Статья:

Состояние рынка труда России

Конференция: LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Саярсанова Л.И., Краскова Е.А. Состояние рынка труда России // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. LIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(53). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(53).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Состояние рынка труда России

Саярсанова Лейла Ибрагимовна
студент, Белгородский Государственный Технологический университет им. В.Г. Шухова, РФ, г. Белгород
Краскова Екатерина Александровна
студент, Белгородский Государственный Технологический университет им. В.Г. Шухова, РФ, г. Белгород
Молчанова Вера Алексеевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Белгородский Государственный Технологический университет им. В.Г. Шухова, РФ, г. Белгород

 

Социально – экономическое положение любого государства  отражает степень его развитости. Оно напрямую зависит от обстановки на рынке труда и от многих других факторов. Остановимся на рассмотрении рынка труда и его влиянии на экономическое положение России.

Под рынком труда, согласно Международной организации труда, принято понимать сферу, где предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, относительно заработной платы и условий труда. [4]  Как и любая другая экономическая категория, рынок труда выполняет определенные функции:

- социальная – проявляется в поддержании оптимального уровня доходов, благосостояния населения, а также уровня воссоздания производственных способностей работников;

- ценообразующая - устанавливает равновесие между потребностью работодателей в найме работников определенной квалификации и численностью трудоспособного населения, соответствующего требованиям работодателя;

- информационная – заключается в том, что рынок обеспечивает  незанятых трудовой деятельностью граждан информацией, касающейся условий найма, уровня заработной платы, качества рабочей силы;

- посредническая - устанавливает связь между работодателями и наемными работниками для удовлетворения взаимных потребностей обеих сторон;

- стимулирующая – заключается в мотивации наёмных работников к улучшению своих профессиональных знаний и навыков, что позволит им повысить свой уровень конкурентоспособности на рынке труда. [2, c. 42]

Рыночная экономика предполагает саморегулирование рынка труда. Этот механизм саморегулирования состоит из таких элементов, как спрос на рынке труда, который представляет собой совокупность спроса на трудовые ресурсы страны, независимо от цены на них, и предложение на рынке труда, которое можно определить как совокупное предложение обладателей ресурсов труда в стране при любых установленных на них ценах. [5, c. 303] Также важными составляющими механизма саморегулирования рынка труда являются конкуренция среди работников и работодателей, а также заработная плата. Под влиянием действий данного механизма устанавливается уровень занятости, размеры заработной платы, величина и структура безработицы.

Экономическое развитие государства основывается на взаимовыгодных трудовых отношениях и гибкости современного рынка труда, которые в свою очередь обеспечивают эффективную занятость населения. Исходя из значимости для национальной экономики такой экономической категории, как занятость населения, государство проводит политику в области развития занятости населения, суть которой отражается в следующих направлениях:

- предотвращение массовой безработицы и сокращение длительной безработицы;

- предоставление всем гражданам страны независимо от демографических показателей равной возможности в проявлении своих навыков и профессиональных качеств в процессе трудовой деятельности;

- организация особых мероприятий, в последствии обеспечивающих занятость граждан, которые испытывают трудности в поиске рабочего места, и особо нуждающихся в социальной защите, а также само обеспечение социальной защиты населения в области занятости.

- самостоятельность органов власти субъектов Российской Федерации в реализации политики занятости населения;

- обеспечение свободного развития граждан и их достойной жизни при помощи создания определенных условий;

- воспроизводство трудовых ресурсов для рынка труда;

- взаимосвязь деятельности в области занятости с деятельностью других направлений экономической политики власти, а также социальной политики;

- стимулирование работодателей, которые создают новые рабочие места и сохраняют действующие для нуждающихся в них работниках, при помощи различных видов поощрений;

- координация деятельности органов государственной власти, работников представительных органов и работодателей в создании профессиональных союзов, реализации мер по обеспечению эффективной занятости всего населения;

- поддержка инициативных граждан в предпринимательской и трудовой сферах, которая проводится в рамках установленных законом норм, помощь в развитии творческих способностей и более производительному труду. [3, c. 40]

В основном данная политика направлена на повышение эффективного использования рабочей силы страны, а также установления равновесия между спросом и предложением на рынке труда.

Чтобы оценить состояние рынка труда в современных условиях, а также определить, насколько эффективна государственная политика в области занятости, следует обратиться к официальным статистическим данным.

С января 2017г. Росстат проводит выборочное обследование рабочей силы среди населения в возрасте 15 лет и старше. До 2017г. обследовалось население в возрасте 15-72 лет. В целях продолжения динамического ряда последующая информация приводится по численности и составу рабочей силы в указанном возрасте. Исходя из проведенного обследования, Росстат подвел итоги о состоянии рабочей силы на вторую неделю октября 2017 года, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Численность и состав рабочей силы в возрасте 15-72 лет (без корректировки сезонных колебаний) [1]

 

III квартал 2017г.

2017

Октябрь 2016 г.

Октябрь 2017 г.

к октябрю 2016 г., (+,-)

август

сентябрь

октябрь

Тыс. человек

 

Рабочая сила в возрасте 15-72 лет

76521

76652

76637

76406

76650

-244

Занятые

72684

72860

72822

72547

72547

0,0

Безработные

3837

3792

3815

3859

4103

-244

В процентах

 

Уровень участия в рабочей силе

69,5

69,6

69,6

69,4

69,5

-0,1

Уровень занятости

66,0

66,1

66,1

65,9

65,8

0,1

Уровень безработицы

5,0

4,9

5,0

5,1

5,4

-0,3

 

Численность рабочей силы в возрасте 15-72 лет в октябре 2017г. составила 76,4 млн. человек, из них 72,5 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 3,9 млн. человек – как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности рабочей силы) в октябре 2017г. составил 5,1% (без исключения сезонного фактора).

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения в возрасте 15-72 лет) в октябре 2017г. составил 65,9%.

Численность занятого населения в октябре 2017г. уменьшилась по сравнению c сентябрем 2017г. на 275 тыс. человек, или на 0,4%, по сравнению с октябрем 2016г. – осталась на том же уровне.

Численность безработных в октябре 2017г. по сравнению с сентябрем 2017г. увеличилась на 43 тыс. человек, или на 1,1%, по сравнению с октябрем 2016г. – уменьшилась на 244 тыс. человек, или на 5,9%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 5,5 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце октября 2017г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 707 тыс. человек, что на 3,4% меньше по сравнению с сентябрем 2017г. и на 15,1% – по сравнению с октябрем 2016 года. [1]

Таким образом,  проанализировав статистические данные, можно утверждать, что в современных перспективных условиях экономического развития правительство не в достаточной мере осуществляет политику в области занятости. Отметим, что на рынке труда спрос на рабочую силу взаимодействует с ее предложением. В результате этого взаимодействия  проявляется либо безработица, либо дефицит рабочей силы, который напрямую зависит от степени удовлетворения потребности в рабочей силе. Если данная  потребность не удовлетворена, повышается вероятность неравномерного роста уровня оплаты труда по профессионально-квалификационным группам. Исходя из того, что безработица на рынке труда нашей страны в основном носит структурный характер, следует ожидать, что на рынке труда дефицит рабочей силы и безработица будут проявляться одновременно.

В заключении отметим, что государству необходимо более эффективно осуществлять существующую политику в области занятости. Добиться этого можно реализуя меры по поддержке экономики, снижением напряженности на рынке труда и предупреждением возникновения в стране кризисных ситуаций.

 

Список литературы:
1. Занятость и безработица в Российской Федерации в октябре 2017 года. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL; http://www.gks.ru (Дата обращения: 19.12.17)
2. Костин Л. А., Рынок туда и теория занятости: учебное пособие /Л. А. Костин. — М.: АТиСО, 2013. — 424 с.
3. Низова Л. М. Правовое регулирование занятости населения/ Л. М. Низова // Трудовое право. — 2015. — № 1. — С.40–41.
4. Рынок труда. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL; http://center-yf.ru/data/Kadroviku/Rynok-truda.php (Дата обращения: 19.12.17).
5. Чижова Е.Н., Галкин Л.Н., Балабанова Г.Г. и др. Экономическая теория: в 2 ч. - Ч. I. Микроэкономика: курс лекций: учебное пособие / - Белгород: Изд-во БГТУ, 2013. - 370 с.