Статья:

Анализ эффективности деятельности образовательной системы на примере Института водного транспорта города Якутск

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Социология

Выходные данные
Будищева В.В., Ятманкина Л.П. Анализ эффективности деятельности образовательной системы на примере Института водного транспорта города Якутск // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 7 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ эффективности деятельности образовательной системы на примере Института водного транспорта города Якутск

Будищева Вероника Владиславовна
студент, филиала Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, РФ, Республика Саха (Якутия), г Якутск
Ятманкина Лидия Петровна
студент, филиала Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, РФ, Республика Саха (Якутия), г Якутск
Кардашевская Алена Анатольевна
научный руководитель, канд. филос. наук, доц., Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики РФ, РФ, Республика Саха (Якутия), г Якутск

 

Якутский институт водного транспорта (филиал) федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирская государственная академия водного транспорта» является обособленным структурным подразделением академии по подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием.

Филиал ведет образовательную деятельность согласно лицензии Рособрнадзора, регистрационный №1850 от 08 сентября 2011 года (бессрочная), приложения № 8.1, в котором указаны основные образовательные программы, реализуемые в ЯИВТ, а также на основании свидетельства о государственной аккредитации серия 90А01 № 0000360 регистрационный номер 0357 от 29.12 2012 г. (свидетельство действительно до 29.12.2018 г.)

Общее руководство филиалом осуществляет ученый совет, ректор и ректорат академии, непосредственное руководство – Совет филиала и директор, действующий на основании доверенности, выданной ректором Академии 06.01.2014 г. № 06 -14.

В своей деятельности филиал руководствуется:

·     законодательством Российской Федерации;

·     нормативными документами Министерства образования и науки РФ;

·     Уставом ФГБОУ ВО «НГАВТ»;

·     Положением о Якутском институте водного транспорта (филиале), утвержденным ректором ФБОУ ВПО «НГАВТ» 27.07.2011 г.;

·     Государственными образовательными стандартами (2 поколение) и Федеральными государственными образовательными стандартами (3 поколение) по основным образовательным программам, имеющимся в приложениях к лицензии ЯИВТ;

·     решениями Ученого совета НГАВТ;

·     решениями Совета ЯИВТ и внутренними нормативными актами.

ЯИВТ находится в непосредственном подчинении Новосибирской государственной академии водного транспорта и имеет право осуществлять образовательную, научно-исследовательскую, хозяйственную, социальную и иные виды деятельности, разрешенные законодательством РФ и в соответствии с указанной выше лицензией.

Организационно-правовая форма – государственная.

Функции учредителя исполняет Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Институт водного транспорта города Якутск был открыт 1 сентября 1985 года. Якутский институт водного транспорта является филиалом Новосибирской государственной академии водного транспорта. Учебное заведение рассчитано на 800 учащихся. В настоящие время учится 353 курсантов, а также 53 студента (очного отделения).

Якутский институт водного транспорта представляет собой своеобразную лабораторию, в которой апробируются современные образовательные технологии. В ЯИВТ работает 61 педагог, среди них, имеющих награды:

·     Заслуженный работник образования – 1 человек.

·     Имеющие звание «Отличник просвещения» – 9 человек.

·     Почетный работник общего образования РФ – 6 человек.

В школе 31 педагог имеет высшую категорию, 13 – первую.

ЯИВТ суверен и самоуправляем, имеет свой Устав. Преподавателю предоставлено право на творческое самовыражение, выбор форм и методов обучения и воспитания, на авторство учебных планов и программ.

В первый день прохождения практики в Якутском институте водного транспорта (далее – ЯИВТ) проходило ознакомление с локальными документами регламентирующие деятельность ЯИВТ. Исходя из этого можно сделать следующие выводы:

Данный институт выпускает специалистов как высшего, так и средне – профессионального образования очной и заочной формы обучения по следующим отделениям:

Организационная структура управления ЯИВТ.

Организационная структура общеобразовательного учреждения – это состав и соподчиненность взаимосвязанных звеньев в ее управлении, которые включают аппарат управления и производственные (учебные) подразделения. Организационная структура состоит из совокупности взаимосвязанных звеньев управления.

Аппарат управления – коллектив работников управляющей системы (администрация ЯИВТ), наделенный правами координации деятельности подразделений, имеющий помещение, технические средства, штатное расписание, положение о структурных подразделениях и должностные инструкции.

Структурное подразделение – самостоятельная часть звена управления, выполняющая определенные задачи управления на основе положения о структурном подразделении.

Структурой управления предусмотрено разделение сфер влияния на:

1.  учебную;

2.  хозяйственную;

3.  финансовую;

4.  воспитательную.

Кроме того, непосредственно директору подчиняются заведующий практикой и начальник библиотеки (старший библиотекарь).

Вопросами кадровой политики на предприятии занимается отдел кадров. Но при приеме нового преподавателя на работу он обращается непосредственно к директору и заместителю директора по учебной работе.

Структура устанавливает взаимоотношения уровней управления и функциональных подразделений, которые позволяют наиболее эффективно достигать целей института.

По характеру трудовых функций можно сделать следующие выводы персонал подразделяется на учебных работников и администрацию.

Учебные работники или производственный персонал, осуществляет трудовую деятельность.

Административные служащие или управленческий персонал осуществляет организацию деятельности людей, административно-хозяйственные, финансово-бухгалтерские, снабженческие, юридические и другие виды работ. Управленческий персонал подразделяется на две группы: руководители и специалисты.

Соотношение отдельных групп работников образуют структуру персонала или социальную структуру организации. Она может быть статистической и аналитической.

Следует отметить, что Якутский институт водного транспорта – двухуровневое учебное заведение, в котором ведет обучение как по программам среднего профессионального образования, так и по программам высшего профессионального образования. В настоящее время, несмотря на имеющуюся лицензию на ведение образовательной деятельности по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» на СПО, временно приостановлен набор абитуриентов. Следовательно, встал вопрос о необходимости обоснования принимаемых мер для возобновления набора в целях повышения эффективности деятельности данного учебного заведения.

Таким образом, необходимо принять во внимание, что студенты СПО, получившие специальность «Бухгалтер», будут иметь возможность обучения в высшей школе по сокращенным учебным планам. Данное обстоятельство, на наш взгляд, призвано вызвать интерес выпускников к нашему учебному заведению, а следовательно, решить некоторые профориентационные задачи с набором и повысить эффективность деятельности ЯИВТ.

Для решения данной задачи необходимо провести следующие мероприятия: во-первых, рассмотреть возможность составления «сквозных» учебных планов, которые позволят студентам, перешедшим в высшую школу, учиться не 5 лет, а 3 года; во-вторых, сделать анализ необходимого соотношения профессорско-преподавательского состава; в-третьих, рассмотреть условия материально-технической базы; в-четвертых рассмотреть финансовую часть

В целом, результаты оценки эффективности деятельности Якутского института водного транспорта свидетельствуют, что по основным критериям и показателям группы специальностей соответствуют требованиям Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Проблемы в деятельности Якутского института водного транспорта.

Исходя из анализа эффективности деятельности Якутского института водного транспорта, можно выделить следующие проблемы и недостатки:

1.  Для учебного процесса не хватает использование электронного документооборота.

2.  Книгообеспеченность основной учебной литературой студентов высшего образования – 34,5%, по циклу специальных дисциплин –28,7%. В среднем книгообеспеченность в расчете на единицу контингента составляет 2,85 экземпляров на одного студента, обеспеченность учебно–методической литературы составляет 1,5 экземпляров на одного студента.

3.  Слабый контроль качества успеваемости и посещаемости студентов, а также нет электронного учета успеваемости и посещаемости занятий с функцией доступности родителей к нему через Интернет.

4.  Не в полном объеме проводилась профориентационная работа.

5.  Не разработана система кадрового обеспечения и повышения квалификации преподавателей по образовательным программам ВПО.

6.  Не налажена система планового повышения квалификации преподавателей ВПО.

7.  Слабо отрегулирована работа по привлечению молодых специалистов к преподавательской деятельности, поступлению в аспирантуру.

8.  Не достаточно обновлена материально-техническая база института, а именно тренажерным оборудованием, в соответствии с международными требованиями, современными тенденциями развития морской техники и оборудования.

3.1      Основные направления по повышению эффективности деятельности Якутского института водного транспорта

1.  Для достижения поставленной цели в повышении эффективности деятельности необходимо улучшить систему профориентационной работы среди выпускников средне–образовательных учреждений.

Для привлечения абитуриентов использовать следующие формы профориентационной и рекламно-информационной работы:

·     Закрепление преподавателей института за школами г. Якутска и пригорода с целью проведения в школах профориентационной работы;

·     Проведение Дней открытых дверей;

·     Участие в ежегодной городской ярмарке учебных мест и вакансий;

·     Проведение экскурсий для школьников в музее речников Ленского бассейна, располагающегося в здании института;

·     Размещение информации в справочниках учебных заведений Республики Саха (Якутия), средствах массовой информации;

·     Выступление агитбригады института с концертной программой в школах г. Якутска и пригородах.

·     Проведение профориентационной работы со школьниками на пассажирском теплоходе «Демьян Бедный» во время культурно-массовых выездов на природу;

·     Изготовление буклетов, рекламных плакатов и наружной рекламы;

·     Регулярное обновление информации на сайте института и т.д.

·     Наладить систему планового повышения квалификации преподавателей ВПО.

2.  Для обеспечения института кадрами нужно разработать систему кадрового обеспечения и повышения квалификации преподавателей по образовательным программам ВПО.

·     Заложить в смету расходов стоимость прохождения преподавателями курсов повышения квалификации.

·     Больше привлекать действующих работников предприятий отрасли и квалифицированных кадров из плавсостава к научно-педагогической деятельности.

3.  Изучать мониторинг потребности рынка труда Республики Саха (Якутия) по транспортным направлениям с целью выявления новых направлений профессиональной подготовки.

4.  Вести работу по привлечению молодых специалистов к преподавательской деятельности, поступлению в аспирантуру.

5.  Обновлять материально-техническую базу института, а именно тренажерным оборудованием, в соответствии с международными требованиями, современными тенденциями развития морской техники и оборудования.

6.  Создавать новые лаборатории на базе малых инновационных предприятий.

7.  Для повышения качества услуг, увеличения динамики набора и выпуска студентов, заинтересованности в финансировании образовательного учреждения институту нужно переходить на нормативно – подушевое финансирование.

 

Список литературы:
1. Дмитриев Ю. Управление персоналом в современных условиях. / Дмитриев Ю., Краев А. –Владимир, Собор, 2011. – 272 с.
2. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА, 2006. – 567 с.
3. Основы управления персоналом / под ред. Генкина Б.М., – М.: Проспект, 2009. – 356 с.
4. Теория управления: Учебник / Под ред. Ю.В. Васильева, Н.В. Парахиной, Л.И.Ушвицкого. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2010 – 254 с.
5. Управление персоналом / Под ред. А. Кибанова. М. «Инфра-М», 2012.
6. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 3 е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА М, 2013. – 638 с.
7. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 320 с.