региона, в особенности в части осуществления информационной работы налоговыми органами в соответствии с информационной кампанией ФНС России, отраженной в Плане мероприятий, направленных на публичное информирование граждан по предупреждению образования и взыскания задолженности по налогам, сборам, страховых взносов, пени и штрафов на 2021-2023 гг. [4]. На данный момент УФНС России по Новосибирской области осуществляет информационную кампанию посредством следующих способов:

  1. Направление информации по вопросам налогообложения напрямую налогоплательщикам, представляющим налоговую отчетность в электронной форме, по телекоммуникационным каналам связи через операторов электронного документооборота.
  2. Формирование и реализация сводного графика семинаров по актуальным вопросам, которые налоговые органы проводят для налогоплательщиков.
  3. Участие в финансово просветительских радиоэфирах, организованных региональным центром финансовой грамотности (РЦФГ) Новосибирским Домом финансового просвещения на радио «Комсомольская правда». Совместно организованные эфиры входят в число мероприятий Плана, направленных на публичное информирование граждан по предупреждению образования и взыскания задолженности по налогам, сборам, страховых взносов, пени и штрафов на 2021-2023 гг. [4].
  4. Участие экспертов УФНС по Новосибирской области в очно-дистанционном цикле лекций по финансовой грамотности для взрослого населения в период сентября 2021 года по апрель 2022 года для жителей Новосибирска и области. Данный проект является также инициативой Новосибирского Дома финансового просвещения и Новосибирской государственной областной библиотеки [3].
  5. Реализация информационной кампании путем публикации актуальных материалов на официальном сайте ФНС, в социальных сетях УФНС по НСО и РЦФГ, а также мессенджерах, в том числе Telegram-каналах, в целях своевременного информирования населения о законодательных нововведениях в налоговой сфере, сроках подачи налоговой декларации, уплаты налогов и пр.

Указанный перечень деятельности по организации конструктивного взаимодействия с бизнесом и гражданами области со стороны УФНС России по Новосибирской области не является исчерпывающим, однако отражает ключевые способы и меры. В целях совершенствования соответствия положениям Стратегии развития Новосибирской области необходимо расширить перечень воздействия УФНС России по Новосибирской области в части повышения налоговой безопасности региона. Для этого предлагается три пути решения данного вопроса:

  1. внедрение новых форматов воздействия на членов бизнес-сообщества и население региона;
  2. точечное целевое воздействие на проблемные группы налогоплательщиков;
  3. масштабирование действующих проектов.

В целях комплексного воздействия, учитывая все три указанных способа, можно определить конкретные способы проработки данного вопроса.

Для начала следует использовать дополнительные информационные платформы и адаптированный контент для различных социальных и демографических групп. Так, возможна разработка курсов повышения налоговой грамотности среди самозанятых для молодежи, людей зрелого возраста, а также в целом для членов бизнес-сообщества. Необходимо привлекать финансовых консультантов для организации групп по повышению налоговой грамотности с масштабным публичным освещением на интернет-ресурсах региональных органов власти.

Также следует обратить особое внимание на сервис «Личный кабинет налогоплательщика» в процессе информирования. Это связано с многофункциональностью данного сервиса. Обучение тех, кто не умеет пользоваться таким сервисом, предлагается сделать в виде вебинара или записи обучающего семинара на видеохостинге YouTube, который будет организован региональным центром финансовой грамотности – Новосибирским Домом финансового просвещения совместно с УФНС по Новосибирской области. Для более активного пользования предлагается увеличение частоты рассылки на электронную почту с краткой информацией по какой-либо теме и необходимостью входа в Личный кабинет. Таким образом, как один из элементов экономической безопасности налоговая безопасность региона – это, в первую очередь, возможность налогоплательщиков и органов власти различных уровней своевременно и в полном объеме уплачивать налоги. В современных условиях налоговая система должна постоянно совершенствоваться, адаптироваться к изменениям в экономике. Поэтому в настоящее время одной из важнейших задач органов власти, как федеральных, так и региональных, является создание благоприятных условий для развития предпринимательства, а также обеспечение стабильного поступления налогов в бюджет.

В данной работе подробно рассмотрены способы и методы эффективного взаимодействия с бизнесом и гражданами области, благоприятно влияющие на текущее состояние налоговой безопасности региона, осуществляемые УФНС России по Новосибирской области. В целях совершенствования соответствия положениям Стратегии развития Новосибирской области необходимо расширение указанного перечня. Для этого в работе предлагается использование дополнительных информационные платформ с адаптированным контентом для различных социальных и демографических групп, а также акцент на популяризацию использования сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» в процессе информирования.

 

Список литературы:
1. О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года: Постановление Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 № 105-п. – URL: https://www.nso.ru/page/2412 (дата обращения: 04.04.2023). 
2. Ишкаев М.А. Налоговая безопасность региона как составляющая экономической безопасности // Информационные технологии обеспечения комплексной безопасности в цифровом обществе : Сборник материалов Всероссийской молодежной научно-практической конференции с международным участием, Уфа, 07–08 июня 2018 года / Фролова И.В., отв. редактор. Том Часть II. – Уфа: Башкирский государственный университет. – 2018. – С. 125-130. 
3. Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области: Официальный сайт. – Новосибирск. – URL: https://mfnso.nso.ru/page/3867 (дата обращения: 18.03.2023).
4. Федеральная налоговая служба: Официальный сайт. – Москва. – URL: https://www.nalog.gov.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/about_fts/vp_2022.doc (дата обращения: 04.04.2023).