Влияние эмиграции на творчество Фёдора Ивановича Шаляпина.
Секция: История и археология
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Влияние эмиграции на творчество Фёдора Ивановича Шаляпина.
Фёдор Иванович Шаляпин родился 1 февраля 1873 году в городе Казань. Был солистом Большого и Мариинского театров, и театра Метрополитен Опера. С 1918 года по1921 год был художественным руководителем Мариинского театра. О Фёдоре Шаляпине ходила слава, что он умеет соединять в своём творчестве – прирождённую музыкальность, вокальные данные и актёрское мастерство. Также он снимался в кино и увлекался скульптурой, живописью и графикой.
В 1883 году Фёдор Иванович впервые попал в театр на постановку пьесы П.П.Сухонина «Русская свадьба». Он в прямом смысле этого слова «заболел» театром и старался не пропускать ни одного спектакля. Больше всего ему нравилась опера. Самое большое впечатление произвела на него опера М. И. Глинки «Жизнь за царя». В Казани Шаляпин начинает пытаться устроиться на работу в театр. И только в 1889 году его принимают статистом в престижный хор Серебрякова.
О музыке Шаляпин никогда не забывал. Научившись нотной грамоте, Фёдор Иванович старался все свое свободное время посвящать музыке ...
В 1899 году Шаляпина пригласили в Большой театр, где он имел ошеломляющий успех. Сценическая жизнь певца превратилась в грандиозный триумф. В 1900 году его приглашают в знаменитый миланский La Scala. После пребывания в Италии певца стали каждый год приглашать на гастроли за рубеж. О Шаляпине стали говорить, что он лучший бас всех времён и народов. Его первого из русских певцов признали во всём мире. В опере он создал уникальные и великие образы. Говорят, что перепеть оперу можно, превзойти Шаляпина – никогда. В 1918 году Шаляпин стал одним из первых деятелей искусств, удостоенных звания народного артиста Республики. Мировая война, революции и гражданская война в России на время «поставили крест» на зарубежных гастролях певца. В период с 1914 по 1920 годы Шаляпин не выезжал из России.
Ещё в 1911 году интеллигенция России начала травлю Шаляпина за его коленопреклонение царю. В 20-е годы уже при Советской власти Шаляпин опять подвергся травле. И опять это был тот же круг интеллигентов. Основной причиной было то, что Фёдор Иванович очень любил красивую, богатую и шикарную жизнь. А заработок, который он имел, не позволял ему, как следует развернуться. Как и многие интеллигенты, Шаляпин очень стыдился своей творческой работы. И это очень мешало стать ему счастливым гражданином Советского Союза.
После окончания Гражданской войны Шаляпин подаёт прошение на выезд за границу. В мая 1921 года на заседании Политбюро ЦК РКП(б) обсуждается вопрос о разрешении Шаляпину выехать за границу. Но многим это не дает покоя. Одним из таких был Луначарский. Он говорил, что рано или поздно Шаляпин от нас убежит, что разница между его заработком в России и за границей очень велика. Но Шаляпина выпускают из России в США с условием, что половину гонораров он будет отдавать советской власти. Певец соглашается, но его семье не разрешают покинуть родину вместе с ним. Фактически они являются заложниками на своей родине. Только к 1927 году Шаляпин смог перевести за границу своих детей и родственников. Остаётся только его первая жена Иола. По происхождению она была итальянка. Иола проживёт в СССР до преклонных лет и только в 1970-е годы её отпустят умирать на родину, в Италию.
Первым иностранным городом для Шаляпина станет Рига. Там Фред Гайсберг, английский импресарио, вручит ему чек на 200 фунтов стерлингов. Это будут проценты за продажу пластинок, записанных ещё до войны в 1913 году. На эти деньги Шаляпин купит себе новый гардероб. Затем на борту океанского лайнера Фёдор Иванович поплывёт в Америку.
Чтобы немного подзаработать, Шаляпин даёт концерты прямо на корабле. Но наибольшую прибыль ему приносят наспех сделанные рисунки, которые он потом продаёт пассажирам корабля. За этот рейс Фёдор Иванович заработал около 3-х тысяч долларов.
В начале 1922 года Шаляпин на несколько месяцев возвращается в СССР. То, что он видет неприятно его поражает. Именно это заставляет его принять окончательное решение – переехать в США. В июне 1922 года на пароходе Шаляпин уезжает в Ревель, а оттуда в Германию.
Приезжая в Америку Шаляпин получает предложение написать мемуары. В них он описывает свои американские впечатления, что в Америке труд почитается не только необходимостью, но и удовольствием, чем больше он ездил по этой стране, тем больше укреплялся в убеждении, что только труд может сделать людей богатыми, а может быть, и счастливыми. Среди наблюдений - поразившее его стремление американцев к прекрасному. Его поразило, что почти в каждом американском городе есть свой симфонический оркестр.
В Америке Шаляпин начинает выступать в опере и на частных вечеринках. Его годовой заработок приближается к 100 тысячам долларов. После выплаты 50% Советскому руководству у него остаются очень приличные деньги. Шаляпин гастролирует почти во всех странах мира - Англия, Америка, Канада, Китай, Япония, Гавайские острова. С 1930 Фёдор Иванович выступал в труппе «Русская опера». Спектакли этой труппы славились очень высоким постановочным уровнем.
Ещё одно из его увлечений – это съёмка в кино. В конце лета 1932 года Шаляпин исполняет главную роль в кинофильме «Дон-Кихот» австрийского кинорежиссёра Георга Пабста по одноименному роману Сервантеса. Фильм был снят сразу на двух языках – английском и французском. Музыку к фильму написал Жак Ибер. Съемки проходили близ города Ницца. После выхода фильма в Лос-Анджелесе, его посмотрел весь цвет кинематографа. К дверям гримёрной Федора Ивановича, выразить своё восхищение, приходили звёзды Голливуда.
Столь же велик был Шаляпин и в камерно-вокальном исполнительстве. Ещё он создал своеобразный «Театр романса». В 1935 году Шаляпина избрали членом Королевской Академии музыки. В его репертуаре было около 70 партий.
В течении пяти лет турне по Америке давали Шаляпину ощущение стабильности и материальной устойчивости. Успех в Америке с каждым годом всё увеличивался. Приезд в каждый новый город сопровождался торжественной встречей. В Бостоне в честь Шаляпина на железнодорожной платформе пел хор студентов. Они исполняли «Эй, ухнем!». После триумфальных спектаклей Фёдору Ивановичу вручили символический ключ от города. В церемонии вручения принимает участие мэр Бостона. В 20-30-х годах Шаляпиным было записано около 300 грамзаписей.
У Шаляпина начинается «настоящая жизнь». И одновременно с ней появляются новые страхи. Страх простудиться и потерять голос. Он начинает впервые в жизни откладывать деньги на ренту. И скоро сбывается его мечта – Шаляпин становится рантье. В марте 1925 года семья Шаляпина в Париже переселяется в новый пятиэтажный дом. Для него это не просто дом – это осуществление мечты об устойчивом укладе жизни. Вся семья занимает только один этаж, остальные квартиры Шаляпин сдаёт внаем. А значит имеет постоянный доход.
Квартира певца была похожа на музей: старинная мебель, гобелены, вазы и статуэтки. Фёдор Иванович был большим любителем антиквариата. Жена и все дети от первого и второго брака, кроме старшей Ирины, живут с ним.
Летом 1927 года Федор Иванович отправляется к отцу Георгию Спасскому в собор Александра Невского. В этом соборе встречаются русские беженцы. Во дворе церкви Шаляпина окружили русские дети и инвалиды, просившие милостыню. И Фёдор Иванович выписывает банковский чек на пять тысяч франков для помощи детям российских эмигрантов. Это событие, благодаря белоэмигранту Спасскому, попало в русскоязычную газету «Возрождение». Таким образом Спасский хотел поблагодарить Фёдора Ивановича за сочувствие к несчастным детям. Но короткая заметка не прошла не замеченной на родине артиста. Она дала повод к активной травле Шаляпина. Добрый, сердечный поступок был расценен, как поддержка белоэмиграции.
Первые осуждения высказал В. В. Маяковский в варшавской газете. А в начале июня 1927 года «Комсомольская правда» публикует его большое стихотворение «Господин «народный артист». В котором он не хорошо отзывается о Шаляпине.
Русские эмигранты считали Владимира Маяковского – большевистским подпевалой. В парижских «Последних новостях», в одной из самой популярной эмигрантской газете, Дон Аминадо пишет о Маяковском, что он маньяк, жрущий по неисчислимым добавочным пайкам, требует себе прижизненного монумента на Красной площади, что он прокладывает путь от прохвоста к сверхчеловеку. Поэтому у Маяковского были свои личные счёты с русской эмиграцией. Шаляпин стал удобной мишенью для политического самоутверждения Маяковского. Он намеренно придал сложившейся ситуации политический масштаб.
В конце июня 1927 года Горький написал письмо Шаляпину. В нём он пытался успокоить своего друга, что звание народного артиста данное Совнаркомом может быть аннулировано только Совнаркомом. Но М. Горький ошибся. Вопрос о лишении Шаляпина звания уже обсуждался. В августа 1927 года Совнарком РСФСР принял постановление о лишении Шаляпина звания народного артиста.
Попытка Ф. И. Шаляпина защитить на родине свою честь была воспринита в штыки. Советский журналист Михаил Кольцов в «Красной газете» от конца июня 1927 года цитировал Шаляпина, что он сейчас не может и не хочет возвращаться в Россию, что ему там горчицей морду вымазали, а на такие вещи даже лакеи обижаются.
По мнению Кольцова – вид русского зрителя, его потёртая толстовка и несвежие башмаки противны Шаляпину, что ему хочется другого зрительного зала – чёрных фраков, тугих накрахмаленных грудей, жемчугов на нежной коже женщин.
Ещё одним из осуждающих Ф. И. Шаляпина стал В. И. Немирович-Данченко. Вернувшись из-за границы в январе 1928 года. Владимир Иванович говорит в «Красной газете», что поддерживает санкции правительства о лишении Фёдора Ивановича звания народного артиста и цитирует недавно сказанные ему слова Шаляпина, мол приедет он в Россию на годочек, вот только капиталец подкопит.
Такого рода публикации очень сильно формировали общественное мнение. Имя Шаляпина стало отныне синонимом нравственного падения. Шаляпин для всех стал человеком низменных, сомнительных моральных устоев, предпочитающий сытое благополучие духовным ценностям, что он продал душу за деньги и убежал от своего народа к его заклятым врагам.
Лишение звания народного артиста было не единственной санкцией советской власти по отношению к Шаляпину. Фёдора Ивановича вызвали в посольство СССР. Посол X. Раковский объявил артисту, что его лишили советского гражданства. Он, как мог, тактично и мягко преподнёс эту новость Шаляпину. И тем не менее, по словам Раковского, Шаляпин разрыдался. Его с трудом удалось успокоить. Посол Раковский сочувствовал Фёдору Ивановичу. Но он хорошо понимал политическую ситуацию в СССР.
Позднее от «сталинской руки» погибли Х. Раковский и М. Кольцов. В 1930 году застрелился В. В. Маяковский. А Ф. И. Шаляпин провёл свои последние годы в славе и авациях.
В 1935–1936 годах Шаляпин вместе с аккомпаниатором Жоржем де Годзинским отправляется в свои последние гастроли на Дальний Восток – Маньчжурия, Китай и Япония он дал 57 концертов.
Фёдор Иванович Шаляпин умер 12 апреля 1938 в Париже. И был похоронен на парижском кладбище Батиньоль. А 29 октября 1984 года прах певца был перевезен в Москву и захоронен на Новодевичьем кладбище.
10 июня 1991 года Советом Министров РСФСР было принято решение о восстановлении Ф. И. Шаляпину, посмертно, звания Народного артиста Республики.