Статья:

Принципы стратегического планирования на предприятии

Конференция: XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Краснова Ю.О. Принципы стратегического планирования на предприятии // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(48). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/8(48).pdf (дата обращения: 18.10.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Принципы стратегического планирования на предприятии

Краснова Юлия Олеговна
магистрант 2 курса СГУ им. Н.Г. Чернышевского, РФ, г. Самара
Данилова Наталья Федоровна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц. СГУ им. Н.Г. Чернышевского, РФ, г. Самара

 

Планирование является неотъемлемой частью построения эффективной системы взаимодействия между всеми отделами на предприятии: планово-финансовым, отделами снабжения и сбыта, отделом маркетинга и рекламы, отделом кадров, а также отделом стандартизации, бухгалтерией и другими.

Существует множество классификаций, касающихся видов планирования: по критерию взаимосвязи планирования и управления производственной деятельностью, по критерию срочности (среднесрочные, долгосрочные, календарные) и другие.

Важно различать перспективное планирование, бизнес-планирование, прогнозирование, тактическое планирование истратегическое планирование, которые тесно связаны между собой, формируют целостную систему и в то же время выполняют различные функции и могут применяться каждый в отдельности. В статье рассмотрим стратегическое планирование, так как оно позволяет сформировать перспективные цели и вырабатывает средства, необходимые для их достижения. Кроме того, данный вид планирования определяет основные направления развития компании и, конечно, формирует миссию предприятия, которая направлена на реализацию его общей цели.

Стратегическое планирование – всегда систематизированный и логический процесс, который подразумевает наличие эффективного мышления, прогнозирования, а также глубокого анализа и последующего выбора необходимых альтернатив.

Стратегическое планирование – функция управления, подразумевающая под собойпроведение операций по выбору целей организации и путей их достижения. Данный вид планирования обеспечиваетоснову для принятия любых управленческих решений, миссии организации, а также мотивации и контроля, которые направлены на выработку стратегических планов [1, с. 6].

Важно отметить, что стратегическое планирование является базой, обеспечивающей взаимодействиебольшого количества внутренних и внешних экономических процессов на предприятии, которые, в свою очередь, определяются следующими факторами:

· наличие задачи, решение которой непосредственно связано с реализацией цели деятельности компании, а также достижением эффективности с помощью грамотного распределения материальных и нематериальных ресурсов;

· наличие задач, которые напрямую связаны с внешними и внутренними факторами, практически не поддающимися контролю. На практике внешние факторы оказывают более сильное влияние на деятельность организации. Получается, что руководству предприятиянеобходимо выделитьосновные внешнеэкономические, политические факторы, учесть изменения в законодательстве, научно-технические и другие факторы, которые так или иначе будут оказывать серьезное влияние на дальнейшую деятельность предприятия при определении дальнейшей стратегии его развития;

· наличие задач, связанных с отдельными частямипредприятия, которые необходимы для достижения запланированных стратегических целей, но в данный момент отсутствующими в нужном для этого количестве.

Учитывая современные условия развития экономики России, можно выделить несколько направлений стратегического управления предприятием:

· первое направление основано на анализе и развитии основной стратегии предприятия. Крупные игроки рынка понимают важность и необходимость комплексного стратегического планирования и управления, так как своевременно сформулированная стратегия развития и глубокий анализ рынка позволяют таким рыночным субъектам быть более эффективными в своей сфере, а их продукция всегда более конкурентоспособна;

· второе направление основано на поиске решений серьезных стратегических задач, возникающих в процессе управления компанией.Этот тип характерен для предприятий, работающих в таких отраслях экономики, где имеют большое значение различные внешние факторы. В таких экстренных ситуациях, которые сопровождаются мгновенными изменениями в отрасли, и времени на смену или корректировку основной стратегии нет. Поэтому ведущие менеджеры компании должны предусмотреть заранее возникновение всевозможных колебаний на рынке и суметь быстро принять правильное управленческое решение.

Проанализировав стратегии нескольких крупнейших российских компаний, можно выделить несколько разделов, которые составляют общую структуру, лежащую в основе любого стратегического планирования:

· наличие корпоративной миссии, которая предполагает четкую формулировку решений, относящихся к производимой продукции или предоставляемым услугам, а также поиск новых ниш для товаров;

· оценка уровня конкуренции, подразумевающая под собой анализ конкурентов и собственных конкурентных преимуществ, разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия;

· необходимость инновационной деятельности, предполагающая не только генерирование идей, но и их коммерциализацию. В данном разделе прописаны все инновационные новшества, которые планируют внедрить на предприятие в текущем периоде;

· ресурсообеспечение предприятия. Данный пункт предполагает определение величины основного и оборотного капиталов, кредиторской и дебиторской задолженностей, а также отдельно выделяются инвестиции, их источники, величина и направления их вложения;

· анализ рынка, который подразумевает под собой не только определение границ рынка, но и анализ эффективности данного рыночного сегмента, и степень конкуренции на нем.

В планировании важным моментом является совокупность принципов, которыми руководствуются руководители предприятий при разработке всех разделов стратегического плана [2]:

1. Принцип важности (необходимости) планирования, предполагает обязательное использование плана при принятии любого решения;

2. Принцип непосредственного участия каждого менеджера предприятия;

3. Принцип системности, которые предполагает взаимосвязь между всеми подразделениями и наличие единого направления дальнейшего развития;

4. Принцип непрерывности, которые подразумевает, что процесс планирования происходит непрерывно, в пределах установленного цикла;

5. Принцип точности, предполагает обязательную конкретизацию и детализацию стратегического плана;

6. Принцип эффективности, предполагает возможность получения максимальной эффективности в ходе деятельности при минимальных затратах;

7. Принцип оптимальности, подразумевающий возможность выбора наиболее оптимального из имеющихся вариантов на любом этапе планирования;

8. Принцип координации и интеграции – одновременность планирования, взаимодействие и взаимоувязка планов различных уровней;

9. Принцип сбалансированности, который предписывает необходимость и важность согласования планов различных уровней и категорий;

10. Принцип информативности, который включает в себя организацию информационных потоков внутри компании, использование новейшего программного обеспечения, современных информационных технологий.

В отличие от стандартного долгосрочного планирования, сам процесс стратегического планирования построен так, что учитывает не только тенденции, присущие долгосрочному планированию, но и большое количество различных возможностей и сложностей, возникающих в процессе деятельности, возникновение непредвиденных ситуаций, которые могут серьезно повлиять на ход развития организации.

Стратегический план дает возможность определить реальные возможности развития, учитывая ограниченность ресурсов компании и качественного их использования.

В ходе разработки стратегического плана необходимо учитывать, что стратегии предприятия строятся по иерархическому принципу, где имеет место взаимосвязь между его стратегией и хозяйственной деятельностью.

В целом, практика веденияпредпринимательской деятельности в Россиипоказала, что не существует стратегии, которая была бы едина для всех предприятий, как и не существует схемы универсального стратегического управления. Стратегическое планирование становится все более актуальным для российских компаний, которые осуществляют свою деятельность в условиях высокой конкуренции, которая имеет место как внутри страны, так и за ее пределами. Несмотря на то, что стратегическое планирование как отдельный элемент негарантирует успеха, при этом оно создает условия для возникновения части важных и благоприятных факторов для компании.

 

Список литературы:
1. Ляско В.И. Стратегическое планирование развития предприятия // Учебное пособие для вузов. Изд. «экзамен» – 2005. – 288 с. 
2. Макарова В.И., И.В. Елисеева. Стратегическое планирование как форма реализации стратегии экономического развития и безопасности предприятия. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-planirovanie-kak-forma... (дата обращения: 8.07.2017).
3. Иванов Е.А. Стратегическое управление развитием предприятия внутренние и внешние факторы стратегии развития предприятия // Журнал «Российское предпринимательство». Выпуск №6 (2) – 2011 – С. 82–87.