Еврооблигации как инструмент международного рынка капиталов
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Еврооблигации как инструмент международного рынка капиталов
Толчком к возникновению и развитию международного капитала послужило появление рынка евровалют и рынка еврокапиталов. Где в глобальном масштабе создается ситуация свободного соотношения спроса и предложения на финансовые ресурсы. Наиболее значимой составляющей еврорынка является развивающийся с середины XX века рынок еврооблигаций.
Роль фондового рынка в мировом движении капитала возрастает с каждым днем. Данное обстоятельство придает фондовому рынку особенную значимость в экономике и делает данную тему более актуальной.
Еврооблигация — это ценная бумага, эмитированная и обращающаяся на международном фондовом рынке, номинальная стоимость которой выражена в иностранной валюте, чей срок может достигать от 1 до 30 лет.
Выпускать еврооблигации могут: банки, компании, крупные корпорации, международные организации и правительства. Для выпуска еврооблигаций эмитенту необходимо обладать высоким рейтингом ААА, который присваивается самым надежным заемщикам. Он важен для снижения эмиссионных расходов и без его получения участники не смогут обслуживать размещение еврооблигаций.
Схема эмиссии еврооблигаций должна быть юридически корректной и обязана отображать необходимость заемщика в привлечении дополнительного финансирования. В настоящий момент существуют следующие схемы организации эмиссии еврооблигаций: прямая эмиссия (от имени российского эмитента); эмиссия от имени дочерней компании эмитента, зарегистрированной вне России; эмиссия иностранной компанией от имени российского эмитента.
Рассмотрим преимущества и недостатки схем эмиссии в Таблице 1.
Таблица 1.
Преимущества и недостатки различных схем эмиссии еврооблигаций
Схема эмиссии |
Преимущества |
Недостатки |
Прямая эмиссия |
Эмитент формирует собственный международный имидж. У него появляется возможность удешевить и расширить последующие заимствования на рынке. |
Существуют высокие начальные издержки, а также риск длительных бюрократических процедур. |
Эмиссия от имени дочерней компании эмитента |
Эмитент избегает проблемы, связанные с налогообложением, а также терпит малые издержки на размещение и регистрацию эмиссии. |
У эмитента имеются ограничения на создание оффшорных компаний. |
Эмиссия иностранной компанией от имени эмитента |
Эмитент независим от неблагоприятных изменений законодательства, а также универсален по отношению к юридическим лицам страны эмитента. |
Эмитент терпит высокие издержки на обслуживание займа (большая величина комиссии андеррайтера), предоставляет обеспечение агентам. Кроме того, данная схема является краткосрочной. |
В последнее время на рынок еврооблигаций стали выходить множество крупных российских компаний. В табл. 2 представлены 10 крупнейших эмитентов, а также показано количество выпусков в обращении.
Таблица 2.
Крупнейшие российские эмитенты в 2017г.
№ |
Эмитент |
Стоимость обращающихся еврооблигаций |
Количество выпусков |
1 |
«Газпром» |
19,57 |
17 |
2 |
Группа ВТБ |
11,47 |
20 |
3 |
ТНК-BP |
3,5 |
5 |
4 |
Газпромбанк |
3,44 |
5 |
5 |
«Русский стандарт» |
3,14 |
9 |
6 |
Россельхозбанк |
3,1 |
5 |
7 |
Альфа-банк |
2,485 |
9 |
8 |
МДМ-банк |
2,32 |
9 |
9 |
Сбербанк России |
2,25 |
3 |
10 |
Банк Москвы |
2 |
6 |
На основании данных таблицы, можно сделать вывод, что выпуском еврооблигаций занимаются крупные российские компании, известные за рубежом. Рассмотрим основные преимущества и недостатки именно этого вида финансирования в таблице 3.
Таблица 3.
Преимущества и недостатки эмиссии еврооблигаций
Преимущества |
Недостатки |
Размещение на нескольких рынках, следовательно, расширенный круг инвесторов; |
Необходимость раскрытия информации о компании; |
Еврооблигации не подвержены колебаниям национальной валюты и национальному регулированию; |
Финансовая отчетность по международным стандартам; |
Еврооблигации дают больший капитал; |
Высокие затраты на эмиссию; |
Длительный срок погашения; |
Необходимость получения кредитного рейтинга; |
Малая ставка процента по купонам; |
Долгий срок подготовки эмиссии. |
Нет требований к залогу или обеспечению. |
|
Рассмотрев все недостатки и преимущества выпуска еврооблигаций, можно сказать, что только крупная компания, известная за границей, готовая раскрыть финансовую информацию, а также имеющая хорошую кредитную историю, способная понести все затраты, связанные с эмиссией, и пользующаяся доверием на фондовом рынке и у инвесторов, может стать эмитентом. К таким компаниям относятся: международные организации, транснациональные корпорации и государство.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что еврооблигации — это один из наиболее прибыльных, доходных и менее рискованных способов для привлечения иностранных инвестиций. Еврооблигации позволяют минимизировать риски, связанные с обесценением национальной валюты, диверсифицируя доходные финансовые вложения и обязательства.