Анализ развития аутсорсинга как фактора экономики
Секция: Экономика
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Анализ развития аутсорсинга как фактора экономики
В настоящее время в условиях глобализации производственной и хозяйственной деятельности компании осуществляют свою деятельность в условиях жёсткой конкуренции. В последние годы одной из наиболее удачных бизнес-моделей, которые позволяют достичь настоящее конкурентное превосходство, является аутсорсинг.
Организации, в большинстве международные – банки, финансовые корпорации, инвестиционные и страховые компании, промышленные предприятия, оценивают аутсорсинг в сфере бизнес-процессов как один из факторов, образующих конкуренцию [1].
Необходимость использования аутсорсинга в международных организациях объяснимо тем, что он позволяет с наибольшей эффективностью использовать сильную сторону участников международных отношений, добиться конкурентного преимущества за счёт возможностей каждой из сторон выполнять функции.
Экономическая и инновационно-технологическая система РФ развивается наряду с общемировыми тенденциями, а в следствие этого, аутсорсинг, как наиболее эффективная форма управления бизнесом, всё больше проникает на российский рынок. Именно поэтому изучение основных тенденций и особенностей современного развития аутсорсинга в России становится актуальным.
Целью данной работы является изучение аутсорсинга как фактора развития экономики и возможности его применения в деятельности международных и российских компаний.
Актуальность работы определяется тем, что сегодня невозможно представить развитие мировой экономики без использования аутсорсинга, с помощью которого предприятия в значимой мере повышают свою конкурентные способности путём снижения издержек, рационализации производственной и управленческой деятельности.
Аутсорсинг – стратегия управления бизнесом, которая направлена концентрировать ресурсы организации, внимание и усилия её менеджмента на главных задачах бизнеса, и передавать второстепенные функции под управление специализированных сервис-провайдеров [3].
В зависимости от различных видов деятельности выделяют самостоятельные виды аутсорсинга:
· аутсорсинг информационных технологий;
· аутсорсинг производственных функций;
· аутсорсинг логистических функций;
· аутсорсинг функций управления персоналом;
· аутсорсинг маркетинговых функций;
· аутсорсинг финансовых функций и пр. [3].
Самостоятельные виды аутсорсинга и уже сложившаяся практика применения данной методологии бизнеса дают возможность утверждать, что всем сферам деятельности современной организации доступно использование аутсорсинга (рис. 1).
Рисунок 1. Использование аутсорсинга в отраслях мировой экономики
Главная идея аутсорсинга – разделение труда, чтобы повысить эффективность деятельности организации.
Аутсорсинг основан на принципе: если организация не может выполнять определённые процессы, то она передаёт их на исполнение предприятию, обладающей определёнными компетенциями в этой сфере деятельности.
Среди зарубежных компаний аутсорсинг, несомненно, всё больше завоёвывает большую популярность. Иностранные компании пользуются данным методом управления бизнесом довольно давно. Большая часть неосновных бизнес-процессов в организации, начиная с уборки помещений, завершая ведением бухгалтерского учёта, организацией обучения, процесса закупок передаётся на аутсорсинг. Главная мотивация зарубежных организаций – сокращение рисков работы в новой для них юридической и фискальной среде.
На мировом рынке, по сравнению с другими странами, абсолютным лидером по использованию услуг аутсорсинга являются США. Их сумма затрат на аутсорсинг – 4,2 млрд. долл. Компании США являются в основном заказчиками услуг, а исполнители аутсорсинговых услуг – компании Северной и Южной Америки, Азии, а также компании восточных стран Европы (Рисунок 2) [2].
Рисунок 2. Затраты на аутсорсинг по экономическому региону «Америка» за 2015г., млрд. долл.
Для российских компаний мотивация другая. Они передают на аутсорсинг функции, позволяющие уменьшить расходы.
В РФ услугами аутсорсинга в наибольшей степени пользуются крупные организации с прозрачным или полностью легальным бизнесом, а также зарубежные компании, которые присутствуют на российском рынке.
В России аутсорсинг начал развиваться с 1990-х годов, и в целом соответствует мировым тенденциям. Однако, отметим, что объём рынка и спектр предлагаемых услуг существенно отстают от развитых стран Главные направления аутсорсинга не ключевых бизнес – процессов с РФ показаны на рисунке 3.
Рисунок 3. Направления развития аутсорсинга не ключевых бизнес-процессов в России
Согласно данным рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») в 2011 году суммарная выручка ведущих поставщиков услуг аутсорсинга функций HR и бухгалтерии составила 5 млрд. руб., а в 2015 г. этот показатель достиг 6 млрд. долларов США. Это позволяет сказать о том, что рассматриваемый рынок растёт и развивается [4].
По сравнению с западными компаниями, которые в течение уже длительного периода времени привлекают подрядчиков, которые выполняют не только учётно – операционные функции, но и консультационные услуги (риск – менеджмент, финансовое планирование и пр.), российские компании с достаточной осторожностью прибегают к последним, однако всё больше развиваясь в последнее время.
Так по данным отчётов «Эксперт РА» выручка компаний, которые работают на российском рынке аутсорсинга учётных функций, увеличивается, однако прослеживается заметное снижение показателя по приросту к суммарной выручке (рис. 4).
Рисунок 4. Изменения показателей компаний, работающих на российском рынке аутсорсинга учётных функций на 20102014 гг.
Но несмотря на заметное сокращение прироста основного показателя – выручки, в России каждый год наблюдается прирост компаний этого направления на 15–20% [4].
Рассматривая аутсорсинг в период глобализации, можно сделать вывод, что совсем скоро аутсорсинг будет привлекать на себя всё больше функций предприятий – заказчиков.