Взаимоотношения студентов и преподавателей: анализ проблемного поля
Секция: Социология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Взаимоотношения студентов и преподавателей: анализ проблемного поля
Существует определенная этика взаимоотношений между преподавателем и студентом. Любой педагог ответственен за предоставление всем студентам возможности изучения материала. После этого он может получить объективную оценку своего труда.
В силу своей должности, преподаватель имеет над студентами некоторую власть, обусловленную ролевыми задачами профессиональной деятельности. Вместе с тем, превышать свои должностные полномочия ему нельзя. Педагог, обладающий профессиональными навыками, должен не только знать материал, который преподает, но также знать особенности студенческой аудитории, методы стимулирования познавательной активности в процессе обучения в границах этических норм.
Причин нарушения этических норм взаимоотношений может быть множество, например: требование педагога к студентам разделять его нормы, ценности и философию там, где есть место для выражения своего личного мнения; халатное отношение к подготовке к занятию, как со стороны студентов, так и со стороны педагога; нарушение принципов уважения студентов, высмеиванием их идей и другие.
Также преподаватель должен уметь находить подход к каждому студенту. Для этого первоначально педагогу необходимо выучить имена студентов, а не только фамилии, это покажет, что преподаватель относится к студентам уважительно, что приведет к подобному результату со стороны студентов и вероятность возникновения конфликтных ситуаций снизится. Существует много типов студентов: податливые, уступчивые; независимые; «герои»; молчащие и ищущие внимания. И все они не похожи друг на друга.
Поэтому возникают ситуации, когда преподавателю не удается найти к какому-либо студенту подход и с этого начинаются проблемы во взаимоотношении между преподавателем и студентом.
Об актуальности вопросов качества взаимоотношений говорят результаты многочисленных внутривузовских исследований. Так, например, в институте гостеприимства города Санкт-Петербурга в 2012–2014 гг. проводились анкетирования с целью выявления частоты конфликтов между студентами и преподавателями. Всего было проанализировано 186 анкет. В анкетировании принимали участие студенты всех курсов и форм обучения. По статистическим данным известно, что в целом студенты оказались довольны работой преподавателей – 172 человека (93,5%), качеством преподавания – 159 человек (85,5%). Лишь 29 человек (15,6%) отмечали излишне жесткий и недоброжелательный стиль поведения отдельных педагогов.
На основе результатов социологических исследований в вузоской среде современной России, наблюдений, данных сайтов различных вузов, обсуждений в социальных сетях был разработан каталог проблем в сфере взаимодействий студентов с преподавателями в период обучения в вузе.
Таблица 1.
Каталог проблем в сфере взаимодействий студентов с преподавателями в период обучения в вузе
№ |
Наименование проблемы |
1 |
Психологическая неготовность преподавателей и студентов к взаимному диалогу |
2 |
Статусно-ролевой конфликт преподавателей и студентов |
3 |
Низкий статус преподавателя в оценках студента; |
4 |
Недооценка преподавателем значения педагогического общения со студентами |
5 |
Несоответствие ожиданий студента от образовательного процесса и реальной ситуации на занятиях |
6 |
Несогласованность целей |
7 |
Соотношение формального и неформального общения со студентами |
В разработанном каталоге проблем проведем анализ причинно-следственных связей путем попарных сравнений проблем на предмет соотношения «причина-следствие». В таблице 2 номера проблем соответствуют цифровым кодам, присвоенным проблемам в таблице 1.
Таблица 2.
Анализ причинно-следственных связей в каталоге проблем взаимодействий студентов с преподавателями в период обучения в вузе
Х |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
∑ |
R |
1 |
X |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
5 |
1 |
2 |
0 |
X |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
3 |
3 |
3 |
0 |
0 |
X |
0 |
1 |
1 |
0 |
2 |
5 |
4 |
0 |
1 |
1 |
X |
0 |
1 |
1 |
4 |
2 |
5 |
0 |
0 |
0 |
1 |
X |
0 |
0 |
1 |
6 |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
X |
0 |
0 |
7 |
7 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
X |
3 |
3 |
Анализ причинно-следственных связей в каталоге проблем показал, что на первом месте по степени значимости находится проблема психологической неготовности преподавателей и студентов к взаимному диалогу.
Для преодоления проблемной ситуации были разработаны целевые ориентиры, которые представлены фрагментом дерева целей обеспечения конструктивных взаимодействий студентов с преподавателями в период обучения в вузе.
Таблица 2.
Фрагмент дерева целей обеспечения конструктивных взаимодействий студентов с преподавателями в период обучения в вузе
C0 |
Создание атмосферы для взаимного диалога, путем проведения совместных мероприятий, тренингов, семинаров и т.д. |
C1 |
Проведение тренингов и семинаров для овладения техникой педагогического мастерства и техникой педагогического общения |
C2 |
Создание обстановки для неформального и легкого общения, что позволит обеим сторонам лучше узнать друг друга |
C1.1 |
Проведение опросов и выявления на основе полученных данных, причин недовольства студентов |
C1.2 |
Ознакомление студентов и преподавателей с Кодексом этических норм вуза |
C2.1 |
Повышение статуса преподавателя путем проведения совместных неформальных мероприятий со студентами |
C2.2 |
Мотивация студентов на получение знаний, что позволит совмещать цели, как студентов, так и преподавателей |
Таким образом, можно сказать, что в качестве областей для совершенствования в сфере обеспечения конструктивных взаимодействий студентов с преподавателями в период обучения в вузе можно назвать создание атмосферы для взаимного диалога, путем проведения совместных мероприятий, тренингов, семинаров и т.д.