ЗАКЛЮЧЕНИЕ БРАКОВ С ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Секция: Юриспруденция
LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ БРАКОВ С ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
В последнее десятилетие в мире значительным образом увеличилось количество браков, заключенных между гражданами различных государств. Ввиду чего отдельные авторы говорят о существование объективной необходимости выделения в науке международного частного права самостоятельного института – международного брака [1; С. 118]. Выделение и детальная проработка данного института как в науке, так и законодательстве необходимо для соблюдения прав, свобод и законных интересов лиц, вступающих в такой брак. Отдельного внимания заслуживает вопрос заключения браков с иностранными гражданами в правопорядках различных государств, поскольку именно данное действие является предпосылкой развития семейных отношений, осложненных иностранным элементом. Наиболее показательным, на наш взгляд, является проведение сравнительного анализа законодательной регламентации порядка заключения браков с иностранными гражданами в законодательстве Российской Федерации и Китайской Народной Республике (далее – КНР). Базовым российским нормативно-правовым актом в исследуемой области является Семейный кодекс Российской Федерации (далее – СК РФ) (прежде всего, Раздел VII) [2]. Согласно ст.ст. 156 – 158 которого для вступления в брак на территории Российской Федерации гражданами, не обладающими её гражданством, необходимым является соблюдение условий заключения брака, регламентированных законодательством государства собственного гражданства. При этом также должны отсутствовать обстоятельства, препятствующие заключению брака, регламентированные ст. 14 СК РФ: наличие другого зарегистрированного брака, наличие близкого родства (родственники по прямой восходящей или нисходящей линии либо полнородные, неполнородные братья и сестры), наличие отношений по усыновлению, а также признание лица недееспособным ввиду психических заболеваний. Порядок регистрации брака с иностранным гражданином аналогичен порядку его регистрации между гражданами России: подача заявления в любые территориальные органы ЗАГС с одним исключением – если одним из желающих заключить брак является иностранец, заявление подается только лично, электронная форма подачи не допускается. Иностранный гражданин так же должен предоставить доказательство отсутствия у него зарегистрированного брака. В случае вступления в брак российского и иностранного гражданина за пределами территории Российской Федерации, он признается, если было соблюдено законодательство государства, на территории которого был зарегистрирован брак, а также отсутствуют обстоятельства, закрепленные ст. 14 СК РФ. Важно отметить, что целью заключения брака является создание семьи, то есть основанного на взаимных чувствах любви и уважения союзе двух лиц, проживающих вместе. Если дальнейшая совместная жизнь супругов невозможна, брак может подлежать расторжению. Так, например, Мировым судьей судебного участка № 119 района Гольяново г. Москвы был расторгнут брак между гражданином Российской Федерации и гражданкой КНР на том основании, что спустя определенное время совместного проживания она единолично покинула пределы России, вернулась в Китай, намерения последующего возвращения к мужу не имела [3]. Порядок заключения брака с иностранными гражданами в КНР отличается от российского. Так, согласно главе 3 Закона КНР «О применении права к транснациональным гражданско-правовым отношениям» условия заключения брака между гражданином КНР и иностранцем определяются законодательством КНР [4]. Брак считается заключенным, если соблюдена регламентированная законодательством КНР форма: регистрация допускается исключительно в административном органе власти с обязательным прохождением иностранцем предварительных проверочных мероприятий на предмет его соответствия условиям вступления в брак. При этом непосредственно важно то, что гражданин КНР и иностранец для регистрации брака могут обратиться не в любой административный орган на территории КНР, а исключительно тот, который 1) находится в городе, являющемся столицей провинции, где родился гражданин КНР, 2) специализируется на регистрации браков с иностранными гражданами [5; С. 3]. Иностранного гражданина проверяют на наличие у него препятствий к заключению брака, к которым, согласно Закону КНР «О браке» относятся: недостижение брачного возраста (22 года для мужчин и 20 – для женщин), наличие родства (прямого или по боковой линии вплоть до трех поколений) или иного зарегистрированного брака, наличие как психических, так и определенных физических заболеваний [6]. Исходя из всего вышеизложенного, порядок заключения брака с иностранным гражданином в Российской Федерации и КНР значительным образом отличается, что необходимо учитывать при инициировании соответствующей процедуры. Если по российскому законодательству подача заявления о регистрации брака осуществляется в любой орган ЗАГС, то по китайскому – в строго определенный. Иностранный гражданин, с которым гражданин РФ или КНР, желает заключить брак должен соответствовать определенным требованиям, перечень которых в КНР значительно шире, чем в России. Установление факта наличия у иностранца зарегистрированного брака в Китае происходит путем административных мероприятий, связанных с направлением запроса в полномочные органы, в России – путем самостоятельного предоставления иностранцем подтверждающего документа, выданного в установленном законом порядке. Несмотря на подобные различия, порядок заключения брака с иностранным гражданином в России и КНР имеет и ряд общих моментов, вызванных, прежде всего, тесными социально-культурными отношениями данных государств, а также схожими направлениями государственной политики в области регулирования брачно-семейных отношений. Исключительно при учете всех особенностей порядка заключения брака с иностранным гражданином становится возможным надлежащая защита и гарантированность семейно-правовых и личных прав, свобод и законных интересов субъектов подобных правоотношений.