РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИИ «ЗЕЛЁНОЙ» ЭКОНОМИКИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ВЫЗОВЫ
Секция: Экономика
LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИИ «ЗЕЛЁНОЙ» ЭКОНОМИКИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ВЫЗОВЫ
Аннотация. Данная статья исследует понятие и принципы «зелёной» экономики, а также роль инвестиций в её развитии. Она анализирует основные перспективы и выгоды «зелёных» инвестиций, а также выявляет основные вызовы и препятствия, с которыми они сталкиваются. Работа также осуществляет оценку эффективности и результатов «зелёных» инвестиций и идентифицирует основные риски и препятствия, связанные с ними. На основе проведенного исследования формулируются рекомендации для стимулирования «зелёных» инвестиций. В заключение приводятся основные результаты исследования, которые могут быть полезны для разработки стратегий и политик в области «зелёных» инвестиций.
Ключевые слова: устойчивое развитие, «зеленая» экономика, «зеленые» инвестиции.
Ограниченность природных ресурсов и проблемы окружающей среды на сегодняшний день определяют активное развитие нового течения - «зеленая» экономика.
«Зеленая» экономика - направление в экономической науке, согласно которому экономика является зависимым компонентом природной среды, в пределах которой она существует и является ее частью; нацелено на сохранение благополучия общества за счет эффективного использования природных ресурсов, а также возвращения продуктов конечного пользования в производственный цикл [2].
«Зеленая» экономика и инвестиции тесно связаны друг с другом. «Зеленая» экономика относится к сектору экономики, который стремится к устойчивому развитию, минимизации негативного воздействия на окружающую среду и эффективному использованию природных ресурсов. Инвестиции, с другой стороны, представляют собой финансовые ресурсы, направляемые на различные проекты и предприятия с целью получения прибыли.
«Зеленые» инвестиции означают вложение капитала в компании, проекты или технологии, которые способствуют экологической устойчивости и снижению негативного воздействия на окружающую среду. Это могут быть инвестиции в возобновляемую энергию, энергоэффективность, утилизацию отходов, экологически чистые технологии и другие аспекты зеленой экономики.
В целом, «зеленая» экономика и инвестиции сотрудничают для достижения двух основных целей: устойчивого развития и создания экологически чистого будущего. Инвестиции в «зеленую» экономику играют важную роль в стимулировании инноваций, развитии новых технологий и создании более устойчивой и экологически ответственной экономической системы.
В последние годы правительство Республики Беларусь придает все большее значение развитию «зелёной» экономики и принимает меры для привлечения инвестиций в эту область. Положения, связанные с развитием «зеленой» экономики, отражены в ряде нормативных правовых актов, в том числе Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021 – 2025 гг., а также в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года [5].
Основным правовым актом, определяющим план и развитие «зеленой» экономики в Республике Беларусь, является Постановление Совета Министров Республики Беларусь 10 декабря 2021 г. № 710 «О Национальном плане действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь на 2021–2025 гг.». Национальный план призван сформировать комплекс мер по приоритетным направлениям в соответствии с основными положениями Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021 – 2025 гг., включая содействие достижению «зеленого» экономического роста в условиях сохранения природного капитала и повышение занятости путем создания «зеленых» рабочих мест. Согласно плану, особое внимание должно уделяться разработке отраслевых и региональных стратегий развития, позволяющих учитывать как отраслевые особенности, так и социально-экономическое состояние территории, а также потребности населения, в том числе и наиболее социально уязвимых групп.
Документом определены мероприятия, направленные на реализацию национального плана. В частности, в перечень включены мероприятия по:
- развитию экологической сертификации и экомаркировки;
- разработке законодательства в сфере обращения химических веществ в части ограничения использования оксопластмасс и микропластмасс;
- продвижению «зеленых» маркетинговых стратегий в области устойчивого производства среди организаций Республики Беларусь;
- разработке и принятию Стратегии развития экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики) Республики Беларусь на период до 2035 г.;
- созданию сетевой интернет-платформы для информирования бизнеса о лучшей практике в части внедрения принципов циркулярной экономики;
- совершенствованию законодательства об обращении с отходами, а также в области производства и обращения органической продукции;
- повышению комфортности и безопасности условий проживания с постепенным переходом к ландшафтно-усадебной урбанизации, созданием и развитием сети поселений нового типа;
- развитию сети зарядных станций для электромобильного транспорта на территории Республики Беларусь;
- реализации Концепции развития велосипедного движения в Республике Беларусь;
- разработке Стратегии долгосрочного развития Республики Беларусь с низким уровнем выбросов парниковых газов на период до 2050 г.;
- внедрению механизма добровольного экологического страхования;
- развитию системы «зеленых» государственных закупок.
Ожидается, что запланированные мероприятия будут реализовываться в рамках выполнения госпрограмм на 2021–2025 гг.
В настоящее время реализуются государственные программы, совершенствуется законодательство, разрабатываются основополагающие документы в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Большое значение имеет развитие взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями по экологическим вопросам. Республика Беларусь является активным участником 23 многосторонних международных договоров в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов и осуществляет сотрудничество с международными организациями (ООН, ЕЭК ООН, ЕАЭС, СНГ и др.) по данным направлениям.
В Республике Беларусь «зелёные» инвестиции обладают большим потенциалом и преимуществами. Основные причины включают экологические преимущества, такие как сокращение выбросов парниковых газов, улучшение качества воздуха и воды, сохранение биоразнообразия и охрана экосистем. «Зелёные» технологии также способствуют энергоэффективности и снижению расходов, обеспечивая более рациональное использование энергии и ресурсов. Беларусь может получить доступ к международным финансовым ресурсам и привлечь инвестиции, поддерживаемые международными организациями и инвесторами, что способствует экономическому развитию. Развитие «зелёных» отраслей также приводит к созданию новых рабочих мест, снижению безработицы и улучшению качества жизни. Кроме того, «зелёные» инвестиции помогают улучшить имидж страны, привлечь инвестиции, туристов и повысить конкурентоспособность на международной арене.
Таблица 1
Экологическая и ресурсная эффективность экономики
Показатель |
Значение |
Отклонение, +/-, |
Темп роста, % |
|
Базовый период |
Отчетный период |
|||
Энергоэффективность (ВВП в ценах 2005 г.) |
2,6 |
2,7 |
0,1 |
104 |
Доля производства электрической энергии за счет использования возобновляемых источников энергии в общем объеме производства электрической энергии |
3,2 |
3,5 |
0,3 |
109 |
Интенсивность образования отходов производства на единицу ВВП |
0,35 |
4,3 |
3,95 |
123 |
Энергоемкость ВВП (ВВП в ценах 2005 г.) |
387,7 |
367,0 |
-20,7 |
95 |
Коэффициент регенерации отходов производства |
0,3 |
0,5 |
0,2 |
167 |
Эффективность использования природных ресурсов |
121,6 |
134,3 |
12,7 |
110 |
Примечание: Источник: Собственная разработка на основе [4].
Изучив данные, можно сделать выводы о том, что показатели «зелёного» роста в 2022 г. увеличились по сравнению со значениями 2021 г. Однако, показатель энергоемкости ВВП снизился на 5%.
В целом, по результатам таблицы можно сказать, что негативное воздействие на окружающую среду снизилось. Благодаря повышению доли производства электрической энергии за счет использования возобновляемых источников энергии выброс парниковых газов в атмосферу снизился и энергетическая безопасность страны укрепилась. Снижение энергоемкости ВВП указывает на то, что Республика Беларусь стала более эффективной в использовании энергии для производства товаров и услуг. Можно заметить, что интенсивность образования отходов увеличилась, однако коэффициент регенерации отходов производства также возрос. Одновременное увеличение этих показателей указывает на необходимость более комплексного системного подхода к управлению отходами. Повышение эффективности использования природных ресурсов способствует устойчивому развитию, поскольку это снижает их истощение и позволяет удовлетворять потребности не только текущего, но и будущих поколений.
Однако «зелёные» инвестиции в Республике Беларусь сталкиваются с вызовами и препятствиями:
- Ограниченное финансирование: ограниченный доступ к достаточному финансированию является главной проблемой для инвестиций в «зеленую» экономику.
- Недостаток опыта и экспертизы: отсутствие специализированной экспертизы и знаний в области «зеленых» технологий может затруднять реализацию проектов.
- Ограниченная развитая инфраструктура: недостаточно развитая инфраструктура, включая энергетические сети и системы управления отходами, создает препятствия для «зеленых» инвестиций.
- Низкая осведомленность и понимание: недостаточная осведомленность и понимание о «зеленых» инвестициях среди инвесторов и общественности могут затруднять их привлечение и развитие.
Важно отметить, что эти риски и препятствия могут быть преодолены с помощью правильной стратегии и поддержки со стороны правительства, бизнес-сообщества и общества в целом. Развитие «зелёных» инвестиций в Республике Беларусь может быть стимулировано созданием благоприятной инвестиционной среды, разработкой четких правил и регуляций, привлечением финансовой поддержки и технической экспертизы, а также повышением осведомлённости и понимания общества о значимости экологической устойчивости.
Для стимулирования «зелёных» инвестиций в Республике Беларусь можно рекомендовать следующие меры:
- Создание финансовых механизмов и инструментов: Государство может предоставлять финансовую поддержку «зелёным» проектам через субсидии, гранты, льготные кредиты или гарантии. Также важно развивать «зелёные» фонды, облигации и другие финансовые инструменты, которые облегчают инвестиции в экологически устойчивые проекты.
- Облегчение доступа к финансированию: Государство может содействовать созданию финансовых институтов, специализирующихся на «зелёных» инвестициях, и облегчать доступ к финансированию для инвесторов. Это может включать снижение бюрократических барьеров, упрощение процедур получения кредитов и гарантий, а также предоставление консультационной поддержки в области финансирования.
- Развитие экологической инфраструктуры: Государство может инвестировать в развитие экологической инфраструктуры, такой как возобновляемая энергетика, энергоэффективность, утилизация отходов и улучшение экологической обстановки. Развитие такой инфраструктуры сделает «зелёные» проекты более привлекательными для инвесторов.
- Образование и осведомлённость: Важно проводить информационные кампании и образовательные программы, которые повысят осведомлённость о зелёных инвестициях и их преимуществах. Образование по вопросам экологической устойчивости и возобновляемых источников энергии поможет создать спрос на «зелёные» проекты и привлечь больше инвесторов.
Внедрение этих рекомендаций поможет создать благоприятную инвестиционную среду и стимулировать «зелёные» инвестиции в Республике Беларусь, способствуя экологической устойчивости и устойчивому развитию страны. Анализ методов управления рисками и снижения препятствий для «зелёных» инвестиций в Республике Беларусь должен учитывать особенности местной экономической и политической среды. Для того, чтобы внедрить эти рекомендации, необходимо разработать соответствующие законы и стандарты, предоставить финансовые поощрения и развить специализированные финансовые институты и рынки для стимулирования «зелёных» инвестиций.
Исходя из представленных фактов, можно сделать вывод, что «зелёные» инвестиции в Республике Беларусь имеют положительную динамику и получают поддержку со стороны правительства. Однако, для успешной реализации «зелёных» инвестиций необходимо преодолеть ряд вызовов, связанных с финансированием, обучением и координацией. Для достижения экологической устойчивости и устойчивого развития страны необходимо внедрить рекомендации, направленные на создание благоприятной инвестиционной среды, разработку соответствующих законов и стандартов, финансовые поощрения и развитие специализированных финансовых институтов и рынков. Анализ методов управления рисками и снижения препятствий должен учитывать особенности местной экономической и политической среды в Республике Беларусь.