Статья:

Взаимоотношения студентов и преподавателей: анализ проблемного поля

Конференция: XLVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Социология

Выходные данные
Кожевникова Ю.А., Петренко А.А., Садовый Е.Г. [и др.] Взаимоотношения студентов и преподавателей: анализ проблемного поля // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(46). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(46).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Взаимоотношения студентов и преподавателей: анализ проблемного поля

Кожевникова Юлия Андреевна
студенты экономического факультета ФГБОУ ВО «Ставропольский ГАУ, РФ, г. Ставрополь
Петренко Андрей Алексеевич
студенты экономического факультета ФГБОУ ВО «Ставропольский ГАУ, РФ, г. Ставрополь
Садовый Евгений Германович
студенты экономического факультета ФГБОУ ВО «Ставропольский ГАУ, РФ, г. Ставрополь
Волобуев Егор Анатольевич
студенты экономического факультета ФГБОУ ВО «Ставропольский ГАУ, РФ, г. Ставрополь
Ивашова Валентина Анатольевна
научный руководитель, канд. социол. наук, доц., доц. кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Ставропольский ГАУ», РФ, г. Ставрополь

 

Существует определенная этика взаимоотношений между преподавателем и студентом. Любой педагог ответственен за предоставление всем студентам возможности изучения материала. После этого он может получить объективную оценку своего труда.

В силу своей должности, преподаватель имеет над студентами некоторую власть, обусловленную ролевыми задачами профессиональной деятельности. Вместе с тем, превышать свои должностные полномочия ему нельзя. Педагог, обладающий профессиональными навыками, должен не только знать материал, который преподает, но также знать особенности студенческой аудитории, методы стимулирования познавательной активности в процессе обучения в границах этических норм.

Причин нарушения этических норм взаимоотношений может быть множество, например: требование педагога к студентам разделять его нормы, ценности и философию там, где есть место для выражения своего личного мнения; халатное отношение к подготовке к занятию, как со стороны студентов, так и со стороны педагога; нарушение принципов уважения студентов, высмеиванием их идей и другие.

Также преподаватель должен уметь находить подход к каждому студенту. Для этого первоначально педагогу необходимо выучить имена студентов, а не только фамилии, это покажет, что преподаватель относится к студентам уважительно, что приведет к подобному результату со стороны студентов и вероятность возникновения конфликтных ситуаций снизится. Существует много типов студентов: податливые, уступчивые; независимые; «герои»; молчащие и ищущие внимания. И все они не похожи друг на друга.

Поэтому возникают ситуации, когда преподавателю не удается найти к какому-либо студенту подход и с этого начинаются проблемы во взаимоотношении между преподавателем и студентом.

Об актуальности вопросов качества взаимоотношений говорят результаты многочисленных внутривузовских исследований. Так, например, в институте гостеприимства города Санкт-Петербурга в 2012–2014 гг. проводились анкетирования с целью выявления частоты конфликтов между студентами и преподавателями. Всего было проанализировано 186 анкет. В анкетировании принимали участие студенты всех курсов и форм обучения. По статистическим данным известно, что в целом студенты оказались довольны работой преподавателей – 172 человека (93,5%), качеством преподавания – 159 человек (85,5%). Лишь 29 человек (15,6%) отмечали излишне жесткий и недоброжелательный стиль поведения отдельных педагогов.

На основе результатов социологических исследований в вузоской среде современной России, наблюдений, данных сайтов различных вузов, обсуждений в социальных сетях был разработан каталог проблем в сфере взаимодействий студентов с преподавателями в период обучения в вузе.

Таблица 1.

Каталог проблем в сфере взаимодействий студентов с преподавателями в период обучения в вузе

Наименование проблемы

1

Психологическая неготовность преподавателей и студентов к взаимному диалогу

2

Статусно-ролевой конфликт преподавателей и студентов

3

Низкий статус преподавателя в оценках студента;

4

Недооценка преподавателем значения педагогического общения со студентами

5

Несоответствие ожиданий студента от образовательного процесса и реальной ситуации на занятиях

6

Несогласованность целей

7

Соотношение формального и неформального общения со студентами

 

В разработанном каталоге проблем проведем анализ причинно-следственных связей путем попарных сравнений проблем на предмет соотношения «причина-следствие». В таблице 2 номера проблем соответствуют цифровым кодам, присвоенным проблемам в таблице 1.

Таблица 2.

Анализ причинно-следственных связей в каталоге проблем взаимодействий студентов с преподавателями в период обучения в вузе

Х

1

2

3

4

5

6

7

R

1

X

1

1

1

0

1

1

5

1

2

0

X

1

0

1

1

0

3

3

3

0

0

X

0

1

1

0

2

5

4

0

1

1

X

0

1

1

4

2

5

0

0

0

1

X

0

0

1

6

6

0

0

0

0

0

X

0

0

7

7

0

1

1

0

0

1

X

3

3

 

Анализ причинно-следственных связей в каталоге проблем показал, что на первом месте по степени значимости находится проблема психологической неготовности преподавателей и студентов к взаимному диалогу.

Для преодоления проблемной ситуации были разработаны целевые ориентиры, которые представлены фрагментом дерева целей обеспечения конструктивных взаимодействий студентов с преподавателями в период обучения в вузе.

Таблица 2.

Фрагмент дерева целей обеспечения конструктивных взаимодействий студентов с преподавателями в период обучения в вузе

C0

Создание атмосферы для взаимного диалога, путем проведения совместных мероприятий, тренингов, семинаров и т.д.

C1

Проведение тренингов и семинаров для овладения техникой педагогического мастерства и техникой педагогического общения

C2

Создание обстановки для неформального и легкого общения, что позволит обеим сторонам лучше узнать друг друга

C1.1

Проведение опросов и выявления на основе полученных данных, причин недовольства студентов

C1.2

Ознакомление студентов и преподавателей с Кодексом этических норм вуза

C2.1

Повышение статуса преподавателя путем проведения совместных неформальных мероприятий со студентами

C2.2

Мотивация студентов на получение знаний, что позволит совмещать цели, как студентов, так и преподавателей

 

Таким образом, можно сказать, что в качестве областей для совершенствования в сфере обеспечения конструктивных взаимодействий студентов с преподавателями в период обучения в вузе можно назвать создание атмосферы для взаимного диалога, путем проведения совместных мероприятий, тренингов, семинаров и т.д.