Статья:

ЭТАПЫ НАЙМА ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ

Конференция: LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Абдрафикова С.Р. ЭТАПЫ НАЙМА ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(71). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/2(71).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭТАПЫ НАЙМА ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ

Абдрафикова Софья Раисовна
студент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Процесс найма персонала в организации можно поделить на несколько этапов (Рисунок) [1, с. 6].

 

Рисунок. Этапы системы найма персонала

 

Разберем подробно значение каждого этапа и то, что он в себя включает.

1. Определение количественной потребности в персонале

Для определения количественной потребности в персонале организации необходимо выбрать метод расчета численности сотрудников, установить исходные данные для расчета и провести расчет необходимого количества сотрудников на определенный период времени.

Существует несколько методов расчёта количественной потребности в персонале:

  1. Метод, основанный на учете времени, необходимого для выполнения работ;
  2. Расчет численности персонала на основе данных о трудоемкости рабочего процесса;
  3. Метод расчета по нормам обслуживания;
  4. Метод расчета по рабочим местам и нормативам численности;
  5. Статистические методы, позволяющие увязать потребность в персонале с объемами производства, трудоемкостью работ и др.;
  6. Методы экспертных оценок: простая экспертная оценка (когда потребность в персонал оценивается руководителем соответствующей службы) и расширенная экспертная оценка (когда потребность в персонале оценивается группой экспертов) [2, с. 6].

2. Разработка профиля требований к кандидату

Под этим подразумевается список компетенций и качеств, которыми должен обладать кандидат. Список составляется на основе анализа должности. Требования могут быть разделены на несколько групп:

  1. Профессиональные критерии (образование, опыт работы и т.д.);
  2. Физические критерии (состояние здоровья, физическая выносливость, скорость и т.д.);
  3. Психические критерии (усидчивость, терпеливость, уровень концентрации и т.д.);
  4. Социально-психологические критерии (умение быть частью коллектива, лидерские качества и т.д.) [3, с. 6].

3. Выбор философии найма

Существует несколько философий найма:

  1. Найм для соответствия или поиск «новой крови»;
  2. «Текущая работа или долгосрочная карьера»;
  3. Дилемма «Подготовленные или подготавливаемые кадры».

В ходе выбора философии найма организация должна опираться на свою стратегию по работе с персоналом. Ей также необходимо задумываться об источниках найма персонала, которые буду использованы в дальнейшем. Нужно сопоставлять работников, которые заняты на их предприятии, определять, насколько они подходят, учитывая их достоинства зи недостатки и тех, кто имеет требуемое образование и навыки, но осуществляют деятельность на другом предприятии, временно не работают или только окончили учебное заведение.

4. Выбор подхода к работе с рынком кандидатов

В данном случае подразумевается выбор метода найма: внутренний или внешний, который основывается на использовании соответствующих источников:

Внутренние источники – работники организации, которые имеют желание возможность (необходимость) и определенный набор компетенций, чтобы занять открывшуюся вакансию на предприятии.

Внешние источники - претенденты на вакансию, обладающие необходимым образованием, профессиональными навыками, но осуществляющие трудовую деятельность на других предприятиях; временно не работающие или находящиеся в статусе выпускников учебных заведений различного уровня.

Предприятие должно учитывать недостатки и преимущества каждого вида и выбирать наиболее подходящий для него, в соответствии с его политикой, финансовыми возможностями и текущим составом работников [4, с. 6].

5. Вербовка и формировании предварительной выборочной совокупности кандидатов

На этом этапе организация формирует предварительную выборочную совокупность кандидатов, которая представляет собой перечень кандидатов, которые могут быть допущены до участия в конкурсе на замещение вакантных должностей, исходя из определенных формальных критериев.

Число необходимых претендентов, которых должна привлечь организация, вычисляется с помощью использования пирамиды продуктивности вербовки, для этого используются данные по аналогичным мероприятиям в прошлом.

После определения числа необходимых претендентов, предприятие осуществляет вербовку, то есть организует контакт с наиболее интересными потенциальными работниками предприятии, с целью побуждения их к подаче заявки на вакансию.

Далее необходимо рассмотреть основные этапы вербовки и их содержание (Таблица) [5, с. 6].

Таблица

Основные этапы вербовки

Этап

Содержание

1.Выявление целевых групп

С помощью анализа опытного специалиста в сфере подбора персонала осуществляется анализ и сегментация рынка на группы, и выделяются те, которые представляют наибольший интерес для предприятия

2.Составление вербовочной информации

Формирование вербовочной рекламы, которая должна содержать следующие элементы:

  • Специфика организации (наименование, размер, локация и т.д.)
  • Характеристика должности (круг задач, возможности карьерного роста и т.д.)
  • Основной профиль требований (образование, опыт и т.д.)
  • Система стимулов и мотиваций (льготы, бонусы, график)
  • Особенности отборочной процедуры (необходимые документы, метод отбора, структура резюме и т.д.)
  • Контактная информация (телефон, адрес и т.д.)

3.Выбор каналов привлечения кандидатов

Выбор осуществляется на основе особенностей поведения целевых групп, финансовых возможностей предприятия и сложившейся ситуации на рынке труда.

Возможные каналы привлечения:

  • Объявления на сайтах (HH, Jobby и т.д.)
  • Обращения в агентства по подбору персонала
  • СМИ (газеты, журналы и т.д.)
  • Школы, университеты, колледжи и т.д.

 

После вербовки предприятие получает предварительную выборочную совокупность кандидатов.

В случае если предприятие приняло решение о реализации внутреннего найма, то производится анализ деятельности действующих сотрудников и выделяются наиболее подходящие претенденты на вакантную должность.

6. Выбор методов и процедур отбора претендентов

После того, как предприятием была сформирована предварительная совокупность кандидатов, оно переходит к отбору персонала.

Необходимость данного этапа связана с тем, что работодателю необходимо определить пригодность кандидата на эту должность, однако это не всегда очевидно.

Выделяются 3 группы методов отбора кандидатов в зависимости от степени контакта с ними [6, с. 6]:

  • Бесконтактные: мотивационное письмо, резюме, документы об образовании, медицинская экспертиза, рекомендации, социальные сети, биография и др.
  • Полуконтактные: тест на интеллект, тест на оценку личности, тест на оценку профессиональных навыков.
  • Контактные: собеседование, профессиональное испытание, оценочный центр.

Для внутреннего отбора популярными методами являются:

1. Ротация.

1.1. Передвижение по карьерной лестнице с расширением/сокращением должностных обязанностей и вида деятельности;

1.2. Повышение квалификации с поручением специалисту задач более сложного уровня без сопутствующего повышения в должности, но с увеличением зарплаты;

1.3. Смена круга обязанностей без повышения квалификации, должности и зарплаты.

2. Конкурс внутри предприятия. Специалисты по подбору персонала осуществляют поиск специалиста в подразделениях своей компании, рассылая по отделам информацию об открывшейся вакансии. Иногда организация обращается к сотрудникам с просьбой порекомендовать своих знакомых.

3. Совмещение профессий. Данный метод используется, когда в организации появляется небольшой объем работы, которую необходимо выполнить в ближайшее время [7, с. 6].

7. Процедура отбора. Принятие решения о найме/отказе

На основе результатов отборочной процедуры предприятие принимает решение о найме/отказе кандидату.

В случае найма кандидату формируется официальное предложение о найме, где указано место, период работы, дата начала, наименовании должности, размере заработной платы и порядке её выплаты, льготах, отпусках и испытательном сроке, если он предусмотрен. Данный документ позволяет организации и сотруднику избежать конфликтных ситуаций в будущем.

Если кандидату принято решение отказать, то организация может либо предложить ему другую должность, либо же отказать, при этом зафиксировав причину.

На текущий момент законодательство РФ запрещает необоснованный отказ в работе, а также различного рода дискриминацию кандидатов и сотрудников.

8. Определение результативности отбора и найма

После проведения основных этапов найма, предприятию необходимо проанализировать результативность отбора, с целью повышения её эффективности в дальнейшем.

 

Список литературы:
1. Цели и основная концепция отбора и найма // ВикиЧтение URL: https://tech.wikireading.ru/hHSRfiXlzI (дата обращения: 25.09.2023).
2. Кадровое планирование // Юниверсум URL: https://clck.ru/V2hDh (дата обращения: 25.09.2023).
3. Определение количественной потребности в персонале и разработка профиля требований к будущему работнику // ВикиЧтение URL: https://tech.wikireading.ru/hdWEo51lV6 (дата обращения: 25.09.2023).
4. Определение поля интересов предприятия // ВикиЧтение URL: https://tech.wikireading.ru/hdWEo51lV6 (дата обращения: 25.09.2023).
5. Вербовка и формирование предварительной выборочной совокупности кандидатов // Студопедия URL: https://clck.ru/37mxJA (дата обращения: 26.09.2023).
6. Методы оценки персонала // Studbooks URL: https://studbooks.net/1435042/menedzhment/metody_otsenki_personala (дата обращения: 26.09.2023).
7. Источники отбора персонала: обзор // https://clck.ru/37mxLV (дата обращения: 26.09.2023).