Статья:

Некоторые проблемы системы налогообложения РФ

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Хамукова М.У. Некоторые проблемы системы налогообложения РФ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Некоторые проблемы системы налогообложения РФ

Хамукова Марина Умарбиевна
студент, Юридический институт СКФУ, РФ, г. Ставрополь
Касевич Екатерина Викторовна
научный руководитель, канд. ист. наук, доц. кафедры административного и финансового права, Юридический институт СКФУ, РФ, г. Ставрополь

 

На современном этапе развития России, стабильная система налогообложения является одним из наиболее значимых механизмов, воздействующих на функционирование всей страны. Важность развития системы налогов и сборов бесспорна. От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько она продумана, зависит эффективное функционирование всего государства. Это особенно актуально для Российской Федерации, так как в нашей стране налоги формируют более 80% бюджета РФ, из средств которой и осуществляется государственное управление страной. Налоги и сборы играют фискальную и регулирующую роль в РФ, и в связи с этим необходимо постоянно осуществлять комплекс многосторонних мер, направленных на устранение недостатков и совершенствование действующей системы налогообложения. В данной статье рассмотрены некоторые проблемы системы налогов и сборов, а также предложены пути решения указанных проблем, которые в последующем будут способствовать совершенствованию системы налогообложения и налоговой системы в целом.

Законодательство РФ о налогах и сборах не содержит определения системы налогообложения. Однако, исходя из анализа главы 2 Налогового кодекса РФ (НК РФ), можно сделать вывод, что законодатель под системой налогов и сборов понимает совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке на территории РФ.

На сегодняшний день, система налогообложения РФ имеет ряд существенных недостатков, которые влияют не только на экономику, но и на все государство в целом. На данный момент написано множество научных статей, монографий и диссертаций в которых затрагиваются проблемы современной системы налогов и сборов России. Авторы выделяют множество недостатков ныне действующей системы налогообложения в РФ, среди которых наиболее существенными являются:

1)  нестабильность системы налогообложения и налоговой системы страны в целом, в связи с неустойчивостью и несовершенством законодательства в области регулирования установления и взимания налогов и сборов. Корректировка налогового законодательства – это естественный и неизбежный процесс. Однако, его необходимо осуществлять постепенно, чтобы для налогоплательщика это было безболезненным[1]. В РФ изменения в налоговом законодательстве происходят практически каждый месяц – вносятся и пересматриваются на федеральном и региональном уровнях десятки законодательных актов по налогам и сборам. А это, естественно, негативно влияет на систему налогообложения и, как следствие, на всю налоговую систему страны.

2)  закрепление за субъектами РФ и муниципальными образованиями налогов, не имеющих существенного фискального значения для их соответствующих бюджетов. Налоги субъектов РФ и местные налоги составляют не более 20% всех доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ[2]. Это вызывает необходимость регулирования бюджетов путем нормативных отчислений из федерального бюджета, что является дополнительной нагрузкой на бюджет РФ. Кроме того, данные обстоятельства, в свою очередь, влекут снижение экономической самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований.

3)  ограничение перечня налогов на местном уровне. Из перечня местных налогов были убраны налог на рекламу, на наследование и дарения, местные лицензионные сборы. Но в 2015 году, был добавлен новый вид местного налога – торговый сбор. Таким образом, систему местных налогов и сборов стали составлять:

a)  земельный налог;

b)  налог на имущество физических лиц;

c)   торговый сбор.

Сокращение количества налогов на местном уровне стало резким ограничением финансовых возможностей местного самоуправления. Доходная часть местных бюджетов заметно уменьшилась, и произошло повсеместное уменьшение налоговой базы, что естественно сказалось на внутреннем благополучии местного самоуправления. Кроме того, произошло увеличение дотационных отчислений из федерального бюджета, что повлекло еще большее ограничение самостоятельности местного самоуправления. Список налогов, устанавливаемых на территории муниципального образования, является исчерпывающим, что, по мнению некоторых ученных, также является недостатком системы налогообложения страны.

4)  чрезмерная доля косвенных налогов. Косвенные налоги имеют регрессивный характер, что приводит к существенному снижению жизненного уровня малообеспеченных слоев населения, а это, в свою очередь, является причиной недостаточной реализации социальной функции государства[3].

5)  недостаточный уровень налогового контроля юридических лиц, что приводит к увеличению доли теневой экономики в государстве. На сегодняшний день у органов налогового контроля нет возможности провести анализ доходов юридических лиц исходя из их расходов, а также производить серьезную проверку движения капитала указанных лиц.

6)  неравномерность распределения налогов между плательщиками. Как считает Лабузова В.А., чрезмерный налоговый гнет возложен на физических лиц, так как большинство налогов, предусмотренных НК РФ, уплачивают именно они[4]. Это, как считают некоторые ученные, нарушает принцип справедливости налогообложения по признаку субъекта налогообложения. К тому, же весь упор налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить, (т.е. физ. лиц и мелких предпринимателей) тогда как основная часть (крупные и средние предприниматели – юридические лица) уходит от оплаты налогов и сборов как на законных, так и на незаконном основании.

7)  единая ставка налога на физических лиц. Отмена прогрессивной шкалы ставок налогообложения, как считает Швецов Ю. Г., противоречит здравому смыслу. «Во всем мире лица с более высокими доходами платят в бюджет более весомые налоги, а малообеспеченные слои населения от них освобождаются. Нарушается один из важнейших принципов – справедливость налогообложения» [5]. В Государственную Думу РФ не раз поступали законопроекты вводящие прогрессивную шкалу налогообложения. Однако депутатами Государственной Думы, обосновывая это тем, что введение прогрессивного налога толкнет большое число граждан на уклонение от налогов, не эти проекты были отклонены.

Таким образом, можно констатировать, что на данный момент российская налоговая система переживает кризис, который, несомненно, влияет как на экономику страны, так и на функционирование государства в целом. В связи с этим, для решения указанных выше проблем, считаю необходимым:

1)  обеспечение стабильности системы налогообложения путем проведения постепенных налоговых реформ. Изменение налогового законодательства должно быть комплексным и своевременным, все предусмотренные в системе налогов и сборов и налоговой системе механизмы должны запускаться одновременно и в полном объеме.

2)  увеличение отчислений от налогов регионального и местного уровней, поступающих в соответствующие бюджеты, а также расширение списка региональных и местных налогов. Это поможет увеличить долю налогов в формировании бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, что в последующем уменьшит давление на федеральный бюджет РФ, а также повысит экономическую независимость указанных субъектов.

3)  значительное увеличение количества налогов, взимаемых на местном уровне и поступающих в бюджеты муниципальных образований, путем внесения соответствующих изменений в НК РФ. Кроме того, необходимо дать органам местного самоуправления реальную возможность самостоятельного регулирования местного налогообложения, формирования доходов местного бюджета, а также передать функции по администрированию данных видов налогов. Данные меры помогут не только развить инициативу и самостоятельность органов местного самоуправления, но и обеспечит стабильность формирования объемов доходов местного бюджета.

4)  постепенное уменьшение количества косвенных налогов и переход государства на обложение налогоплательщиков только прямыми налогами. Большинство развитых стран ориентируется на прямые налоги. Доля косвенных налогов в этих государствах составляет 10–15% от всех видов налогообложения. Данная мера поможет не только упростить налоговую систему РФ, но и решит проблему чрезмерного налогообложения физических лиц. Так как в большинстве случаем конечным плательщиком косвенных налогов является потребитель – физическое лицо.

5)  усиление контроля над финансовыми операциями юридических лиц, путем предоставления налоговым органам полномочий на проведение анализа доходов как физических, так и юридических лиц, исходя из их расходов. На примере таких государств как Франция, можно создать способ исчисления реального дохода юридических лиц, когда, при несогласии с результатами расчетов контролирующего налогового органа, юридическое лицо должно будет доказать их неправильность путем раскрытия источников своей прибыли.

6)  введение пропорциональной ставки налогообложения. Данная мера поможет уйти от того серьезного расслоения общества, которое сейчас существует в нашей стране. Кроме того, это будет способствовать увеличению денежных поступлений как в федеральный, так и в региональные бюджеты страны. Несомненно, нельзя исключать риск повышения числа граждан, уклоняющихся от налогов при введении данной шкалы налогообложения. Но эту проблему возможно решить путем усиления налогового контроля и введения определенных налоговых льгот для добросовестных налогоплательщиков.

 

Список литературы:
1. Боташева Ф.А. Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения по ее совершенствованию // Молодой ученный. – 2015. – №17. – С. 436–438.
2. Турбина Н.М., Косенкова Ю.Ю. Российская налоговая система: состояние, проблемы и тенденции развития // Социальные и экономические явления и процессы. – 2014. – Вып. 4 том 9. – С. 106–110.
3. Степанова Я.А. Проблемы и перспективы развития приоритетных направлений налоговой политики Российской Федерации // Международный студенческий научный вестник. – 2015.
4. Лабузова В.А. Проблемы и направления совершенствования системы налогообложения в России // Молодой ученный. – 2014. – №20 – С. 323–325.
5. Швецов Ю.Г. Пути реформирования налоговой системы РФ // Проблемы учета и финансов. – 2016. – №1(21). – С. 3–9.