Статья:

О МАТРИЧНЫХ МЕТОДАХ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Конференция: LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Гапоненко Ю.А. О МАТРИЧНЫХ МЕТОДАХ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(71). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/2(71).pdf (дата обращения: 19.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

О МАТРИЧНЫХ МЕТОДАХ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Гапоненко Юлия Александровна
магистрант, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, РФ, г. Санкт-Петербург
Петренко Юлия Вячеславовна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и финансов, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Конкурентоспособность хозяйствующего субъекта выражается через набор комплексных показателей. Проанализировав литературу по теме исследования, было установлено, что существует несколько классификаций методов оценки конкурентоспособности предприятия. Наиболее часто встречающаяся классификация методов оценки конкурентоспособности предприятия включает следующие группы: матричные методы; методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции предприятия; методы, основанные на теории эффективной конкуренции; комплексные методы [1].

Матричные методы оценки конкурентоспособности предприятия имеют важное значение в современной экономике. Использование таких методов позволяет проводить более глубокий анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, а также выявлять его сильные и слабые стороны в сравнении с конкурентами. Матрицы конкурентоспособности позволяют оценить ресурсы, возможности и стратегические факторы, определяющие успешность предприятия на рынке. Они способствуют выявлению ключевых конкурентных преимуществ и необходимости внесения изменений в бизнес-модель для повышения эффективности и устойчивости предприятия.

Данная группа методов основывается на оценке маркетинговой стратегии предприятия посредством построения матрицы конкурентных стратегий. В основе матричных методов лежит оценка конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции предприятия.

Примером матричных методов можно назвать следующие: модель Бостонской Консалтинговой Группой (матрица BCG), модель компании МакКинзи (матрица GE McKinzey), модель М. Портера (модель «5 сил»), матрица И. Ансоффа, матрица К. Эндрюса (матрица SWOT) и др.

1. Матрица Бостонской Консалтинговой Группы (матрица БКГ/ матрица BCG), которая также известна как матрица «рост – доля рынка». Матрица наглядно представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Матрица BCG [2]

 

Ключевой задачей данной матрицы можно назвать установление приоритетов в развитии ассортиментных единиц предприятия и определение основных направлений для будущих инвестиций. Благодаря данному анализу, можно выявить, инвестиции в развитие каких товаров и услуг будут наиболее прибыльными, и разработать стратегии дальнейшего развития каждой ассортиментной единицы или товарной категории, что позволит повысить уровень конкурентоспособности предприятия.

В результате построения матрицы BCG образовывается четыре квадранта, стратегия развития каждой ассортиментной единицы или товарной группы зависит от того, в каком квадранте находится товар.

Квадрант №1. «Вопросительные знаки». Сюда попадают направления, представленные на быстрорастущих отраслях или сегментах, однако имеют низкую долю рынка. Такие виды деятельности требуют значительного уровня инвестиций для дальнейшего роста в соответствии с рынком и укрепления положения товара.

Квадрант №2. «Звезды». В этот квадрант попадают направления, являющиеся лидерами в быстрорастущей отрасли или сегменте. Необходимы вложения для поддержания текущей позиции вследствие высокой доли прибыльности в общем объеме продаж, так как эти ассортиментные единицы/товарные категории являются перспективными для предприятия.

Квадрант №3. «Дойные коровы». Ассортиментные единицы/товарные категории данного квадранта можно назвать основным генераторами денежных средств. Требуются инвестиции на поддержание текущего уровня продаж. Рационально использовать денежные средства от реализации таких направлений для развития перспективных направлений бизнеса.

Квадрант №4. «Собаки». В квадранте находятся те ассортиментные единицы/товарные категории, приносящие небольшую прибыль, их можно назвать неперспективными для предприятия. Поэтому целесообразно снижение затрат на продвижение или снятие данного товара с производства и продажи.

2. Модель анализа пяти конкурентных сил Майкла Портера. В 1979 году М. Портером были описаны способы формирования конкурентного преимущества и долгосрочной прибыльности товара; способы, при помощи которых предприятие сможет удерживать прибыльность и сохранять уровень конкурентоспособность [2]. Элементами движущей силы рыночной конкуренции являются: рыночная власть покупателей, рыночная власть поставщиков, угроза появления новых игроков, угроза появления заменителей.

Данный анализ позволяет определить интенсивность и выраженность конкурентных сил в отрасли, а также выявить такую позицию, в которой предприятие будет максимально защищено от воздействия конкурентных сил и сможет оказать определенное влияние на них, со своей стороны.

3. Матрица И. Ансоффа. Матрицу Игоря Ансоффа также называют матрица «товар-рынок» (рисунок 2).

 

Рисунок 2. Матрица И. Ансоффа [2]

 

Матрица Ансоффа позволяет сделать выбор в пользу одну из стратегий дальнейшего роста предприятия, используя следующие характеристики: рынок, на котором желает функционировать предприятие; товар, который планирует реализовывать предприятие. Матрица Ансоффа позволяет систематизировать имеющуюся информацию о рынке и товаре предприятия, помогает верно определить направление развития бизнеса с учетом имеющихся ресурсов и возможностей предприятия.

Таким образом, матричные методы оценки конкурентоспособности предприятия являются важным инструментом для разработки стратегий развития, принятия управленческих решений и обеспечения устойчивого роста на фоне жесткой конкуренции на рынке.

 

Список литературы:
1. Долбина, В. С. Формирование конкурентоспособной товарной политики магазина женской одежды на основе выявления потребительских предпочтений / В. С. Долбина, А. С. Неуструева // Вестник молодых ученых Санкт - Петербургского государственного университета технологии и дизайна. – 2019. – № 3. – С. 83 - 89. – EDN VYRQYI.
2. PowerBranding.ru. Практичный сайт по маркетингу – [Электронный ресурс]. – Режим доступа — URL: http://powerbranding.ru/ (Дата обращения: 30.01.2024)