СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Секция: Юриспруденция
LXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Следственный комитет Российской Федерации является специализированным государственным органом в системе правоохранительной деятельности, призванным обеспечивать сохранность правопорядка путем расследования и раскрытия преступлений различных категорий тяжести.
Следственный комитет не входит ни в одну из ветвей государственной власти, представляя интерес для исследования данной структуры и в частности, интерес для анализа деятельности сотрудников Следственного комитета, имеющей свои особенности, характерные черты и особое предназначение.
Следственный комитет Российской Федерации имеет свою многовековую историю и на каждом этапе развития общества и трансформации государственного аппарата претерпевал множественные изменения кардинального типа: от модернизации сущности и функций следственного органа вплоть до его полного упразднения и последующего создания в иной форме.
Следственный комитет, выступая единым органом по решению глобальной задачи – ограждения общества от опасных преступников, за все время своего существования, естественным образом, закрепив в своем содержании особые требования, перечень правил и порядок приема гражданина на должность сотрудника в Следственный комитет.
Особенности прохождения службы в Следственном комитете Российской Федерации представляют собой совокупность специфических условий и факторов, при которых служба в данном государственном органе имеет свои особенности и является общественно значимой, а также имеет строгие правила при трудоустройстве и прохождении службы.
Особенности прохождения службы в Следственном комитете включает в себя не только аспекты формально-правового поля, но и особые качества личности, которыми должен обладать сотрудник Следственного комитета и совершенствовать их в процессе всей своей деятельности. Кроме того, сотрудники Следственного комитета, проходя государственную службу, выполняют свой служебный долг по обеспечению законности в государстве и пресечению преступлений: расследуя преступления тщательно, внимательно и добросовестно, что требует также наличие в поведенческих механизмах особого отношения к своей деятельности.
Проходя службу в Следственном комитете, сотрудники зачастую сталкиваются с разноплановыми особенностями данной структуры и выступают особыми субъектами правового пространства, занимая значительную роль в единой системе органов государственной власти.
На современном этапе развития Следственный комитет представляет собой автономный государственный орган, имеющий свои определенные функции, полномочия, компетенцию и расследующий уголовные дела различных категорий тяжести. Однако, Следственный комитет далеко не всегда был самостоятельным органом власти со своими отдельными полномочиями. Десятилетием ранее была проведена глобальная реформа в области судебных и правоохранительных органов власти. В 2007 году в процессе реформирования судебной системы, положившей начало первой масштабной реорганизации российской правоохранительной системы, был создан Следственный комитет при Прокуратуре Российской Федерации.
В условиях современной России Следственный комитет обладает особой значимостью среди всех элементов правоохранительной системы России. «В руках следователя в значительной степени сосредоточена судьба уголовной истины», – утверждал Н.В. Муравьев, прокурор Московской судебной палаты в 1886 году [1].
Следственный комитет в современной интерпретации, отличающийся от других правоохранительных органов определенным набором характерных полномочий, функционала и строгим регламентом деятельности обрел данную форму выражения далеко не сразу. Становление и закрепление правового положения следственных органов в их современной интерпретации, а также самостоятельность данного федерального органа сформировалось относительно недавно.
Таким образом, следственный комитет в современное время является федеральным самостоятельным органом. Он не вхож ни в одну из ветвей государственной власти, а также не является составляющей структуры какого-либо органа власти. На наш взгляд, историческое развитие Следственного комитета, а также его место в современной системе государственной власти демонстрирует, что данный орган выступает элементом сдержек и противовесов в системе разделения властей, что говорит об объективности, беспристрастности и минимизации наличия личного интереса у сотрудников следствия в процессе осуществления ими своей деятельности.
Плюс ко всему, если не брать во внимание относительно недолгую самостоятельную деятельность Следственного комитета, можно отметить, что данный орган однозначно построен на принципах уважения и преемственности глубоких исторических традиций российского следствия, основы которого были заложены Петром I еще в начале 18-го века [2].