Статья:

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОРОДА МОСКВЫ

Конференция: LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Бережной Д.Н. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОРОДА МОСКВЫ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(71). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/2(71).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОРОДА МОСКВЫ

Бережной Дмитрий Николаевич
студент, Владивостокский государственный университет, РФ, г. Владивосток
Мусиенко Инесса Михайловна
научный руководитель, канд. полит. наук, доцент, Владивостокский государственный университет, РФ, г. Владивосток

 

Статус города Москвы как субъекта Российской Федерации - города федерального значения Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и Уставом.

Согласно законодательным актам, принятым на федеральном уровне, у Москвы есть полномочия на то, чтобы принимать законодательные и остальные акты нормативно-правового характера, которые входят в общую юрисдикцию РФ и российских субъектов.

Законодательные акты, которые издает столица, должны соответствовать принятым на федеральном уровне законодательным актам, ведь главный город страны входит в состав российских субъектов. Изданным на федеральном уровне законам отдается предпочтение, если законы, принятые столицей, им не соответствуют [1, с. 59].

У Москвы есть полномочия, предполагающие самостоятельное регулирование общих вопросов, когда на федеральном уровне принимается закон, который регулирует эти вопросы. При этом Москва издает законодательный акт, в котором уточняются вопросы, обозначенные федеральным законом. При этом такой законодательный акт осуществляет свое действие в пределах Москвы.

Если основываться на Уставе, то у Москвы есть ряд полномочий. В частности, она может:

- издавать акты законодательного и правового характера, которые действуют в Москве и направлены на разные аспекты жизнедеятельности этого города, контроль их реализации;

- менять в городе административное и территориальное устройство.

- создавать структуры властных органов.

Властные государственные органы и органы МСУ, согласно Уставу, осуществляют такую деятельность:

Создают условия для того, чтобы можно было эффективно управлять московским имуществом.

Принимают решения, связанные с регулированием процессов, характерных для московского бюджета и московской бюджетной системы, организацией сборов и налогов.

Гарантируют такое развитие города, которое будет устойчивым, формируют подходящую политику для улучшения качественной составляющей жизни населения Москвы [4, с. 154].

Гарантируют безопасность для населения, позволяют поддержать порядок в обществе.

В списке главных задач находятся такие:

- разобраться с вопросами в области архитектуры и градостроительства. Речь идет о строительстве, проектировании, реконструкции, художественном оформлении, формировании и поддержании рекламы на московской территории, формировании схемы, в соответствии с которой в Москве будут возводиться монументальные и декоративно-прикладные произведения искусства;

- решить главные вопросы, связанные с природопользованием. Здесь говорится о том, что в Москве должна быть благоприятная экологическая обстановка. Важно не только беречь культурные и исторические памятники, но и следить за них хорошим состоянием;

- реализовать задачи, касающиеся развития главного города России. Так, московские граждане должны быть защищены с социальной точки зрения; детство, семья, материнство, отцовство должны поддерживаться; граждане должны быть защищены в социальном плане; население должно быть обеспечено работой; общество должно развиваться в культурном плане, а также с точки зрения спорта и физической культуры; важно развивать молодежную политику;

- решать вопросы, сопряженные с пользованием и распоряжением водными ресурсами, недрами, земельными участками и прочими ресурсами;

- решать вопросы, связанные с развитием всех инженерных коммуникаций, благодаря чему городская экономика будет функционировать более эффективно;

- решать вопросы, связанные с поддержкой и развитием взаимодействия внешнеэкономического, международного и межрегионального уровней;

- распределять государственные награды, присваивать почетные звания;

- решать иные вопросы, которые не обозначены в Основном законе, законах, принятых на федеральном уровне, договоренности по поводу разделения полномочий и ответственности между российскими властными органами и московскими властными органами, договоренности, которая оформлена федеральными органами исполнительной власти и московскими органами исполнительной власти по поводу того, что делегируется часть полномочий РФ в российских субъектах общей юрисдикции и субъектах, которые находятся под общей российской юрисдикцией, договоренности о том, что полномочия направляются от исполнительных органов федерального уровня к властными органам российских субъектов и московским исполнительным органам [2, с. 122].

При отсутствии в законе города Москвы предписаний по поводу регулирования отношений относительно московского субъекта, в приоритете остается указ, который издал московский мэр. В противном случае он действительным не является. Также он может преобразовываться согласно принятому московскому законодательному акту.

Принятый в 1996 году Указ московского мэра под номером 479/1-РМ, в соответствии с которым определяются необходимые составляющие деятельности мэра.

Благодаря предписаниям принятого в 2005 году московского закона под номером 38 возможен анализ стадий избрания московского мэра.

Принятый в 2005 году московский закон под номером 43 фиксирует обозначенные предписания, чтобы регулировались права и обязанности, гарантии людей, которые имеют определенные компетенции во властных органах главного города страны [3, с. 65].

Принятый в Москве в 2006 году закон под номером 65 говорит о возможностях мэра, сопряженных с формированием и работой высшего властного органа.

Постановления принятого в 2012 году Городского московского закона под номером 76, который содержит сведения по поводу отзыва московского мэра, довольно большие по объему. Таким образом, процесс отзыва московского мэра можно охарактеризовать как четко регламентированный.

Предписания, которые содержатся в московском Уставе, определяют главные региональные составляющие конституционного статуса московского мэра. Об этом говорится в Основном законе страны. Среди дополнительных региональных составляющих нужно отметить нормы 5 московских законов. Здесь нужно особенно отметить приказ, в соответствии с которым московский мэр покидает свою должность (предписания 61 статьи).

Таким образом, относительно статуса города Москвы, как субъекта Российской Федерации, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, всякий субъект Российской Федерации является элементом федеративного устройства единого государства.

Во-вторых, исчерпывающий перечень субъектов Российской Федерации регламентирован в статье 65 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., с последующими изменениями и дополнениями.

В-третьих, город Москва включена в подгруппу субъектов Российской Федерации со статусом «город федерального значения».

В-четвертых, особенностью статуса города Москвы, как города федерального значения, является дополнительный статус - «столица Российской Федерации».

 

Список литературы:
1. Волочковская М.А. Сравнительная характеристика конституционно-правового статуса высшего должностного лица субъектов РФ – городов Москвы и Санкт-Петербурга // Теоретическая и прикладная юриспруденция – 2021 - № 1 (7) – С. 59-60
2. Калыгина А.А. Об особенностях статуса города Москвы как субъекта Российской ФЕДЕРАЦИИ// Вестник экономической безопасности. - 2022.- №2. - С.122-125
3. Сафин И. Н. Особенности взаимодействия Москвы и Московской области на примере изменения границ в 2011-2012 гг. // Конституционное и муниципальное право. - 2020. № - 10. С. 65-70.
4. Стрекозов В. Г. Конституционное право России. - М.: Юрайт, 2022. - 320 c.
5. Сухондяева Т. Ю., Галузо В. Н. О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-административного деления Российской Федерации // Сетевой электронный научно-популярный журнал частного и публичного права. - 2018. - № 1. - С. 83-89.