Статья:

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СЕРВИСНЫХ УСЛУГ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СФЕРЫ ГОСТЕПРИИМСТВА

Конференция: LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Дворченко В.Ю. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СЕРВИСНЫХ УСЛУГ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СФЕРЫ ГОСТЕПРИИМСТВА // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(75). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(75).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СЕРВИСНЫХ УСЛУГ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СФЕРЫ ГОСТЕПРИИМСТВА

Дворченко Вероника Юрьевна
студент, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, РФ, г. Симферополь
Полищук Елена Анатольевна
научный руководитель, профессор, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, РФ, г. Симферополь

 

В современных условиях развития сфера гостеприимства относится к сферам с наивысшим уровнем конкурентоспособности (для привлечения и удержания потребителей (гостей, клиентов) организации сферы вынуждены предлагать значительный спектр основных и дополнительных услуг, соответствующих их потребностям и ожиданиям). В этой связи необходимо уделять пристальное внимание технологии процесса предоставления сервисных услуг, позволяющей данным организациям повысить свой уровень конкурентоспособности в сравнении с основными конкурентами.

Цель исследования: рассмотреть особенности процесса предоставления сервисных услуг организациями сферы гостеприимства.

Под процессом предоставления сервисных услуг (вид услуг, который связан со взаимодействием организации непосредственно с потребителем (гостем, клиентом), и включает этические стандарты, социальные аспекты, процедуры выполнения определенных действий по предоставлению услуг) организациями сферы гостеприимства в исследовании будем понимать комплекс мероприятий, направленных на формирование ассортимента услуг, удовлетворяющих потребности и ожидания основного сегмента потребителей (гостей, клиентов). Также в основу рассматриваемого процесса заложено создание комфортных условий для проживания гостей, их отдыха или работы (бизнес-гости), повышение уровня их удовлетворенности и лояльности, улучшение уровня репутации и конкурентоспособности организации сферы гостеприимства на рынке гостиничных услуг и т.п. [1, с. 155].

В таблице выделены основные отличительные характеристики сервисных услуг, предоставляемых организациями сферы гостеприимства [2, с. 200; 3].

Таблица.

Отличительные характеристики сервисных услуг, предоставляемых организациями сферы гостеприимства

Характеристика услуги

Описание характеристики услуги

Неосязаемость

– трудности в предоставлении стандартных образцов (приобретение услуг связано с риском для потребителя (гостя, клиента), т.к. услугу нельзя заранее продемонстрировать)

Неотделимость предоставления

услуг от потребителя

– потребители (гости, клиенты) участвуют в процессе предоставления услуг;

– вовлечение в процесс оказания услуг групп потребителей (гостей, клиентов);

– проблема контроля качества услуг;

– услуги оказывает персонал организации сферы гостеприимства;

– восприятие организации зависит от отношения к потребителю (гостю, клиенту) сотрудников организации сферы гостеприимства;

– условия обслуживания – главная отличительная черта организации сферы гостеприимства

Гетерогенность

– стандартизация услуг затруднена, поскольку их характеристики во многом определяются потребителем (гостем, клиентом);

– проблема контроля качества обслуживания (разнородность условий обслуживания)

Комплексный характер и индивидуальность

– за время пребывания в организации сферы гостеприимства потребитель (гость, клиент) может выбрать любой комплекс услуг, связанных или не связанных с ней;

– каждому потребителю (гостю, клиенту) предоставляется индивидуальный набор услуг по его желанию (начиная от бронирования и до организации выезда из организации)

«Несохраняемость»

– услуги нельзя хранить: отсутствуют товарные запасы;

– низкая эффективность труда, связанная с пиковой нагрузкой;

–трудности с установлением стоимости на услуги;

Отсутствие права собственности

на услуги

– потребители (гости, клиенты) не могут владеть услугой – обслуживание аналогично аренде

 

Следует отметить, что процесс предоставления услуг напрямую связан с разницей во времени между их производством и потреблением. Потребители (гости, клиенты) услуг в сфере гостеприимства участвуют в процессе производства и вынуждены сначала приобретать их. При этом услуга предоставляется постепенно, начиная с момента бронирования номера и завершая моментом выезда гостя. Персонал организации должен приложить максимум усилий для обеспечения потребителю (гостю, клиенту) соответствующего уровня обслуживания, который станет стимулом для его повторного посещения. Неотъемлемая связь между производством и потреблением проявляется в некоторых услугах сферы гостеприимства, где взаимодействие персонала и потребителя (гостя, клиента) необходимо. Суть неотделимости процесса производства от его потребления заключается в том, что услуга потребляется непосредственно во время ее оказания.

Более того, потребитель (гость, клиент) еще и участвует в процессе оказания услуги. Например, услуга может быть предоставлена лишь в его присутствии, например, при регистрации непосредственно в организации сферы гостеприимства; обслуживание гостей предприятиями общественного питания также тесно связано с деятельностью персонала. Следовательно, производство и потребление услуг исследуемых организаций неразрывно связаны и осуществляются на месте обслуживания.

Еще к одной особенности необходимо отнести отсутствие права собственности: в соответствии с условиями договора на предоставление услуг потребитель (гость) получает возможность заселиться в номер за определенную плату, но при этом не получает материальных благ при выезде. В отличие от товаров (продуктов), основные и дополнительные услуги организаций сферы гостеприимства не переходят в собственность потребителя (гостя, клиента), не могут быть использованы на протяжении длительного времени, т.к. со временем утрачивают свою актуальность, устаревают и завершаются по истечении срока их предоставления [3, с. 47-49].

Отсутствие возможности хранения – еще одна ключевая особенность услуг организаций сферы гостеприимства (в отличие от товаров (продуктов), услуги в сфере гостеприимства нельзя сохранить, переместить или запасать для последующей реализации, поскольку они не существуют до момента их оказания. Уникальность и незамедлительный характер услуг организаций сферы гостеприимства также немаловажны: услуга не всегда связана с конкретным исполнителем. Поскольку потребности и ожидания каждого потребителя (гостя, клиента) уникальны, услуга обладает еще исключительностью и нестандартностью. При этом важен тот факт кто предоставляет услугу, кому она оказана, каков ее объем и содержание, а также время и место оказания.

Важное место в исследуемом процессе отводится сезонности, например, спрос на номера может быть выше у бизнес-туристов в середине недели и у потребителей (гостей, клиентов) в выходные дни. В разное время года количество потребителей (гостей, клиентов) также изменяется: в летний период обычно потребителей больше, чем в межсезонье.

Для эффективной деятельности организаций сферы гостеприимства необходимо учитывать выделенные особенности процесса предоставления сервисных услуг, т.к. они влияют на оптимизацию бизнес-процессов в данной сфере, помогают определить особенности методов предоставления услуг и выявить специфичные стороны, которые нуждаются в совершенствовании. Высокое качество сервиса стимулирует потребителей (гостей, клиентов) на повторное приобретение услуг организаций сферы гостеприимства, что отражается на увеличении прибыли, повышении уровня конкурентоспособности и лояльности.

 

Список литературы:
1. Дехтярь Г.М. Стандартизация, сертификация, классификация в туристской и гостиничной индустрии: учебное пособие для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 412 с.
2. Иванилова С.В. Экономика гостиничного предприятия: учебное пособие для бакалавров. – М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2021. – 213 c. 
3. Никольская Е.Ю. Основы менеджмента и управление персоналом в индустрии гостеприимства. – М.: ООО «Издательство «КноРус», 2020. – 226 с.