Статья:

Перспективы развития малого бизнеса в современных Российских условиях

Конференция: L Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Габриелян Э.В., Бирон В.М. Перспективы развития малого бизнеса в современных Российских условиях // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(50). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(50).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Перспективы развития малого бизнеса в современных Российских условиях

Габриелян Эдуард Вартанович
студент факультета «Анализ рисков и экономической безопасности», Финансовый университет при правительстве РФ, РФ, г. Москва
Бирон Валерий Михайлович
студент факультета «Анализ рисков и экономической безопасности», Финансовый университет при правительстве РФ, РФ, г. Москва
Бердышев Александр Валентинович
научный руководитель, канд. экон. наук, доц. Департамента финансовых рынков и банков Финансовый университет при Правительстве РФ, РФ, г. Москва

 

В статье рассмотрено современное состояние направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Также проведен анализ основных показателей развития малого и среднего предпринимательства для выявления основных проблем и перспектив его развития в современной России.

Малый бизнес является важнейшей составляющей современной рыночной экономики. Благодаря малому предпринимательству государство получает значимую часть средств в бюджет. Именно малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество ВНП. Основная роль малого бизнеса заключается в решении классических задач. Во-первых, это сглаживание колебаний экономической конъюнктуры, что возможно при применении особого механизма сбалансирования спроса и предложения. Помимо этого необходимо развивать конкуренцию, которая даст толчок к более рациональному применению знаний, что скажется на улучшении использования материальных, кадровых и иных ресурсов. Важно отметить, что малый бизнес реализует такое значимое явление, как формирование среднего класса, в том числе благодаря созданию рабочих мест, данная задача также приоритетна для развитых стран.

 

Рисунок 1. Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП различных стран мира [1]

 

Анализ представленных данных позволяет сделать вывод о том, что вклад малого и среднего бизнеса в ВВП в российской экономике, составляет 21%. Однако обеспеченность малых хозяйствующих субъектов основными средствами по-прежнему не высока.

Отметим, что согласно Саломатьевой М.Н., предприятия, относящиеся к малому бизнесу, обладают 6% общего объема основных средств, и такой же долей совокупного объема инвестиций в основной капитал [2].

Схожая ситуация наблюдается по показателю занятости в малом и среднем бизнесе. Уровень занятости населения в сегменте МСП в современных российских условиях составляет 25,6%, тогда как в развитых странах этот показатель составляет от 40% до 80%.

 

Рисунок 2. Занятость в МСП (%) в России и мире [1]

 

Насыщенность малого и среднего предпринимательства в РФ равен показателям насыщенности (плотности) в зарубежных странах, но средний объем добавленной стоимости, выпущенный одним субъектом малого и среднего бизнеса, существенно ниже по уровню.

В малом и среднем бизнесе в основном представлены ИП и микропредприятия, - 62,8% и 32,7%, соответственно.

Цели по развитию МСП невозможно реализовать без поддержки Правительства, поэтому действенным инструментом должно явиться субсидирование региональных программ по развитию малого бизнеса.

Брялина Г.И. отмечает, что программы по поддержке малого предпринимательства испытывают серьезные затруднения на региональном уровне. Необходимо также углубление кооперации малого бизнеса со средним и крупным.

Также, из-за налогового давления и внешних проблем отдельные субъекты МСП покидают рынок, или уходят в «тень». При этом актуальной остается проблема социальной незащищенности работников таких предприятий, ведь получая «черную зарплату» они лишаются социальных гарантий.

Действенная система поддержки малого предпринимательства, а также создания новых концепций национального развития в различных отраслях российской экономике могут способствовать решению проблемы развития малого предпринимательства в стране.

Для решения вышеуказанных проблем была разработана Концепция социально-экономического развития России до 2020 года, в соответствии с которой основными целями поддержки малого предпринимательства являются:

· повышение доли малого бизнеса среди существующих объектов предпринимательства до 80%;

· увеличение вклада малого бизнеса в ВВП- до 30%;

· рост уровня занятых в области малого и среднего предпринимательства до 60% населения России и от общего количества проживающих в РФ до 30%;

· изменение структуры в отраслях малого и среднего бизнеса (сокращение предприятий занятых в сфере торговли – до 20%, увеличение количества предприятий в сферах ЖКХ, здравоохранения, науке – до 50%, а также рост компаний в строительных и обрабатывающих отраслях – в 4–5 раз).

Реализация вышеуказанных целей будет способствовать достижению высокого уровня развития малого и среднего бизнеса в России, который к 2020 году может быть сопоставим с европейскими показателями. Для достижения поставленных целей, государство должно создать, а также реализовать программы, которые будут способствовать развитию малого и среднего предпринимательства:

· создание институциональной среды для улучшения условий кредитования предпринимательства банковскими организациями;

· развитие нормативно-правовой базы для снижения административных ограничений для предпринимательской деятельности;

· реализация специальных программ поддержки конкурентоспособных, экспортно-ориентированных МСП;

· помощь в создании инфраструктурных объектов поддержки малого предпринимательства, которые необходимы для развития и стабилизации новых субъектов малого бизнеса;

· развитие институтов по поддержке малого и среднего предпринимательства, способствующих доведению идеи от стадии ее разработки до коммерческой реализации.

На текущий год специалисты в области малого предпринимательства и экономики дают различные оценки. С одной стороны высказывается мнение, что отрасли новой экономики с низким барьером входа – интернет-бизнес, в первую очередь – имеют значительный потенциал роста. Но этот рост может не состояться, если вопрос с доступностью кредитов для запуска бизнеса так и не будет решен. Хуже всего приходится в условиях действующих санкций в отношении к России тем, кто занимается продажами импортных товаров. Все остальные игроки рынка находятся в примерно равных условиях.

В 2019–2020 годах малый бизнес, на 90% сконцентрированный в потребительском секторе, будет преимущественно оставаться под давлением властей, а также, вероятно, под давлением санкций. Существенно затормозится динамика розничной торговли и сферы услуг – это произойдет из-за отсутствия экономического роста, девальвации рубля, снижения доходов одновременно с довольно высоким инфляционным давлением, что окажет заметное негативное влияние на покупательную способность и показатели спроса. Исключением могут стать технологичные проекты, ориентированные на информационно-телекоммуникационный рынок.

В качестве мер стимулирования малого бизнеса и административной поддержки, предлагается внести ряд изменений в законодательство, и уже в 2019 году установить дополнительные льготы по налогам на прибыль, имущество, земельному налогу, а также отменить авансовые платежи по налогам, зачисляемым в местные бюджеты. Важно отметить, что реализация большей части вышеперечисленных мер представляется возможной в условиях отсутствия проблем с наполнением бюджета. Реализация потенциала малого бизнеса является важнейшей «точкой роста» российской экономики. Этот сектор генерирует дополнительные рабочие места, а также пополняет бюджет налогами и способствует улучшению качества жизни российского населения, поэтому МСП необходимо рассматривать в качестве ключевого фактора экономического развития страны.

 

Список литературы:
1. Борисов Сергей Ренатович. Малое и среднее предпринимательство в Российской Федерации: текущее состояние и перспективы URL: https://www.hse.ru (дата обращения: 06.05.2017).
2. Саломатина Марина Николаевна. Современное состояние сектора малого и среднего предпринимательства в России // Российское предпринимательство. 2015. №8. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-sektora-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-rossii (дата обращения: 06.05.2017).