Статья:

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ АТТЕСТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Сат А.Э. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ АТТЕСТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(70). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(70).pdf (дата обращения: 15.09.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ АТТЕСТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Сат Аэлита Эдуардовна
студент, Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск
Дробот Семен Евгеньевич
научный руководитель, Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск

 

В настоящее время в научной литературе широко обсуждается вопрос оценки качества эффективности реализации служащим своих служебных обязанностей. Простым и уже опробованным способом определения соответствия служащего предъявляемым к его должности требованиям является процедура аттестации.

Правовая основа аттестации государственных гражданских служащих заложена в настоящее время в положениях ст. ст. 48 и 49 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[1], а также ряд подзаконных правовых актов. При этом ни в одном правовом акте не раскрывается определение этого понятия, что дает просто для научных его определений.

Различные авторы дают различные определения аттестации государственных гражданских служащих, в основном, указывая на ее цель и сходясь в едином мнении – в том, что она является административной процедурой. Так, Н.Г. Канунникова аттестацию понимает как административную процедуру в рамках служебных кадровых отношений, в ходе которой производится оценка служащего на предмет соответствия должности[2, c.38-39].

Иные авторы в основу определения термина аттестации закладывают его профессиональную составляющую, указывая, что аттестация, это, прежде всего, оценка соответствия профессионально-квалификационного уровня должностного лица занимаемой должности[3, c.40]. Имеются определения, которые рассматривают процедуру аттестации не применительно к отдельному должностному лицу, но в целом к отбору кадров и формированию кадрового состава государственного аппарата как реализации функций государственной власти[4 c,146].

В одном ученые единодушны, в том, что аттестация – есть проверка соответствия должностного лица занимаемой должности. В этом нет сомнения, поскольку на этот признак указывает само определение аттестации, данное косвенным образом в ч. 1 ст. 48 Закона «О государственной гражданской службе», в котором указано, что цель аттестации служащего – «определение его соответствия замещаемой должности гражданской службы»[5] при этом «аттестация включает в себя оценку профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и оценку его профессионального уровня»[6].

Некоторые авторы объединяют понятийный аппарат аттестации государственных и муниципальных служащих, поскольку в ст. 18 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О муниципальной службе в Российской Федерации»[7] указаны аналогичные положения об аттестации в муниципальной службе. На этом основании некоторые авторы, например, С.Ю. Евдокимов, пишут о процедуре аттестации служащих как о кадровой технологии менеджмента[8]. То есть аттестация рассматривается с позиции кадровой технологии управления персоналом на государственной службе.

Как указывает О.Е. Куликова, в самом простом практическом понимании, аттестация – есть оценка служащих с профессиональной позиции[9].

Автор В.И. Курилов понимает аттестацию  широком и узком смыслах, при этом широкий смысл заключается в оценке самого работника, а узкий – кадровая процедура[10, c.15]. Д.М. Овсянкоопределяет аттестацию как кадровую технологию обеспечения профессионализма государственной службы[11, c.84].

При этом, несмотря на наличие легальных признаков аттестации как процедуры, имеются различные мнения относительно самих таких признаков. Как пишет автор А.В. Смирнова, проверка соответствия должностного лица занимаемой должности должна проводиться еще при поступлении на службу посредством конкурного отбора. Итак, говоря об аттестации, бесспорным являются ее следующие признаки:

– она является обязательной процедурой для государственных гражданских служащих и только для них;

– аттестация – это регулярная процедура, которую проходят все государственные гражданские служащие с определенной периодичностью;

– цель аттестации – подтверждение соответствия конкретного государственного гражданского служащего предъявляемым к его должности требованиям;

– требования к аттестуемым меняются в зависимости от развития государственной гражданской службы, должностных требований и обязанностей служащего;

– аттестация – есть кадровая технология, посредством которой выявляются служащие, которые не соответствуют предъявляемым к должности требованиям и в связи с этим принимаются меры по повышению уровня профессионализма в государственной гражданской службе.

Возникает вопрос о том, к какому виду процедур следует отнести аттестацию – к административной или же к служебной, то есть обусловленной трудовыми отношениями в государственной гражданской службе.

Очевидно, что государственные гражданские служащие – это, прежде всего, работники особого рода, которые призваны в той или иной мере осуществлять полномочия государственного органа, то есть в какой-то мере все государственные гражданские служащие являются представителями государственной власти в своей компетенции.

Таким образом, отношения, которые складываются в ходе осуществления государственной служебной деятельности, регулируются как трудовым, так и служебным законодательством, то есть законодательством о государственной службе в целом, о статусе служащего, в том числе, о государственном гражданском служащем.

Если говорить об аттестации, то ее правовой режим обусловлен не трудовым законодательством, а именно служебным. При этом аттестация проводится вне зависимости от намерения непосредственного представителя нанимателя, а в целом по всему кадровому аппарату государственной гражданской службы. Отношения в области аттестации государственных гражданских служащих возникают между служащим и государством в целом, поскольку именно от имени государства государственный служащий осуществляет свою служебную деятельность.

Кроме того, порядок аттестации един для всех государственных служащих и установлен федеральным законодательством (федеральным законом, Постановлением Правительства РФ, Указом Президента РФ и актами органов власти применительно к каждому конкретному органу власти). Служебным контрактом нельзя изменить ни сроки аттестации, ни порядок ее проведения, в связи с чем аттестацию государственных гражданских служащих все же следует считать административной процедурой.

Итак, под аттестацией следует понимать административно-служебную процедуру, в ходе которой устанавливается текущее соответствие государственного гражданского служащего заявленным должностным требованиям. Основным назначением процедуры аттестации государственного гражданского служащего является поддержание должного уровня профессионализма при отправлении государственной управленческой деятельности. Исходя из признаков аттестации государственных гражданских служащих, ее следует отнести к административному институту государственной служебной деятельности.

Процедура аттестации схожа с процедурой проведения квалификационного экзамена при включении служащего в государственный кадровый резерв, проведение аттестации построено таким образом, что служащий оценивается объективно собранной экспертной комиссией, но при этом учитывается мнение его непосредственного руководителя. Аттестация имеет кадровые последствия для служащего.

Для совершенствования аттестации служащих рекомендуется включить мнение граждан в оценку, которое они смогут оставить непосредственно через приложение Госуслуг. Следует подобрать объективные критерии такой оценки служащих. Такое введение позволит не только оценивать работу служащих объективно, но и контролировать в целом работу служащих с гражданами, которые являются основными потребителями государственных услуг.  Иногда неудовлетворенность потребителей может быть связана не столько с деятельностью отдельных госслужащих, сколько с особенностями организационной культуры государственных учреждений, такое влияние также стоит учитывать и исключить при разработке критериев[12, c.73]. Дальнейшая работа будет посвящена четкому определению критериев, предлагаемых к введению. Необходимо обеспечить ситуацию, в которой разные клиенты давали бы обратную связь.

Важный момент – все предлагается делать публично, то есть на «Госуслугах» любой человек сможет не только поставить оценку на основании решения или невыполнения государственным служащим своей проблемы, но и посмотреть рейтинг государственных служащих по итогам работы за год.

Формализацию предлагается проводить по следующим пунктам:

1. Оценка профессионализма;

2. Оценка личностных и деловых качеств;

3. Оценка результативности профессиональной служебной деятельности.

Можно выделить следующие положительные эффекты от внедрения данного предложения:

– во-первых, это делается в интересах населения,

– во-вторых, это мгновенно повысит эффективность работы бюрократического аппарата,

– в-третьих, это не требует серьезного финансирования.

Предлагаемые рекомендации позволят усовершенствовать и повысить эффективность аттестации государственных гражданских служащих, что в целом благоприятно повлияет на государственное управление в стране.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
3. Бахрах Д.Н. Административное право России. М.: Эксмо, 2022. 809 с.
4. Евдокимов С.Ю. Критерии и методы аттестации государственных и муниципальных служащих // Вестник Евразийской науки. 2018. № 2 // https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-i-metody-attestatsii-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-sluzhaschih
5. Канунникова Н.Г. Аттестация государственных служащих в условиях реформирования государственной службы Российской Федерации // Административное право и процесс. 2019. № 7. С. 38-39.
6. Ковалец А. В. Аттестация гражданских служащих: правовые и организационные вопросы / А. В. Ковалец // Вестник науки. 2021. № 10 (43). С. 40-46.
7. Коновалова В.О. Актуальные проблемы аттестации гражданских служащих и перспективы их разрешения // Символ науки. 2019. № 5 (14). С. 146-149.
8. Куликова О.Е. Основные принципы аттестации государственных гражданских служащих органа государственной власти // Вестник науки и образования. 2018 // https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-printsipy-attestatsii-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih-organa-gosudarstvennoy-vlasti
9. Овсянко Д.М. Административное право в схемах и определениях. М., 2019. 512 с.
10. Ростовцева Ю.В. Аттестация государственных гражданских служащих Российской Федерации: Правовые и организационные проблемы :Автореф. дисс. ...канд. юрид. наук. М., 2017. 23 с.
11. Ростовцева Ю.В. Проблемы проведения аттестации на государственной гражданской службе // Вторые Всероссийские Державинские чтения (Москва, 9-10 ноября 2006 года): сб. ст.: в 8 кн. Кн. 3: Проблемы административного и финансового права / Отв. ред. Б.В. Российский. М.: РПА МЮ РФ, 2017. 415 с.
12. Смирнова А.В. Актуальные проблемы аттестации гражданских служащих и перспективы их разрешения // Символ науки. 2020. № 5 (26). С. 181-184.