Статья:

РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИИ «ЗЕЛЁНОЙ» ЭКОНОМИКИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ВЫЗОВЫ

Конференция: LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Еленская Я.В., Мизгир Э.А. РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИИ «ЗЕЛЁНОЙ» ЭКОНОМИКИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ВЫЗОВЫ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(75). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(75).pdf (дата обращения: 19.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИИ «ЗЕЛЁНОЙ» ЭКОНОМИКИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ВЫЗОВЫ

Еленская Яна Владиславовна
студент, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Республика Беларусь, г. Минск
Мизгир Эвелина Анатольевна
студент, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Республика Беларусь, г. Минск
Макарецкая Татьяна Дмитриевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент кафедры экономического развития и менеджмента Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Республика Беларусь, г. Минск

 

Аннотация. Данная статья исследует понятие и принципы «зелёной» экономики, а также роль инвестиций в её развитии. Она анализирует основные перспективы и выгоды «зелёных» инвестиций, а также выявляет основные вызовы и препятствия, с которыми они сталкиваются. Работа также осуществляет оценку эффективности и результатов «зелёных» инвестиций и идентифицирует основные риски и препятствия, связанные с ними. На основе проведенного исследования формулируются рекомендации для стимулирования «зелёных» инвестиций. В заключение приводятся основные результаты исследования, которые могут быть полезны для разработки стратегий и политик в области «зелёных» инвестиций.

 

Ключевые слова: устойчивое развитие, «зеленая» экономика, «зеленые» инвестиции.

 

Ограниченность природных ресурсов и проблемы окружающей среды на сегодняшний день определяют активное развитие нового течения - «зеленая» экономика.

«Зеленая» экономика - направление в экономической науке, согласно которому экономика является зависимым компонентом природной среды, в пределах которой она существует и является ее частью; нацелено на сохранение благополучия общества за счет эффективного использования природных ресурсов, а также возвращения продуктов конечного пользования в производственный цикл [2].

«Зеленая» экономика и инвестиции тесно связаны друг с другом. «Зеленая» экономика относится к сектору экономики, который стремится к устойчивому развитию, минимизации негативного воздействия на окружающую среду и эффективному использованию природных ресурсов. Инвестиции, с другой стороны, представляют собой финансовые ресурсы, направляемые на различные проекты и предприятия с целью получения прибыли.

«Зеленые» инвестиции означают вложение капитала в компании, проекты или технологии, которые способствуют экологической устойчивости и снижению негативного воздействия на окружающую среду. Это могут быть инвестиции в возобновляемую энергию, энергоэффективность, утилизацию отходов, экологически чистые технологии и другие аспекты зеленой экономики.

В целом, «зеленая» экономика и инвестиции сотрудничают для достижения двух основных целей: устойчивого развития и создания экологически чистого будущего. Инвестиции в «зеленую» экономику играют важную роль в стимулировании инноваций, развитии новых технологий и создании более устойчивой и экологически ответственной экономической системы.

В последние годы правительство Республики Беларусь придает все большее значение развитию «зелёной» экономики и принимает меры для привлечения инвестиций в эту область. Положения, связанные с развитием «зеленой» экономики, отражены в ряде нормативных правовых актов, в том числе Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021 – 2025 гг., а также в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года [5].

Основным правовым актом, определяющим план и развитие «зеленой» экономики в Республике Беларусь, является Постановление Совета Министров Республики Беларусь 10 декабря 2021 г. № 710 «О Национальном плане действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь на 2021–2025 гг.». Национальный план призван сформировать комплекс мер по приоритетным направлениям в соответствии с основными положениями Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021 – 2025 гг., включая содействие достижению «зеленого» экономического роста в условиях сохранения природного капитала и повышение занятости путем создания «зеленых» рабочих мест. Согласно плану, особое внимание должно уделяться разработке отраслевых и региональных стратегий развития, позволяющих учитывать как отраслевые особенности, так и социально-экономическое состояние территории, а также потребности населения, в том числе и наиболее социально уязвимых групп.

Документом определены мероприятия, направленные на реализацию национального плана. В частности, в перечень включены мероприятия по:

  • развитию экологической сертификации и экомаркировки;
  • разработке законодательства в сфере обращения химических веществ в части ограничения использования оксопластмасс и микропластмасс;
  • продвижению «зеленых» маркетинговых стратегий в области устойчивого производства среди организаций Республики Беларусь;
  • разработке и принятию Стратегии развития экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики) Республики Беларусь на период до 2035 г.;
  • созданию сетевой интернет-платформы для информирования бизнеса о лучшей практике в части внедрения принципов циркулярной экономики;
  • совершенствованию законодательства об обращении с отходами, а также в области производства и обращения органической продукции;
  • повышению комфортности и безопасности условий проживания с постепенным переходом к ландшафтно-усадебной урбанизации, созданием и развитием сети поселений нового типа;
  • развитию сети зарядных станций для электромобильного транспорта на территории Республики Беларусь;
  • реализации Концепции развития велосипедного движения в Республике Беларусь;
  • разработке Стратегии долгосрочного развития Республики Беларусь с низким уровнем выбросов парниковых газов на период до 2050 г.;
  • внедрению механизма добровольного экологического страхования;
  • развитию системы «зеленых» государственных закупок.

Ожидается, что запланированные мероприятия будут реализовываться в рамках выполнения госпрограмм на 2021–2025 гг.

В настоящее время реализуются государственные программы, совершенствуется законодательство, разрабатываются основополагающие документы в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Большое значение имеет развитие взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями по экологическим вопросам. Республика Беларусь является активным участником 23 многосторонних международных договоров в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов и осуществляет сотрудничество с международными организациями (ООН, ЕЭК ООН, ЕАЭС, СНГ и др.) по данным направлениям.

В Республике Беларусь «зелёные» инвестиции обладают большим потенциалом и преимуществами. Основные причины включают экологические преимущества, такие как сокращение выбросов парниковых газов, улучшение качества воздуха и воды, сохранение биоразнообразия и охрана экосистем. «Зелёные» технологии также способствуют энергоэффективности и снижению расходов, обеспечивая более рациональное использование энергии и ресурсов. Беларусь может получить доступ к международным финансовым ресурсам и привлечь инвестиции, поддерживаемые международными организациями и инвесторами, что способствует экономическому развитию. Развитие «зелёных» отраслей также приводит к созданию новых рабочих мест, снижению безработицы и улучшению качества жизни. Кроме того, «зелёные» инвестиции помогают улучшить имидж страны, привлечь инвестиции, туристов и повысить конкурентоспособность на международной арене.

Таблица 1

Экологическая и ресурсная эффективность экономики

Показатель

Значение

Отклонение,

+/-, 

Темп роста,

%

Базовый период

Отчетный период

Энергоэффективность (ВВП в ценах 2005 г.)

2,6

2,7

0,1

104

Доля производства электрической энергии за счет использования возобновляемых источников энергии в общем объеме производства электрической энергии

3,2

3,5

0,3

109

Интенсивность образования отходов производства на единицу ВВП

0,35

4,3

3,95

123

Энергоемкость ВВП (ВВП в ценах 2005 г.)

387,7

367,0

-20,7

95

Коэффициент регенерации отходов производства

0,3

0,5

0,2

167

Эффективность использования природных ресурсов

121,6

134,3

12,7

110

Примечание: Источник: Собственная разработка на основе [4].

 

Изучив данные, можно сделать выводы о том, что показатели «зелёного» роста в 2022 г. увеличились по сравнению со значениями 2021 г. Однако, показатель энергоемкости ВВП снизился на 5%.

В целом, по результатам таблицы можно сказать, что негативное воздействие на окружающую среду снизилось. Благодаря повышению доли производства электрической энергии за счет использования возобновляемых источников энергии выброс парниковых газов в атмосферу снизился и энергетическая безопасность страны укрепилась. Снижение энергоемкости ВВП указывает на то, что Республика Беларусь стала более эффективной в использовании энергии для производства товаров и услуг. Можно заметить, что интенсивность образования отходов увеличилась, однако коэффициент регенерации отходов производства также возрос. Одновременное увеличение этих показателей указывает на необходимость более комплексного системного подхода к управлению отходами. Повышение эффективности использования природных ресурсов способствует устойчивому развитию, поскольку это снижает их истощение и позволяет удовлетворять потребности не только текущего, но и будущих поколений.

Однако «зелёные» инвестиции в Республике Беларусь сталкиваются с вызовами и препятствиями:

  • Ограниченное финансирование: ограниченный доступ к достаточному финансированию является главной проблемой для инвестиций в «зеленую» экономику.
  • Недостаток опыта и экспертизы: отсутствие специализированной экспертизы и знаний в области «зеленых» технологий может затруднять реализацию проектов.
  • Ограниченная развитая инфраструктура: недостаточно развитая инфраструктура, включая энергетические сети и системы управления отходами, создает препятствия для «зеленых» инвестиций.
  • Низкая осведомленность и понимание: недостаточная осведомленность и понимание о «зеленых» инвестициях среди инвесторов и общественности могут затруднять их привлечение и развитие.

Важно отметить, что эти риски и препятствия могут быть преодолены с помощью правильной стратегии и поддержки со стороны правительства, бизнес-сообщества и общества в целом. Развитие «зелёных» инвестиций в Республике Беларусь может быть стимулировано созданием благоприятной инвестиционной среды, разработкой четких правил и регуляций, привлечением финансовой поддержки и технической экспертизы, а также повышением осведомлённости и понимания общества о значимости экологической устойчивости.

Для стимулирования «зелёных» инвестиций в Республике Беларусь можно рекомендовать следующие меры:

  • Создание финансовых механизмов и инструментов: Государство может предоставлять финансовую поддержку «зелёным» проектам через субсидии, гранты, льготные кредиты или гарантии. Также важно развивать «зелёные» фонды, облигации и другие финансовые инструменты, которые облегчают инвестиции в экологически устойчивые проекты.
  • Облегчение доступа к финансированию: Государство может содействовать созданию финансовых институтов, специализирующихся на «зелёных» инвестициях, и облегчать доступ к финансированию для инвесторов. Это может включать снижение бюрократических барьеров, упрощение процедур получения кредитов и гарантий, а также предоставление консультационной поддержки в области финансирования.
  • Развитие экологической инфраструктуры: Государство может инвестировать в развитие экологической инфраструктуры, такой как возобновляемая энергетика, энергоэффективность, утилизация отходов и улучшение экологической обстановки. Развитие такой инфраструктуры сделает «зелёные» проекты более привлекательными для инвесторов.
  • Образование и осведомлённость: Важно проводить информационные кампании и образовательные программы, которые повысят осведомлённость о зелёных инвестициях и их преимуществах. Образование по вопросам экологической устойчивости и возобновляемых источников энергии поможет создать спрос на «зелёные» проекты и привлечь больше инвесторов.

Внедрение этих рекомендаций поможет создать благоприятную инвестиционную среду и стимулировать «зелёные» инвестиции в Республике Беларусь, способствуя экологической устойчивости и устойчивому развитию страны. Анализ методов управления рисками и снижения препятствий для «зелёных» инвестиций в Республике Беларусь должен учитывать особенности местной экономической и политической среды. Для того, чтобы внедрить эти рекомендации, необходимо разработать соответствующие законы и стандарты, предоставить финансовые поощрения и развить специализированные финансовые институты и рынки для стимулирования «зелёных» инвестиций.

Исходя из представленных фактов, можно сделать вывод, что «зелёные» инвестиции в Республике Беларусь имеют положительную динамику и получают поддержку со стороны правительства. Однако, для успешной реализации «зелёных» инвестиций необходимо преодолеть ряд вызовов, связанных с финансированием, обучением и координацией. Для достижения экологической устойчивости и устойчивого развития страны необходимо внедрить рекомендации, направленные на создание благоприятной инвестиционной среды, разработку соответствующих законов и стандартов, финансовые поощрения и развитие специализированных финансовых институтов и рынков. Анализ методов управления рисками и снижения препятствий должен учитывать особенности местной экономической и политической среды в Республике Беларусь.

 

Список литературы:
1. Веренько, Н. «Зеленые» инвестиции и перспективы их использования в Республике Беларусь / Н. Веренько, А. Каменков // Банкаўскі веснік. – 2018. – № 5. – С. 63–71. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nbrb.by/bv/pdf/articles/10769.pdf (Дата обращения 14.04.2024).
2. Иванова Н. И., Левченко Л.В. «Зеленая» экономика: сущность, принципы и перспективы // Самарский государственный экономический университет – 2020. – № 7. – С. 2-3. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zelenaya-ekonomika-suschnost-printsipy-i-perspektivy/viewer (Дата обращения 14.04.2024).
3. Национальное агентство инвестиций и приватизации Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://investinbelarus.by/ (Дата обращения: 13.04.2024).
4. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] ‒ Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/okruzhayuschaya-sreda/pokazateli-zelenogo-rosta/perechen-pokazateley-zelenogo-rosta/index.php?sphrase_id=2035764 (Дата обращения: 13.04.2024).
5. О Национальном плане действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь на 2021 - 2025 годы [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 10 дек. 2021 г., № 710 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. ‒ Режим доступа: http://pravo.by/main.aspx?guid=12551&p0=C21400137&p1=1&p5=0. – (Дата обращения: 13.04.2024).