Статья:

РОЛЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Конференция: LXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Лоран М.Н., Мартынова Д.Н. РОЛЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(62). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(62).pdf (дата обращения: 28.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Лоран Марина Николаевна
студент, Сибирский институт управления- филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск
Мартынова Дарья Николаевна
студент, Сибирский институт управления- филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск

 

Аннотация. В статье авторы рассказывают о роли денежно-кредитной политики в механизме обеспечения экономической безопасности государства

 

В экономической литературе отсутствует единое определение понятия «экономической безопасности», разные авторы дают собственные трактовки экономической безопасности. При этом основное внимание в научных трудах уделяется классификации видов экономической безопасности государства.

Ученые И. А. Сергеева, А. Ю. Сергеев, С. В. Тактарова экономическую безопасность рассматривают как сложную полиструктурную науку о безопасности социально-экономических систем разных уровней иерархии (лицо, домашнее хозяйство, отрасль, регион, сектор экономики, национальная экономика, мировое хозяйство) [42, с.89]. Основным критерием экономической безопасности является способность экономики страны хранить и повышать стойкость до внутренних и внешних угроз.

H. Maull под экономической безопасностью понимает «отсутствие oстрой угрозы минимально приемлемому уровню основных ценностей, который нация считает первостепенно необходимым. Эта угроза возникает в том случае, когда внешние экономические параметры изменяются настолько, что возникают условия, способные разрушить существующую социально-политическую систему. При этом кто-то или что-то угрожает нам отторжением от наших первостепенных ценностей» [49, с.15].

H. Machovski утверждает, что экономическая безопасность это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [50, с.11].   

А.А. Исаева рассуждая о проблемах экономической безопасности, полагает, что экономическая безопасность государства является «состоянием защищенности от возможных угроз, что формирует экономическую независимость, стабильность и развитие в долгосрочном периоде. Приоритетным при этом есть сбалансированная политика государства относительно структурной перестройки экономики, стимулирования инновационно-инвестиционной активности, развития предпринимательства, ускорения интеграционных процессов и тому подобное» [20, с.362]. Тем самым подчеркивается, что экономическая безопасность - это такое состояние, при котором ничто кому-нибудь или чему-либо не угрожает, состояние защищенности ценностей и интересов субъекта (объекта) безопасности от угроз и опасностей, при котором обеспечиваются оптимальные условия его жизнедеятельности, развития и самореализации [20, с.363].

В механизме обеспечения экономической безопасности государства важную роль играет денежно - кредитная политика страны. Денежно-кредитная система современных государств состоит из банковской системы (в которую входит Центральный Банк и коммерческие банки) и совокупности специализированных небанковских финансово-кредитных институтов [15].

В России наибольшее значение имеет Центральный Банк, который регулирует национальную экономику, используя инструменты денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика является одним из инструментов обеспечения экономической и национальной безопасности Российской Федерации, который используется Центральным Банком. Денежно-кредитная политика проявляется в сфере денежного обращения и кредита, главными ее целями являются неинфляционный экономический рост, обеспечение полной занятости, сглаживание негативных последствий от цикличности экономики.

Рост инфляции – это самая серьезная угроза безопасности в финансовой сфере, так как отклонение ее от нормы влияет на все сферы жизнедеятельности человека и государства [12, с.227].

Для реализации денежно-кредитной политики Центральный Банк РФ использует следующие такие инструменты, как ключевая ставка, нормативы обязательных резервов, операции на открытом рынке. Ключевая ставка и нормативы обязательных резервов – это инструменты денежно-кредитной политики, которые косвенно воздействуют на систему путем активизации механизмов, изменяющих текущую ситуацию.

Операции на открытом рынке – это инструмент прямого воздействия, который позволяет быстро регулировать объем денежной массы.

Основным индикатором является ключевая ставка, размер которой устанавливается Центральным Банком России. Так, государство регулирует объем денежной массы, что отражается на таких процессах как инфляция, безработица, динамика реального сектора, иными словами, процессы национальной экономики. Изменение ключевой ставки влияет на экономическую активность, что в долгосрочной перспективе способствует достижению конечной цели денежно-кредитной политики – установлению ценовой стабильности (низкой устойчивой инфляции) [12, с.228].

В период кризиса и депрессии ключевая ставка обычно снижается, что способствует снижению стоимости кредитных ресурсов для коммерческих банков, которые начинают больше привлекать эти ресурсы и снижать процентные ставки по кредитам и депозитам, которые используют предприятия и население. Данное действие ЦБ и коммерческих банков позволяет расширить денежную массу в обращении путем увеличения финансовых возможностей и совокупных расходов населения и предприятий.

В период подъема, когда инфляция ускоряется, ключевая ставка увеличивается, что стимулирует сокращение денежной массы в обращении путем установления высоких процентных ставок по кредитам и депозитам для клиентов коммерческих банков. Происходит обратный процесс – финансовые возможности и совокупный спрос снижается, что сокращает инфляцию и цены.

Нормативы обязательных резервов – это другой важный инструмент денежно-кредитной политики, который олицетворяет собой минимальную норму вкладов, которые коммерческие банки и иные финансово- кредитные организации обязаны держать в ЦБ на своем корреспондентском счете [10, с.35].

Увеличение Центральным Банком нормативов обязательных резервов ограничивает коммерческие банки в количестве средств, которые они могут выдавать в качестве кредитов, что целесообразно делать в условиях инфляции. Когда наблюдается дефляция, ЦБ снижает нормативы обязательных резервов для стимулирования увеличения денежной массы в обращении.

Суть третьего инструмента, операций на открытом рынке, заключается в сделках купли-продажи активов (ценных бумаг, национальной и иностранной валют), которые совершает ЦБ.

Таким образом, денежно-кредитная политика, используя все инструменты, изменяет объем денежной массы в обращении, что стимулирует экономический рост и обеспечивает стабильную низкую инфляцию. В современных развитых государствах используют дискреционную денежно-кредитную политику, которую также называют гибкой, так как она позволяет менять направления в зависимости от текущей фазы экономического цикла. При кризисе проводят стимулирующую денежно-кредитную политику, при подъеме – сдерживающую. Стимулирующая денежно-кредитная политика предполагает увеличение денежной массы, снижение процентных ставок и стоимости денег, рост платежеспособного спроса, инвестиционных возможностей, стимулирование производственной и покупательской активности. Сдерживающая денежно- кредитная политика сокращает и ограничивает данные параметры для избегания перегрева национальной экономики [35, с.25].

Реализация денежно-кредитной политики подразумевает изменение объема денежной массы в обращении и воздействие на предложение и спрос денег. Подобным воздействием государство направляет усилия на достижение стратегических и, более конкретных, тактических целей, таких как обеспечение оптимального сочетания денежной массы и процентных ставок, эффективной динамики кредита, курса валюты, государственного долга и так далее. Реализация тактических целей содействует достижению стратегических целей.

Значимость эффективной денежно-кредитной политики государства оценена и в настоящее время отражается в стратегических нормативных актах, которые дополняются более узконаправленными и специализированными документами [35, с.26].

Подводя итоги, можно сделать вывод, что роль денежно-кредитной политики в системе экономической безопасности государства огромна. Ее грамотное проведение напрямую влияет на экономику государства и, как следствие, на всех хозяйственных субъектов. Значимость и сложность денежно-кредитной системы вызывает соответствующие серьезные проблемы. В настоящее время необходима трансформация механизма денежно- кредитного регулирования, которая позволит подстроиться под текущие условия в государстве и в мире в целом.

Сделаем краткие выводы по данной главе. Итак, денежно-кредитная политика - это проводимый правительством страны курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики.

 

Список литературы: 
1. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. - утверждена указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 [Электронный ресурс]: // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка: [официальный сайт]. 1997-2020. URL: http://www.consultant.ru/  document/ cons_doc_LAW_ 216629/(дата обращения: 25.10.2022).
2. Атаманенко, Т. А. Результаты и эффективность денежно-кредитной политики в РФ на современном этапе / Т. А. Атаманенко // Студенческий вестник. – 2022. – № 23-7(215). – С. 33-37. – EDN OBXJFQ.
3. Баранов В. М. Законодательное определение понятия «экономическая безопасность государства» и современные проблемы ее правового регулирования / В.М. Баранов. - Москва: ЮРАЙТ, 2020. - 418с.
4. Базиев А. Х. Угрозы экономической безопасности России и предложения по их минимизации / А.Х. Базиев // Молодой ученый. - 2022. - №48. - С. 227-229.
5. Беляев, С.А. Место и роль Центрального банка в рыночной экономике Российской Федерации  / С.А. Беляев // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2021. – Т. 10. – № 2 (35). – С. 79–82.
6. Булгакова М.А. Генезис «экономическая безопасность» в терминологии различных государств // Проблемные вопросы экономической безопасности России. - 2021. - №5. - С. 17-22.
7. Воробьева В.Г. Нормативно-правовое обеспечение национальной экономической безопасности России: краткий обзор. - [Электронный ресурс] /В.Г. Воробьева, Ф.А. Айзятов // Электронный научный журнал «Управление экономическими системами». – Режим доступа: http://uecs.ru/uecs-83-832015/item/3803-2015-11-18-06-02-53 (дата обращения: 27.01.2023).