Статья:

Материалистическое понимание истории в философии Карла Маркса

Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Философия

Выходные данные
Ожогин С.Д. Материалистическое понимание истории в философии Карла Маркса // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/12(52).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 17 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Материалистическое понимание истории в философии Карла Маркса

Ожогин Сергей Дмитриевич
студент, строительный факультет ФГБОУВО «УлГТУ», РФ, г. Ульяновск

 

Карл Маркс является одним из известнейших немецких философов, социологов и писателей. Друг и сторонник Фридриха Энгельса, вместе с которым они написали несколько научных трудов, одним из которых является «Манифест коммунистической партии» написанный в 1848 году.

Карл Маркс критиковал антропологический материализм Людвига Фейербаха за его чрезмерный абстрактный подход к пониманию человека. В своей рукописной работе «Тезисы о Фейербахе», где высказывалась мысль о ведущем значении в жизни общества революционной практики, Карл Маркс подчеркнул, что «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельно взятому индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» [1, т. 3, с. 378].

Безусловно, концепция о том, что «человека формируют обстоятельства» не нова, но новаторским решением у Карла Маркса оказался тщательно детализированный анализ этих обстоятельств.

Из всех многообразных социально-общественных отношений в качестве базовых, основополагающих Карл Маркс выделил материальные и производственные отношения. То есть те отношения, которые создаются между людьми в процессе непосредственного производства материальных благ.

Проанализировав это Карл Маркс приходит к умозаключению, что именно материальное производство, то есть – труд, является фундаментом человеческого бытия, а также истории людей.

Таким образом, именно так появилась на свет одна из наиболее важных, можно сказать, центральных концепций марксисткой философии – материальное понимание истории.

В общем виде, главный смысл материалистического понимания истории излагается Карлом Марксом в его рукописном труде «К критике политической экономии» написанном в 1859 году. И звучит он именно так: «Совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания.

Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» [2, с. 51-52].

Базируясь на материалистическом понимании истории, Карл Маркс постановил некую определенную повторяемость, то есть цикличность, в истории различных стран, в координировании их общественно-социальной жизни. Карл Маркс подчеркивает несколько базовых исторических форм организации общества, или этот термин имеет другое название – формация. В основе которого лежит несхожесть между формациями, различие в типе организации материального производства.

В конечном итоге, история человечества показывается нам в виде совершенствования, то есть развития, от первобытно-племенного строя, через рабовладельческий и феодальный к капиталистическому, а уже от этого строя с необходимостью можно переходить к коммунистической общественной формации.

Именно после этого, Карл Маркс приходит к другой важнейшей концепции своей философии – понимание истории как закономерного, естественно-исторического процесса. Карл Маркс в следствие умозаключений приходит к конечному выводу, что существуют отнюдь не только объективные законы развития природы, но и законы развития общества.

На основе этого вывода, Карл Маркс и его верный друг и единомышленник Фридрих Энгельс в своей рукописной работе «Манифест коммунистической партии» показали, что капитализм не избежит своего социально-политического падения и социальная жизнь перейдёт к коммунистическому обществу.

Концепциям коммунизма Карл Маркс посвятил себя ещё будучи молодым человеком. В них Карл Маркс выразил грёзы о гуманном и справедливом общественном строе.

В пролетариате Карл Маркс подметил особенный класс, предназначением которого должно быть свержение эксплуататорского общества, с свойственным ему отчуждением человека. Карл Маркс подразумевал, что фундамент всякого отчуждения человека интерпретируется из экономического отчуждения или отчужденный труд, то есть труд, который выполняется по принуждению.

Одной из важных перспектив развития человека заключалась в уничтожении отчужденного труда, а значит и такого явления как частная собственность.

Карл Маркс пришёл к такому умозаключению, что только при полном уничтожении частной собственности труд должен стать средством саморазвития человека, стать в его понимании необходимостью быть всесторонне развитым человеком, который живет в полной гармонии с природой.

Именно такие черты присущи человеку в философской концепции Карла Маркса и Фридриха Энгельса, касаемо идеального коммунистического строя.

Совсем не трудно понять, что марксистскому учению, как и всей классической философии, свойственна вера в колоссальные силы человеческого разума, в способности прийти к совершенному обществу.

Сама мысль социального прогресса охватывается в этой концепции новым смыслом: каждая отдельная формация принята в рассмотрение в качестве одной из ступеней исторического развития, самой верхней стадией которого является коммунизм.

Судьба философии Карла Маркса оказалась уникальной. Сторонники этой концепции смогли в короткие сроки захватить власть в великой стране и делали попытки организовать жизненный уровень в соответствии с основными принципами этой теории. В современном мире стало все гораздо яснее, что большинство выводов общественно-социальной философии Карла Маркса не смогли выдержать испытание временем.

Но не будем забывать, прежде всего, об основной его концепции – материалистическое понимание истории.

По мнению британского социолога и философа Карла Поппера, который являлся одним из самых щепетильных критиков Карла Маркса, в ней содержатся зачатки здравого смысла, и она сохраняет в целости свое значение, и по сей день: «Карл Маркс научил нас тому, - отмечает Поппер, - что развитие идей нельзя понять до конца, если не принимать во внимание условия их возникновения и экономическое положение их создателей» [3, т. 2, с. 147-148].

Однако вместе с тем, Карл Поппер пришёл к выводу, что экономический детерминизм Карла Маркса (упорное утверждение экономических предпосылок в особенности последнего основания социального развития) является ошибочным. Как писал Карл Поппер в своих рукописях: «Опыт показывает, что при определённых обстоятельствах влияние идей может перевешивать влияние экономических факторов.

Да и правильно понять характер экономического развития, невозможно не принимая во внимание развитие научных, религиозных и других идей» [3, т. 2, с. 147-148].

Однако, большинство критиков Карла Маркса высказывают свое мнение таким образом, что главное заблуждение в его учении следовало бы искать в осмыслении природы человека.

Его концепции во многом имеют схожие черты с другими рационалистами, но Карл Маркс имел склонность абсолютировать разумное начало в человеке, из-за этого его теория была рассчитана на некого, в какой-то степени даже, идеального человека.

 

Список литературы:
1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Тезисы о Фейербахе. М.: Государственное издание политической литературы, 1955 
2. Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. М.: Азъ, 1966
3. Поппер К. Открытое общество и его враги. /перевод: Садовский В. – М.: Международный фонд «Культурная инициатива», 1992