Статья:

Анализ развития аутсорсинга как фактора экономики

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Романова А.А. Анализ развития аутсорсинга как фактора экономики // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ развития аутсорсинга как фактора экономики

Романова Алёна Андреевна
студент, финансово-экономический факультет, бакалавриат ГБОУ ВПО МО «Технологический Университет», РФ, г. Королёв
Салманов Олег Николаевич
научный руководитель, д-р экон. наук, проф., финансово-экономический факультет, ГБОУ ВПО МО «Технологический Университет», РФ, г. Королёв

 

В настоящее время в условиях глобализации производственной и хозяйственной деятельности компании осуществляют свою деятельность в условиях жёсткой конкуренции. В последние годы одной из наиболее удачных бизнес-моделей, которые позволяют достичь настоящее конкурентное превосходство, является аутсорсинг.

Организации, в большинстве международные – банки, финансовые корпорации, инвестиционные и страховые компании, промышленные предприятия, оценивают аутсорсинг в сфере бизнес-процессов как один из факторов, образующих конкуренцию [1].

 Необходимость использования аутсорсинга в международных организациях объяснимо тем, что он позволяет с наибольшей эффективностью использовать сильную сторону участников международных отношений, добиться конкурентного преимущества за счёт возможностей каждой из сторон выполнять функции.

Экономическая и инновационно-технологическая система РФ развивается наряду с общемировыми тенденциями, а в следствие этого, аутсорсинг, как наиболее эффективная форма управления бизнесом, всё больше проникает на российский рынок. Именно поэтому изучение основных тенденций и особенностей современного развития аутсорсинга в России становится актуальным.

Целью данной работы является изучение аутсорсинга как фактора развития экономики и возможности его применения в деятельности международных и российских компаний.

Актуальность работы определяется тем, что сегодня невозможно представить развитие мировой экономики без использования аутсорсинга, с помощью которого предприятия в значимой мере повышают свою конкурентные способности путём снижения издержек, рационализации производственной и управленческой деятельности.

Аутсорсинг – стратегия управления бизнесом, которая направлена концентрировать ресурсы организации, внимание и усилия её менеджмента на главных задачах бизнеса, и передавать второстепенные функции под управление специализированных сервис-провайдеров [3].

В зависимости от различных видов деятельности выделяют самостоятельные виды аутсорсинга:

·     аутсорсинг информационных технологий;

·     аутсорсинг производственных функций;

·     аутсорсинг логистических функций;

·     аутсорсинг функций управления персоналом;

·     аутсорсинг маркетинговых функций;

·     аутсорсинг финансовых функций и пр. [3].

Самостоятельные виды аутсорсинга и уже сложившаяся практика применения данной методологии бизнеса дают возможность утверждать, что всем сферам деятельности современной организации доступно использование аутсорсинга (рис. 1).

 

Рисунок 1. Использование аутсорсинга в отраслях мировой экономики

 

Главная идея аутсорсинга – разделение труда, чтобы повысить эффективность деятельности организации.

Аутсорсинг основан на принципе: если организация не может выполнять определённые процессы, то она передаёт их на исполнение предприятию, обладающей определёнными компетенциями в этой сфере деятельности.

Среди зарубежных компаний аутсорсинг, несомненно, всё больше завоёвывает большую популярность. Иностранные компании пользуются данным методом управления бизнесом довольно давно. Большая часть неосновных бизнес-процессов в организации, начиная с уборки помещений, завершая ведением бухгалтерского учёта, организацией обучения, процесса закупок передаётся на аутсорсинг. Главная мотивация зарубежных организаций – сокращение рисков работы в новой для них юридической и фискальной среде.

На мировом рынке, по сравнению с другими странами, абсолютным лидером по использованию услуг аутсорсинга являются США. Их сумма затрат на аутсорсинг – 4,2 млрд. долл. Компании США являются в основном заказчиками услуг, а исполнители аутсорсинговых услуг – компании Северной и Южной Америки, Азии, а также компании восточных стран Европы (Рисунок 2) [2].

 

Рисунок 2. Затраты на аутсорсинг по экономическому региону «Америка» за 2015г., млрд. долл.

 

Для российских компаний мотивация другая. Они передают на аутсорсинг функции, позволяющие уменьшить расходы.

В РФ услугами аутсорсинга в наибольшей степени пользуются крупные организации с прозрачным или полностью легальным бизнесом, а также зарубежные компании, которые присутствуют на российском рынке.

В России аутсорсинг начал развиваться с 1990-х годов, и в целом соответствует мировым тенденциям. Однако, отметим, что объём рынка и спектр предлагаемых услуг существенно отстают от развитых стран Главные направления аутсорсинга не ключевых бизнес – процессов с РФ показаны на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Направления развития аутсорсинга не ключевых бизнес-процессов в России

 

Согласно данным рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») в 2011 году суммарная выручка ведущих поставщиков услуг аутсорсинга функций HR и бухгалтерии составила 5 млрд. руб., а в 2015 г. этот показатель достиг 6 млрд. долларов США. Это позволяет сказать о том, что рассматриваемый рынок растёт и развивается [4].

По сравнению с западными компаниями, которые в течение уже длительного периода времени привлекают подрядчиков, которые выполняют не только учётно – операционные функции, но и консультационные услуги (риск – менеджмент, финансовое планирование и пр.), российские компании с достаточной осторожностью прибегают к последним, однако всё больше развиваясь в последнее время.

Так по данным отчётов «Эксперт РА» выручка компаний, которые работают на российском рынке аутсорсинга учётных функций, увеличивается, однако прослеживается заметное снижение показателя по приросту к суммарной выручке (рис. 4).

 

Рисунок 4. Изменения показателей компаний, работающих на российском рынке аутсорсинга учётных функций на 2010­2014 гг.

 

Но несмотря на заметное сокращение прироста основного показателя – выручки, в России каждый год наблюдается прирост компаний этого направления на 15–20% [4].

Рассматривая аутсорсинг в период глобализации, можно сделать вывод, что совсем скоро аутсорсинг будет привлекать на себя всё больше функций предприятий – заказчиков.

 

Список литературы:
1. Лактионова О. Е. Услуги финансового аутсорсинга на мировом рынке // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2015. – № 23 (257). – С. 22–32.
2. Лактионова О.Е. Тренды глобального финансового аутсорсинга как инструмента в управлении финансами // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 5. – С. 63–72.
3. Никулина О. В., Мурадян С. Г. Направления развития аутсорсинга в практике международного бизнеса // Экономика и предпринимательство. – 2013. - № 8(37). – С. 575–580.
4. Савченко И.П., Семыкина И. Современные аспекты развития и использования аутсорсинга в российской федерации // Бюллетень науки и практики. – 2016. – № 4 (5). – С. 414–421.