Принципы стратегического планирования на предприятии
Секция: Экономика
XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Принципы стратегического планирования на предприятии
Планирование является неотъемлемой частью построения эффективной системы взаимодействия между всеми отделами на предприятии: планово-финансовым, отделами снабжения и сбыта, отделом маркетинга и рекламы, отделом кадров, а также отделом стандартизации, бухгалтерией и другими.
Существует множество классификаций, касающихся видов планирования: по критерию взаимосвязи планирования и управления производственной деятельностью, по критерию срочности (среднесрочные, долгосрочные, календарные) и другие.
Важно различать перспективное планирование, бизнес-планирование, прогнозирование, тактическое планирование истратегическое планирование, которые тесно связаны между собой, формируют целостную систему и в то же время выполняют различные функции и могут применяться каждый в отдельности. В статье рассмотрим стратегическое планирование, так как оно позволяет сформировать перспективные цели и вырабатывает средства, необходимые для их достижения. Кроме того, данный вид планирования определяет основные направления развития компании и, конечно, формирует миссию предприятия, которая направлена на реализацию его общей цели.
Стратегическое планирование – всегда систематизированный и логический процесс, который подразумевает наличие эффективного мышления, прогнозирования, а также глубокого анализа и последующего выбора необходимых альтернатив.
Стратегическое планирование – функция управления, подразумевающая под собойпроведение операций по выбору целей организации и путей их достижения. Данный вид планирования обеспечиваетоснову для принятия любых управленческих решений, миссии организации, а также мотивации и контроля, которые направлены на выработку стратегических планов [1, с. 6].
Важно отметить, что стратегическое планирование является базой, обеспечивающей взаимодействиебольшого количества внутренних и внешних экономических процессов на предприятии, которые, в свою очередь, определяются следующими факторами:
· наличие задачи, решение которой непосредственно связано с реализацией цели деятельности компании, а также достижением эффективности с помощью грамотного распределения материальных и нематериальных ресурсов;
· наличие задач, которые напрямую связаны с внешними и внутренними факторами, практически не поддающимися контролю. На практике внешние факторы оказывают более сильное влияние на деятельность организации. Получается, что руководству предприятиянеобходимо выделитьосновные внешнеэкономические, политические факторы, учесть изменения в законодательстве, научно-технические и другие факторы, которые так или иначе будут оказывать серьезное влияние на дальнейшую деятельность предприятия при определении дальнейшей стратегии его развития;
· наличие задач, связанных с отдельными частямипредприятия, которые необходимы для достижения запланированных стратегических целей, но в данный момент отсутствующими в нужном для этого количестве.
Учитывая современные условия развития экономики России, можно выделить несколько направлений стратегического управления предприятием:
· первое направление основано на анализе и развитии основной стратегии предприятия. Крупные игроки рынка понимают важность и необходимость комплексного стратегического планирования и управления, так как своевременно сформулированная стратегия развития и глубокий анализ рынка позволяют таким рыночным субъектам быть более эффективными в своей сфере, а их продукция всегда более конкурентоспособна;
· второе направление основано на поиске решений серьезных стратегических задач, возникающих в процессе управления компанией.Этот тип характерен для предприятий, работающих в таких отраслях экономики, где имеют большое значение различные внешние факторы. В таких экстренных ситуациях, которые сопровождаются мгновенными изменениями в отрасли, и времени на смену или корректировку основной стратегии нет. Поэтому ведущие менеджеры компании должны предусмотреть заранее возникновение всевозможных колебаний на рынке и суметь быстро принять правильное управленческое решение.
Проанализировав стратегии нескольких крупнейших российских компаний, можно выделить несколько разделов, которые составляют общую структуру, лежащую в основе любого стратегического планирования:
· наличие корпоративной миссии, которая предполагает четкую формулировку решений, относящихся к производимой продукции или предоставляемым услугам, а также поиск новых ниш для товаров;
· оценка уровня конкуренции, подразумевающая под собой анализ конкурентов и собственных конкурентных преимуществ, разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия;
· необходимость инновационной деятельности, предполагающая не только генерирование идей, но и их коммерциализацию. В данном разделе прописаны все инновационные новшества, которые планируют внедрить на предприятие в текущем периоде;
· ресурсообеспечение предприятия. Данный пункт предполагает определение величины основного и оборотного капиталов, кредиторской и дебиторской задолженностей, а также отдельно выделяются инвестиции, их источники, величина и направления их вложения;
· анализ рынка, который подразумевает под собой не только определение границ рынка, но и анализ эффективности данного рыночного сегмента, и степень конкуренции на нем.
В планировании важным моментом является совокупность принципов, которыми руководствуются руководители предприятий при разработке всех разделов стратегического плана [2]:
1. Принцип важности (необходимости) планирования, предполагает обязательное использование плана при принятии любого решения;
2. Принцип непосредственного участия каждого менеджера предприятия;
3. Принцип системности, которые предполагает взаимосвязь между всеми подразделениями и наличие единого направления дальнейшего развития;
4. Принцип непрерывности, которые подразумевает, что процесс планирования происходит непрерывно, в пределах установленного цикла;
5. Принцип точности, предполагает обязательную конкретизацию и детализацию стратегического плана;
6. Принцип эффективности, предполагает возможность получения максимальной эффективности в ходе деятельности при минимальных затратах;
7. Принцип оптимальности, подразумевающий возможность выбора наиболее оптимального из имеющихся вариантов на любом этапе планирования;
8. Принцип координации и интеграции – одновременность планирования, взаимодействие и взаимоувязка планов различных уровней;
9. Принцип сбалансированности, который предписывает необходимость и важность согласования планов различных уровней и категорий;
10. Принцип информативности, который включает в себя организацию информационных потоков внутри компании, использование новейшего программного обеспечения, современных информационных технологий.
В отличие от стандартного долгосрочного планирования, сам процесс стратегического планирования построен так, что учитывает не только тенденции, присущие долгосрочному планированию, но и большое количество различных возможностей и сложностей, возникающих в процессе деятельности, возникновение непредвиденных ситуаций, которые могут серьезно повлиять на ход развития организации.
Стратегический план дает возможность определить реальные возможности развития, учитывая ограниченность ресурсов компании и качественного их использования.
В ходе разработки стратегического плана необходимо учитывать, что стратегии предприятия строятся по иерархическому принципу, где имеет место взаимосвязь между его стратегией и хозяйственной деятельностью.
В целом, практика веденияпредпринимательской деятельности в Россиипоказала, что не существует стратегии, которая была бы едина для всех предприятий, как и не существует схемы универсального стратегического управления. Стратегическое планирование становится все более актуальным для российских компаний, которые осуществляют свою деятельность в условиях высокой конкуренции, которая имеет место как внутри страны, так и за ее пределами. Несмотря на то, что стратегическое планирование как отдельный элемент негарантирует успеха, при этом оно создает условия для возникновения части важных и благоприятных факторов для компании.