ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ
Конференция: CCXLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
CCXLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ
Понятие оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти в настоящий момент не закреплено в соответствующих нормативно-правовых актах несмотря на то, что сами термины - эффект, эффективность деятельности встречаются часто, в том числе и в нормативно-правовых актах различного уровня. Между тем понятие можно разложить на определение эффективности и его синтез с практикой государственного и муниципального управления, в частности деятельности исполнительной власти.
Эффективность управления экономическими субъектами хозяйствования рассматривается как соотношения затрат к полученному экономическому эффекту. Так же выделяется, и социальная эффективность которая определяется эффектом который достигается в области человеческих ресурсов организации, таких как удовлетворенность трудом, численность и т.д.
Термин «эффективность» в контексте государственного и муниципального управления не лежит только в плоскости оценки результатов в соотношении с вложенными средствами [2]. Для оценки эффективность в данной области выделяются определенные показатели, которые отражают деятельность различных субъектов государственного и муниципального управления. Следует отметить, что в отношении государственного и муниципального управления деятельность, как и в случае с экономическими субъектами может оцениваться как эффективная с позиции сопоставления результата деятельности и стоимости затраченных при этом ресурсов, но такое соотношение в большинстве случаев не будет основным. Специфика оценки эффективности государственного и муниципального управления заключается в том, что если не достигнута социально-политическая цель, такая деятельность одновременно будет считаться неэффективной, равно как и наоборот - достижение целей в социальном и политическом аспектах совсем не означает, что деятельность экономически эффективна.
Эффективность государственного и муниципального управления также определяется как степень полноты и качества выполнения органами власти своих функций и задач, степень удовлетворения запросов и потребностей населения. В таком случае об эффективности деятельности свидетельствует достижение заданного результата (в том числе предоставление объема государственных/муниципальных функций и услуг) при минимуме затраченных ресурсов (бюджетных средств, времени и т.д.) или достижение наилучшего (максимального) результата при заданном объеме ресурсов, средств.
Понятие «эффективность» используется и в деятельности контрольно-счетных органов России. Раздел 1.2 СГА 104. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) [1]. Аудит эффективности трактует эффективность как соотношение между достигнутыми результатами (непосредственными и (или) конечными) и использованными для их достижения федеральными и иными ресурсами, отражающее экономность и (или) результативность использования федеральных и иных ресурсов.
Сложившаяся практика муниципальных контрольно-счетных органов отводит аудиту эффективности нормативными документами место в системе внешнего муниципального контроля, указывает на первоочередность оценки эффективности использования бюджетных средств, направляемых на решение социально-экономических задач развития конкретной территории в соответствии с возложенными на контрольно-счетные органы функциями и полномочиями.
Перед органами государственной власти стоят определенные задачи и в их ведение переданы функции и полномочия, эффективность определяется степенью, полнотой и качеством их выполнения. Так же тут решающее значения имеет степень удовлетворения запросов и потребностей населения, именно граждане дают оценку ряду показателей эффективности органов исполнительной власти. В таком случае об эффективности деятельности свидетельствует достижение заданного результата (в том числе предоставление объема государственных/муниципальных функций и услуг) при минимуме затраченных ресурсов (бюджетных средств, времени и т.д.) или достижение наилучшего (максимального) результата при заданном объеме ресурсов, средств [2].
Таким образом, на практике чтобы оптимизировать работу региональных органов власти в этом направлении, федеральный центр делегировал дополнительные полномочия, направленные на минимизацию существующих рисков и ущерба. Для этого субъекты Российской Федерации в зависимости от степени рисков были поделены на группы, в каждой из которой был введен так называемый «уровень реагирования». Вместе с тем возник вопрос о том, как введенный в субъекте уровень реагирования будет учитываться в процессе оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, проводимой в рамках Указа Президента Российской Федерации № 68 от 4 февраля 2021 года.