Статья:

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Конференция: LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Дмитриева Е.С. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(75). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(75).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Дмитриева Елизавета Сергеевна
студент, Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, РФ, г. Липецк
Милованов Евгений Александрович
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, РФ, г. Липецк

 

Одной из важнейших предпосылок экономического, социального и политического развития страны является наличие свободной конкуренции в обществе. В свою очередь, монополизация экономики приводит к застою в ее развитии, социальной деградации и политическому тоталитаризму. В России уровень монополизации превышает показатели стран с устоявшимся рыночным типом экономики, что становится причиной усовершенствования антимонопольного регулирования. В экономике страны сохраняется высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. Он является наследием экономики СССР.

Монополия представляет собой структуру рынка, где одна компания контролирует производство или сбыт определенного товара, имея полный контроль над ценами. В связи с ее доминирующим положением на рынке монополии ограничивают объем производства и устанавливают более высокие цены, что приводит к неэффективному распределению ресурсов и усугубляет неравенство доходов.

Антимонопольная политика направлена на борьбу с монополизмом. Антимонопольная политика – набор мероприятий, которые государство принимает для контроля уже действующих монополий и предотвращения появления новых. При осуществлении антимонопольной политики государство защищает интересы потребителей [1, с. 19]. Антимонопольное регулирование является ключевым элементом экономической политики развитых стран, объединяя различные меры (экономические, законодательные и административные) для поддержания здоровой конкуренции на рынке, предотвращения монополизации и предотвращения злоупотреблений со стороны экономических агентов. Антимонопольное законодательство является одним из основных инструментов антимонопольного регулирования, представляющее  собой одну из форм прямого вмешательства государства в рыночные отношения. В систему антимонопольного законодательства входит набор НПА, которые принимают государственные органы для обеспечения защиты общества от проявления монополизма. К ним относятся: Конституция Российской Федерации; закон о конкуренции; федеральные законы, принятые в соответствии с законом о защите конкуренции; указы Президента Российской Федерации; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.

Основы регулирования в поле деятельности антимонопольной политики опираются на конституционные принципы, такие как свобода экономической деятельности, единство экономического пространства, свободное передвижение товаров, услуг и капитала, разграничение и защита интересов общества, поощрение конкуренции и конкурентоспособности, а также запрет на деятельность, приводящую к монополизации рынка и недобросовестную конкуренцию.

Основой российского антимонопольного регулирования служит система НПА, с ключевым Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Антимонопольное законодательство также дополняется другими нормативными правовыми актами. С целью осуществления единой, эффективной антимонопольной политики государства 9 марта 2004 года была создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) [2].

Антимонопольная политика государства включает в себя ряд задач, направленных на стимулирование экономического развития, повышение конкурентоспособности товаров и услуг, а также обеспечение эффективного распределения рабочей силы. Кроме того, она предполагает активное вмешательство антимонопольных органов в формирование экономической стратегии, определение методов и приоритетов, направленных на изменение конкурентной среды на рынке и улучшение финансового положения его участников.

Основные задачи антимонопольной политики государства:

  1. Создать благоприятные условия для стимулирования развития конкурентоспособности и предпринимательства в национальной экономике.
  2. Ликвидировать препятствия для стимулирования конкуренции на законодательной основе с целью исключения монополистической деятельности участников рынка, центральных органов власти и управления, а также предотвращения диктата крупных субъектов.
  3. Ввести правовое регулирование, направленное на установление ответственности за деятельность монополистов и нарушение принципов добросовестной конкуренции.
  4. Повысить степень защиты интересов малых и средних предприятий от возможных злоупотреблений хозяйствующих предприятий.
  5. Создать условия для развития национальной экономики в дальнейшем.

Основные цели антимонопольной политики включают в себя следующее:

  1. Оптимизация структуры экономики рынка путем поддержки малого бизнеса и создание конкурентной среды; контроль процессов концентрации; осуществление политики демонополизации производства и обращения.
  2. Воздействие на экономическое поведение участников путем предотвращения и пресечения картелей и антиконкурентных соглашений, недобросовестной конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением.
  3. Редактирование экономических показателей: устранение административных, межрегиональных, организационных препятствий; надзор за государственными и муниципальными льготами; запрет на акты, ограничивающие конкуренцию и действия органов власти [3, с. 616].

Система антимонопольного регулирования в России на современном этапе находится на стадии развития, поэтому она имеет ряд существенных и значимых проблем. Подробно рассмотрим каждую из них. Первая проблема связана с недостаточным уровнем нормативно-правовой базы. Она представляет собой неоднозначность, а также непоследовательность установленных требований. Нехватка четких понятий в антимонопольном законодательстве может привести к неправильному толкованию действий или же неправильной классификации правонарушений. Вторая проблема касается отсутствия единых стандартов, которые бы определяли доказательства правонарушений и рассмотрение нарушений законодательства. Низкая эффективность государственного регулирования тарифов является третьей проблемой. Тарифное отраслевое регулирование влияет на отношения не только хозяйствующих субъектов, но и между отдельными отраслями. Из-за того, что все тарифы индивидуальны, не все отрасли находятся в одинаковых условиях регулирования.

Идентифицируем незначительные проблемы антимонопольной политики:

  1. недостаточная поддержка малого бизнеса;
  2. гарантированная защита государством прав потребителей от недобросовестных товаров и услуг;
  3. отсутствие оптимальных рыночных условий для поддержания конкуренции;
  4. недостаток эффективных мер для предотвращения сговоров заинтересованных участников рынка.

Существует три основные тенденции развития антимонопольной политики в мире: переход к сетевому (децентрализованному) характеру политики; ужесточение норм против картелей; установление ограничений для государства (правительства) в части предоставления льгот.

В перспективе антимонопольное регулирование должно способствовать усовершенствованию конкурентной политики, устранению антиконкурентных действий государственных органов на рынках, а также оно должно обеспечивать честный доступ к товарам, характерным для субъектов естественных монополий.

С целью защиты и развития конкуренции, борьбы с проблемами антимонопольного регулирования коллегией ФАС утверждена «Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 — 2024 гг.» [4, с. 142].

Основной задачей стратегии являются создание благоприятной институциональной среды для защиты и развития конкуренции. Для ее достижения необходимо улучшение законодательства, разработка новых правовых механизмов для пресечения нарушений антимонопольного законодательства, улучшение координации между различными ведомствами, повышение эффективности работы антимонопольных органов и ФАС. Важно также снижение административных барьеров на рынках, обеспечение равного доступа потребителей к услугам естественных монополий и создание эффективных механизмов установления тарифов.

Эффективное противодействие монополиям, поддержка национального предпринимательства и защита прав потребителей являются ключевыми составляющими, необходимыми для успешного социально-экономического развития России. Кроме того, антимонопольная политика играет значительную роль в проведении структурных изменений в различных секторах экономики страны.

 

Список литературы:
1. Голубева С.С. Значение, проблемы и перспективы развития антимонопольной политики России. / С.С. Голубева. // NOVAUM.RU. – 2017. – № 10. – С. 140-143.
2. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 (ред. от 25.12.2015) «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016).
3. Ситохова Т.Е., Ракута Н.В. Антимонопольная политика государства: анализ проблем и перспективы развития / Т. Е. Ситохова, Н. В. Ракута // СОГУ – 2015. – С. 19.
4. Сычева П.С., Гудкова О.В. Цели и задачи антимонопольной политики. / П. С. Сычева, О. В. Гудкова // Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского. – 2021. – С. 614-618.