Масштабы, динамика и географическое распределение современных потоков капитала в глобальной экономике
Секция: Экономика
XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Масштабы, динамика и географическое распределение современных потоков капитала в глобальной экономике
Прямое иностранное инвестирование исторически было связано с поиском новых рынков, обеспечивающих высокие показатели прибыльности капитальных инвестиций.
Помимо снижения риска для инвесторов, ПИИ рассматривались как средство распространения лучших практик во всем мире, прежде всего, в сфере корпоративного управления, соблюдения принятой практики бухгалтерского учета, соблюдения глобальных правил и т.д.
Для определения современных тенденций движения прямых иностранных инвестиций считаем целесообразным рассмотреть их географическую аллокацию.
Одним из основных индикаторов состояния мирового инвестиционного рынка является объём притока прямых иностранных инвестиций в определенные регионы и страны.
Данный индикатор является своеобразным признаком, характеризующим уровень развития взаимосвязей между экономическими субъектами хозяйствования [2].
Приток ПИИ является показателем, определяющим стоимость прямых иностранных инвестиций, осуществленных в определенный регион или страну инвесторами-нерезидентами этой страны.
В целом, за период с 2001 по 2018 годы приток ПИИ по регионам рос постепенно с резким спадом после 2008 года, в связи с глобальным финансово-экономическим кризисом.
Такая же тенденция наблюдается и в большинстве регионов мира. Так, в африканском регионе, Латинской Америке и Карибском бассейне в течение 2001-2018 годов имеет место нестабильный объем притока ПИИ ввиду относительной неразвитости большинства инвестиционно привлекательных отраслей промышленности [3].
В последние годы приток ПИИ в регионы с развитой экономикой снизился (в 2018 году - 712 млрд. долл.), что объясняется в определенной степени спадом после высоких объемов притока инвестиций в прошлые периоды.
Активизация операций в секторе слияний и поглощений (СИП) между компаниями, представляющими развитые экономики, и структурные изменения в рамках многонациональных корпораций повлияли на рост потоков ПИИ в 2017 году.
В 2018 году транзакции такого типа стали менее интенсивными, что стало причиной закономерного уменьшения потоков ПИИ в страны с развитыми экономиками. Факты значительного уменьшения ценового объема в наибольшей степени проявлялись в национальной экономике США.
Потоки ПИИ в развивающиеся страны выросли на 1 млрд. долл. Относительно показателей 2017 года.
Потоки иностранных инвестиций продолжили поступать в Азию в 2018 году с такой же интенсивностью, которая была зафиксирована в 2017 году. Постепенный рост притока ПИИ (477 млрд. долл.) сделал Азию крупнейшим регионом-реципиентом ПИИ со своей долей в мировой экономике. По нашему мнению, такая тенденция сохранится и в среднесрочной перспективе под влиянием активного развития индустриального сектора в данном регионе, социально-экономической политики стран региона (повышение благосостояния населения и соответствующий рост рынков товаров и услуг) и углубления кооперации.
Страны Латинской Америки и Карибского бассейна показали небольшой рост притока ПИИ (11 млрд. долл.) в 2018 году по сравнению с 2017 годом.
Африканский регион претерпел уменьшение интенсивности потоков иностранных инвестиций из-за затяжного периода перебоев в поставках товаров и нестабильных цен на нефть. В этом регионе приток ПИИ уменьшился до 42 млрд долл. в 2018 году [3]. Потоки ПИИ в Африку продолжали снижаться, достигнув 42 млрд. долл. США, что на 21% меньше, чем в 2017 году, учитывая неблагоприятную конъюнктуру экспортных рынков. Несмотря на это, мы считаем, что в среднесрочной перспективе Африка будет мощным аттрактором ПИИ, учитывая, как ресурсный потенциал, так и развитие внутреннего потребления.
В целом, потоки инвестиций в развивающихся странах остаются стабильными, равными примерно 500 млрд. долл. Данный регион восстановил свои позиции крупнейшего реципиента ПИИ в мире.
ПИИ в страны Латинской Америки и Карибского бассейна выросли на 8% до 151 миллиардов долларов США [1]. Это было первым ростом за шесть лет, но приток инвестиций остается гораздо ниже пиковых значений 2011 года (период значительного наращивания экспорта сырьевых товаров).
Стоит отметить, что прямые иностранные инвестиции в структурно слабых и уязвимых экономиках остаются неустойчивыми, что связано с низкой привлекательностью для инвесторов и нестабильным спросом на ту продукцию и ресурсы, которые они могут предложить, а также с общими проблемами развития мировой экономики. Так, потоки ПИИ в наименее развитых странах сократились на 17%, до 26 млрд. долл. Инвестиции в страны, не имеющих выхода к морю, выросли на 3%, до 23 млрд. долл.; в малые островные развивающиеся страны - выросли на 4% до 4,1 млрд. долл.
Приток прямых иностранных инвестиций в развитые страны резко сократился на 37% до 712 млрд. долл. Трансграничные слияния и поглощения сократились на 29%, в том числе, учитывая снижение в сфере мега-сделок и корпоративных реструктуризаций.
Только 3 из 10 стран, имеющих наибольшую долю в притоке ПИИ, являются субъектами с развивающейся экономикой (Китай, Гонконг (Китай) и Бразилия).
В то же время в период с 2001 по 2018 годы США оставались крупнейшей страной с точки зрения притока ПИИ, что объясняется высокой привлекательностью инвестиционных вложений в экономику данной страны и перспективностью ее экономического развития. А сейчас можно утверждать, что США останутся страной-лидером привлечения ПИИ, что обусловлено бизнес-ориентированной фискальной и монетарной политикой, а также политикой стратегического развития национального промышленного производства. Развитие новых отраслей и модернизация существующего индустриального сегмента экономики будет мощным аттрактором инвестиций.
Не менее важным показателем для анализа развития современных тенденций прямого иностранного инвестирования является вывоз ПИИ по регионам и странам. Вывоз ПИИ является индикатором, означающим объемы прямых иностранных инвестиций определенного региона или страны, осуществленных инвесторами, являющихся резидентами этой страны, в другие страны [1]
Экспорт инвестиций из регионов мира не демонстрировал устойчивого роста в исследуемый период с 2001 по 2018 годы.
Североамериканский регион и страны с развитой экономикой из других регионов является типичным подтверждением общей нестабильности вывоза ПИИ из регионов мира. Низкое значение вышеупомянутый показатель имел в 2003 году, после постепенного спада в 497 млрд. долл. США.
В 2018 году вывоз ПИИ в мире уменьшился до 1,430 трлн. долл. Наиболее тенденция спада прослеживается в показателях европейских стран с развитой экономикой, где такой показатель за 2018 год является отрицательным [3].
Общая тенденция нестабильности в экспорте инвестиций за границу из стран с развивающейся экономикой и переходной экономикой, объясняется высокими рисками обесценивания их национальной валюты, геополитическими рисками и потенциальными проблемами с их участием в глобальных цепочках создания стоимости.
Страны Азии демонстрировали достаточно стабильный объем экспорта инвестиций за пределы региона, что свидетельствует о постепенной диверсификации экономических связей азиатского региона со странами-импортерами ПИИ [3].
В данном контексте важным является тот факт, что приток и вывоз ПИИ осуществляется по оси Юг-Юг (в рамках региона и за его пределы) и свидетельствует о развитии кооперационных процессов и цепочек создания стоимости между развивающимися странами.
По результатам 2001-2018 годов США остались крупнейшей страной-акцептором ПИИ, что объясняется высокой привлекательностью инвестиций в экономику данной страны и перспективностью ее экономического развития на основе новой индустриальной базы.