Социально-психологический портрет преподавателя как фактор, влияющий на процесс обучения в вузе
Секция: Социология
XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Социально-психологический портрет преподавателя как фактор, влияющий на процесс обучения в вузе
Современный мир быстро меняется и развивается. Социальные системы динамичны. Молодежь не только меняется вместе с миром, но и воздействует на него. Студенты находятся ближе всего к началу профессиональной деятельности. Основная возрастная группа студентов – это 17 – 26 лет. Именно от студенческого сообщества зависят будущие социальные, экономические, демографические, политические и др. изменения.
На данном этапе основная часть обучения в вузах традиционна, то есть информация передается от преподавателя студентам. Безусловно, при таком взаимодействии неизбежно влияние личности преподавателя на процесс обучения. Важнейшим моментом является взаимодействие, которое складывается между преподавателем и студентом: вступая в субъектные отношения и являясь их активным участником, студент начинает воспринимать реализуемые способы общения как норму, как свой индивидуальный выбор [5, с. 125].
Для исследования степени влияния личности преподавателя на процесс обучения, необходимо исследовать социально-психологический портрет преподавателя и его составляющие.
Социально-психологический портрет – это наиболее общая характеристика личности, включающая в себя социальные и психологические критерии [5, с. 237].
В данной работе проведены исследования, определяющие наиболее значимые для студентов характеристики социально-психологического портрета преподавателя, которые оказывают влияние на восприятие преподавателя и соответственно преподаваемой им дисциплины.
В отечественной педагогике изучением образовательного идеала педагога занимались выдающиеся мыслители: Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев. Они утверждали, что в образовательном идеале отражается система педагогических взглядов народа, которая формировалась в своем историческом развитии на основе его миросозерцания, его миропонимания, его национального самосознания. Педагогическая деятельность рассматривается в работах Л. С. Рубинштейна, Н. А. Моревой, Е. Н. Лариной.
В педагогической науке сложился традиционный социально-психологический портрет педагога. Проанализировав работы А.Ю. Панасюк, Л. М. Митиной, А. А. Калюжного, С. Д. Якушева, А. А. Федорова, В. А. Крутецкого, можно сделать вывод о том, что в психолого-педагогическом портрете преподавателя можно выделить несколько блоков характеристик: поведение, профессиональная характеристика, характер, психологическая характеристика, внешность. На основе этих блоков нами было проведено исследование, направленное на выявление важнейших, по мнению студентов, характеристик социально-психологического портрета преподавателя.
База исследования ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет». В исследовании приняли участие 100 студентов: по 50 с 1-2 курсов и столько же с 3-4.
Им было предложено пройти анонимную анкету, которая включала в себя все необходимые для нашего исследования группы критериев.
В каждом блоке был задан перечень критериев, среди которых необходимо было выбрать определенное количество. Это было сделано для того, чтобы выявить самые значимые критерии каждого блока из целого перечня.
На вопрос «Как часто вы посещаете занятия?» половина студентов младшекурсников и более трети студентов старшекурсников ответили «всегда посещаю», а 46% младшекурсников и больше половины старшекурсников ответили «почти всегда посещаю занятия». Лишь незначительная часть студентов 1-2 курсов (4%) и старшекурсников (6%) процентов редко посещают или совсем не посещают занятия.
На основании этих данных мы делаем вывод о том, что большинство респондентов на постоянной основе взаимодействуют с преподавателями, и у них сложилось определенное впечатление об их характеристиках.
Профессиональная характеристика – это наличие специальных знаний в той области, которой педагог обучает.
В своём исследовании А.А. Федоров к профессиональной характеристике относит педагогические способности – «индивидуальные устойчивые свойства личности, которые потенциально могут перерасти в профессионально-значимые качества педагога и будут определять его успешность в освоении предметности профессии» [7, с. 78]. Важной атрибутивной характеристикой является направленность на предметную сторону профессии учителя (содержание учебного предмета).
В. А. Крутецкий в свою классификацию включил следующие элементы профессиональной характеристики педагога: владение на профессиональном уровне методами и технологиями обучения, высокий уровень академических знаний по преподаваемому предмету, широкая эрудиция, высокий уровень интеллекта, высокий уровень общей культуры и нравственности. Прогностические способности выражаются в умении прогнозировать последствия своих действий в образовательном и воспитательном процессе. Н. В. Кузьмина и А. А. Реан в своём исследовании выделяют ещё «четкость мышления, быструю адаптацию при изменении педагогической ситуации за счет владения экстрафункиональными и полипрофильными знаниями и способностями» [2, с. 32].
Соответственно негативной характеристикой педагога является низкий уровень знаний в предметной области, узкий кругозор и низкий уровень культуры, не умение построить урок и процесс воспитания и обучения. Также непонимание педагогических задач и неумение выбирать средства, приносящие необходимый результат. Низкий уровень прогностических способностей может негативно повлиять на весь процесс воспитания и обучения в целом.
Также к группе профессиональной характеристики относится саморазвитие. Согласно А. А. Федорову, саморазвитие педагога – «это направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере профессионального и личностного развития» [7, с. 73].
Необходимо отметить, что эти критерии не являются врожденными. Их всегда можно улучшить систематическим и упорным трудом.
Обобщая теоретическую информацию, нами были составлены вопросы блока «Профессиональная характеристика». Безусловно, она является важнейшей составляющей портрета преподавателя, потому что на профессиональном мастерстве строится сам процесс обучения. Из 9 критериев необходимо было выбрать 3 наиболее значимых. Важнейшим для студентов является «высокий уровень знаний по преподаваемой дисциплине» и «свободное владение материалом». Без высокого уровня знаний преподаватель не может научить новому студентов и объяснить им информацию. А высокий уровень знаний невозможен без свободного владения материалом.
Расхождение мы наблюдаем при выборе студентами третьего варианта. 1-2 курс выбирают «разнообразные методы обучения», на наш взгляд это связано с тем, что они только начинают обучение в университете, а после школы однообразие, которое увеличивается по времени с урока (45 мин) до пары (1,5 часа), для них становится сложным, студенты старших курсов выбирают «высокий уровень педагогических способностей».
В исследованиях Л.М. Митиной выделено более 50 личностных свойств учителя, которые, по ее мнению, составляют портрет идеального учителя. Стержнем такого портрета, по мнению Л.М. Митиной, являются собственно личностные качества, к которым она относит «направленность личности, уровень притязаний, самооценку, образ-Я» [3, с. 127].
В. А. Крутецкий рассматривает личностные способности как важнейшее звено в осуществлении воспитательной функции педагога. Среди личностных выделяются: перцептивные способности, педагогическое воображение, способность к саморегуляции эмоциональной сферы и поведения.
К характеру личности педагога можно отнести следующие: доброту, альтруизм, толерантность, отзывчивость, гуманность, справедливость, честность, глубокую и искреннюю заинтересованность в решении проблем подопечных, порядочность, неподкупность. В работе Н.Ю. Ермолаевой к этой группе предлагается отнести уважение, умение сотрудничать и доверие. Недопустимы обратные качества: злоба, нездоровый эгоизм, нетерпимость, равнодушие, неискренность, фальшь, необъективность.
Соответственно вопросы блока «Характер» включали в себя 10 критериев. Один из вопросов был направлен на выявление привлекательных черт характера преподавателя, а другой на выявление черт характера, которые вызывают негативное отношение у студентов.
Студенты младших курсов ставят на первое место «доброжелательность», а старших курсов «справедливость». Третью позицию занимает «глубокая и искренняя заинтересованность в решении проблем студентов».
Обобщая можно сказать о том, что в блоке «Характер» у студентов младших курсов и старших курсов совпадает мнение в отношении важнейших черт характера преподавателя. Справедливость сопрягается с объективностью, доброжелательность составляет основу общения преподавателя и студента. Среди негативных характеристик младшекурсники выбрали «недоброжелательное отношение преподавателя», а также «незаинтересованность преподавателя в работе со студентами».
Также исследователями выделяются психологические характеристики, которыми должен обладать педагог. К таким качествам можно отнести коммуникабельность, высокий уровень эмпатии, самоконтроль, высокий уровень эмоциональных и волевых проявлений, наблюдательность, умение управлять своими эмоциями. Негативными психологическими качествами являются замкнутость, низкий уровень эмпатии, низкий уровень эмоциональных и волевых проявлений, эмоциональная нестабильность.
Анализ блока «Психологическая характеристика» показал нам следующие результаты: и старшие, и младшие курсы важнейшим критерием характера преподавателя выбирают «высокий уровень контроля эмоциональных и волевых проявлений». Младшекурсники выделили «психоэмоциональную устойчивость» на 2 место, старшекурсники поставили на 2 место «гибкость мышления».
Из отрицательных характеристик студенты снова подчеркивают низкий уровень контроля своего поведения и эмоциональную неустойчивость преподавателя. Также в вариант «допишите, если нет в списке» 3-4 курсами было добавлено в перечень: «неясность мышления как такового».
Необходимо сказать о том, что педагог должен обладать хорошими организаторскими способностями, умением занимать лидерскую позицию, пониманием процессов, происходящих в коллективе. Авторитет учителя − особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решение, выражать оценку, давать советы. Если преподаватель не умеет управлять коллективом, не занимает лидерскую позицию, авторитет учителя снижается.
В поведенческой составляющей преподавателя выделяются следующие составляющие: активная социальная позиция, объективное отношение ко всем студентам, правильное распределение времени занятия, стремление к саморазвитию, умение занять авторитетную позицию в коллективе, умение находить компромисс и сглаживать конфликты, умение четко и ясно доносить информацию, чёткие, понятные требования к студентам. Недопустима агрессивность, враждебность и конфликтность.
В блоке «Поведение» из 9 критериев респондентам необходимо было выбрать три. Младшекурсники важнейшим критерием выделили «умение четко и ясно доносить информацию». Старшекурсники поставили этот критерий на второе место, а на первое место «чёткие, понятные требования к студентам». Обе группы респондентов значимым также считают критерий «объективное отношение ко всем студентам». Таким образом, ответы совпали, мы считаем это связано с тем, что для студентов важно понимание дисциплины, которое напрямую связано с умением преподавателя четко и ясно доносить информацию. Отсюда вытекает необходимость выполнения требований преподавателя, которые, по мнению студентов, должны быть четкими и ясными.
Специально нами был задан вопрос, который обобщал критерии блока «поведение» и блока «профессиональная характеристика» для того, чтобы выяснить важнейшие из них, так как в глазах студентов они в целом очень близки. Необходимо было выделить критерии, которые снижают интерес студента к преподавателю. Нами было предложено 13 критериев. Анализ ответов студентов по этому вопросу показал, что в первую очередь снижают интерес студентов к предмету «непонятные требования преподавателя», «неумение четко и ясно донести информацию» и «неумение эффективно построить процесс обучения».
Расхождение наблюдается при выборе третьей характеристики: младшие курсы выбирают «субъективное отношение к студентам», а старшие курсы выбирают «низкий уровень знаний по преподаваемой дисциплине».
К второстепенному, но, тем не менее, важному критерию относится внешняя характеристика. В работе «Имидж педагога» Е. Ю. Сысоева во внешнюю характеристику включает следующие компоненты: «невербальная характеристика (мимика, жесты, личное пространство, осанка, поза, дизайн одежды) и вербальная характеристика (речь, голос)» [8, с. 46].
А.Ю. Панасюк выделяет следующие элементы: внешний вид, кинетическая составляющая, речевой и средовой элементы [4, с. 249].
Анализируя исследования, касающиеся внешней характеристики социально-психологического портрета преподавателя, можно отметить, что, прежде всего, внешний вид педагога должен быть нейтральным. Мимика должна быть живой, выразительной и непринужденной. Е. Ю. Сысоева так характеризует мимику и жесты: «движения и жесты должны гармонировать с обликом человека, его речью, соответствовать теме и стилю общения. Пластика, жесты, артикуляция преподавателя должны привлекать, создавать впечатление красоты и изящества, а не раздражать или вызывать насмешку»[6, с. 157].
Важнейшей характеристикой является аккуратность, чистоплотность, ухоженность. Также порядок на рабочем столе и в кабинете. К негативным чертам относятся неаккуратность, неопрятность, неухоженность, угрюмость.
В заключительном блоке «Внешность» мы выделили такие критерии как внешний вид (прическа, одежда, парфюм, макияж, аксессуары и пр.), кинетическая составляющая (жесты, мимика, взгляд, осанка и пр.), и, безусловно, культура речи и организация рабочего пространства.
Мнение студентов сошлось на том, что аккуратность и чистоплотность преподавателя играют решающую роль в его оценке. При этом макияж, одежда и парфюм остались без внимания. Студенты также добавляли такую оценку как «мне не важно, как выглядит преподаватель».
В кинетической составляющей внешности студенты отдают предпочтение выражению глаз, жестам, а мимика, осанка, поза и походка получили меньшее количество выборов.
Кроме вышеперечисленного для студентов важно, чтобы преподаватель умел интересно рассказывать, обладал культурой речи и четкостью дикции. Вместе с тем организация рабочего пространства для студентов 1-2 оказалась важна, а для студентов старшекурсников этот критерий оказался не очень важным.
Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что социально-психологический портрет преподавателя играет важнейшую роль в процессе обучения. У каждого студента складывается определенное мнение в отношении характеристик преподавателя. Нами специально было проведено исследование среди студентов 1-2 и 3-4 курсов с последующим сопоставлением их выборов. Было выявлено, что отношение студентов к ключевым характеристикам социально-психологического портрета преподавателя совпадает. В профессиональной характеристике важнейшими стали высокий уровень знаний по преподаваемой дисциплине и свободное владение материалом.
В поведении студенты единогласно выделили умение четко и ясно доносить информацию, чёткие, понятные требования к студентам и объективное отношение.
В характере студенты считают важным доброжелательность, справедливость и глубокую и искреннюю заинтересованность в решении проблем студентов.
Главным в психологической характеристике по мнению студентов и старших, и младших курсов является высокий уровень контроля эмоциональных и волевых проявлений.
И, наконец, во внешности мнение студентов сошлось на том, что аккуратность и чистоплотность преподавателя играют решающую роль в его оценке. В кинетической составляющей внешности студенты отдают предпочтение выражению глаз и жестам.