Проблемы интеграции стран-участниц ЕАЭС в области интеллектуальной собственности
Секция: Экономика
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Проблемы интеграции стран-участниц ЕАЭС в области интеллектуальной собственности
Сфера интеллектуальной собственности является одной из ведущих в рамках проекта евразийской интеграции. В данной статье рассмотрены проблемы, возникшие при интеграции стран-участниц ЕАЭС в данной области.
Одним из условий успешной интеграции стран Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) является создание эффективного комплекса правовой защиты использования объектов интеллектуальной собственности. 21 марта 2010 года в Санкт-Петербурге было заключено Соглашение о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза (далее – ЕТРОИС). Данный реестр по сути своей должен содержать объекты интеллектуальной собственности, которые охраняются на территории всех государств-участниц Евразийского экономического союза, то есть одновременно в Российской Федерации, Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии. Однако стоит отметить, что уже на протяжении 6 лет в ЕТРОИС не внесено ни одной позиции. Следовательно, можно предположить, что правовые нормы, регулирующие вопросы интеллектуальной собственности в каждой из стран ЕАЭС, до сих пор сильно разнятся и степень защиты прав интеллектуальной собственности на территории ЕАЭС находится на невысоком уровне.
В связи с этим, вопросы о проблемах интеграции стран-участниц ЕАЭС в области интеллектуальной собственности, по праву можно считать актуальными и значимыми.
В соответствии с названием темы исследования и вышеизложенным обоснованием его актуальности, авторы ставят целью работы установить проблемы интеграции стран-участниц ЕАЭС в области интеллектуальной собственности.
Система законодательства ЕАЭС в области таможенной защиты прав интеллектуальной собственности является сложной и многоступенчатой. Договором о ЕАЭС, подписанным в городе Астане в 2015 году, предусмотрена гармонизация законодательства государств-членов в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности. Однако на данный момент единой является лишь та система принципов и международных соглашений, на которой базируется национальное таможенное законодательство каждого из государств ЕАЭС. Так, например, всеми государствами-участниками ЕАЭС ратифицированы такие важные международные конвенции, как Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений, а также Римская конвенция об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. Также все пять государств являются участниками Всемирной организации интеллектуальной собственности.
Проблемы интеграции в данной области начинаются с того, что в каждой стране предусмотрен свой подход к развитию защиты прав интеллектуальной собственности. Национальные стратегии в сфере интеллектуальной собственности имеются в следующих государствах-членах:
· в Республике Армения – «Стратегия защиты прав интеллектуальной собственности Республики Армения» (на 2011–2015 годы), утверждена постановлением Правительства РА от 10 июня 2011 г.;
· в Республике Беларусь – «Стратегия Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012–2020 годы», утверждена постановлением Совета Министров РБ от 2 марта 2012 г. № 205;
· в Республике Казахстан – «Концепция охраны прав интеллектуальной собственности», утверждена постановлением Правительства РК от 26 сентября 2001 г. № 1249. В целях реализации Концепции охраны прав интеллектуальной собственности утверждена соответствующая Программа;
· в Кыргызской Республике – «Национальная стратегия развития интеллектуальной собственности и инноваций в Кыргызской Республике на 2012–2016 годы», утверждена постановлением Правительства КР от 23 сентября 2011 г. № 593, изменения и дополнения в нее внесены постановлением Правительства КР от 11 ноября 2013 г. № 623;
· в Российской Федерации на данный момент разработано несколько проектов концепции государственной стратегии в сфере интеллектуальной собственности. В 2012 году Торгово-промышленной палатой РФ при участии Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса был разработан проект Концепции государственной стратегии интеллектуальной собственности. В этом же году Координационным советом по защите интеллектуальной собственности был подготовлен второй проект концепции государственной стратегии в сфере интеллектуальной собственности. До сих пор ни один из разработанных проектов не утвержден в надлежащем порядке.
Рассмотрим особенности содержания стратегий интеллектуальной собственности в Республике Армения, Республике Беларусь и Кыргызской Республике, а также сделаем вывод о существенных различиях в их положениях [1, с. 7–14].
Таблица 1.
Особенности осуществления национальных Стратегий защиты интеллектуальной собственности
|
Республика Армения |
Республика Беларусь |
Кыргызская Республика |
Орган, занимающийся реализацией |
Агентство интеллектуальной собственности Министерства экономики Республики Армения |
Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь; Национальный центр интеллектуальной собственности Республики Беларусь (НЦИС). |
Государственная служба интеллектуальной собственности и инноваций при Правительстве КР (Кыргызпатент). |
Основные цели |
Цель стратегии – содействие охране и защите прав интеллектуальной собственности для стимулирования творчества, научных исследований и технического прогресса, а также внедрение результатов такой интеллектуальной деятельности на рынке |
Завершение формирования институциональныхоснов функционирования национальной системы интеллектуальной собственности, отвечающей актуальным и перспективным потребностям экономики и общества; комплексная интеграция национальной системы интеллектуальной собственности в социально-экономическую политику государства и повышение конкурентоспособности экономики Республики Беларусь. |
Важным элементом механизма реализации стратегии является проектный подход, в рамках которого реализуются следующие проекты: · «Традиционные знания для устойчивого развития · общества»; · «Информационное содействие развитию инновационной деятельности малых и средних предприятий»; · «Новое поколение изобретателей и новаторов Кыргызстана»; · «Контрафактная продукция – угроза жизни и здоровью населения Кыргызстана»; · «Правовая школа по вопросам интеллектуальной · собственности» |
Отличительные особенности |
Разработана с учетом Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейским союзом и Арменией, подготовленного в рамках Политики добрососедства ЕС, а также Программного документа Правительства Республики Армения по осуществлению надежной и эффективной охраны прав интеллектуальной собственности, различных исследований. |
В результате реализации стратегии к 2020 году планируется достигнуть следующих показателей для субъектов Республики Беларусь: · увеличение до 30% заявок на выдачу патентов · на изобретения, являющихся результатом реализации государственных научно-технических программ; · увеличение до 25% удельного количества заявок на выдачу патентов на изобретения; · увеличение в 2 раза количества международных заявок по процедуре Договора о патентной кооперации (РСТ) и заявок на получение патента в странах-участницах Евразийской патентной конвенции. |
Разработана система мониторинга и оценки, содержащая конкретные измеримые индикаторы. При этом, к процессу мониторинга при необходимости могут привлекаться общественные организации и независимые институты. |
Из таблицы видно, что реализацией стратегии в каждом из государств занимается орган при Правительстве. Однако государства ставят перед собой несколько разные цели в стратегиях. Все это говорит о том, что из-за различного подхода государств к осуществлению стратегий, в настоящее время принять к осуществлению уже существующий проект общей для всех стран-участниц ЕАЭС стратегии защиты интеллектуальной собственности практически не представляется возможным.
Рассмотрим реализацию принципа исчерпания исключительных прав. В России и Белоруссии на данный момент действует территориальный принцип, который предполагает, что право на ввоз в страну оригинальных товаров из других стран принадлежит только самому правообладателю или его официальному дистрибьютору. При этом идет речь об оригинальных, а не поддельных товарах, то есть товарах, произведенных самим владельцем объекта интеллектуальной собственности. В свою очередь, в Казахстане и Армении действует международный принцип, предполагающий, что исключительное право правообладателя считается исчерпанным в отношении конкретного продукта в момент первого его введения в оборот в любой стране. Следовательно, коммерческое перемещение товаров между странами практически не ограничивается. Стоит отметить, что в рамках ЕАЭС действует региональный принцип: не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака в отношении товаров, которые были правомерно введены в гражданский оборот на территории государства Евразийского экономического союза непосредственно правообладателем или другими лицами с его согласия [3, с.10].
По-разному подходят таможенные органы стран ЕАЭС и к таможенному контролю товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Так, например, таможенные органы Белоруссии не могут останавливать партию товаров с признаками контрафакта без заявления компании-правообладателя и содержащих те объекты интеллектуальной собственности, которые не содержатся в национальном таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности. В то же время с 2010 года Федеральной Таможенной Службой Российской Федерации применяется принцип «ex officio», позволяющий таможенным органам задерживать груз и запрашивать у правообладателя подтверждения подлинности товара. В случае если подлинность товара не подтверждается, может быть заведено дело об административном правонарушении, а правообладателю предлагается внести свой объект интеллектуальной собственности в ТРОИС РФ. Этот же принцип используют и таможенные органы Республики Казахстан.
Интересен процесс таможенной защиты прав интеллектуальной собственности в Армении. Армения также не использует принцип ex officio. Порядок таможенного контроля остается аналогичным. Однако в течение трех дней после приостановления товаров правообладатель должен обеспечить залогом либо иной гарантией расходы таможенных органов, связанные с приостановлением выпуска товаров, а также свои обязательства по возмещению возможных расходов и убытков лица, перемещающего и перевозящего товары. Размер возмещения определяет должностное лицо таможенного органа, принявшее постановление о приостановлении выпуска товаров, и он должен быть равен пяти процентам таможенной стоимости приостановленных товаров. Подобные методы основаны на том, что при внесении объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС Армении правообладатель не представляет обязательства о возмещении возможного ущерба, как-то происходит в других странах ЕАЭС. Размер обязательства в Армении получается дифференцированным по размеру, а также требуется только в случае фактической таможенной защиты прав интеллектуальной собственности. Механизм защиты выглядит эффективным, однако он требует от правообладателя постоянного наличия свободных денежных средств [2, с. 24–25].
До сих пор не решен вопрос о том, как включать в ЕТРОИС объекты интеллектуальной собственности с одинаковыми названиями. Данная проблема существует с момента распада СССР и в особенности хорошо знакома производителям кондитерских изделий. Такие торговые марки, как «Мишка косолапый», «Мишка на Севере», «Каракум» зарегистрированы в ТРОИС разных странах ЕАЭС разными правообладателями, соответственно ввоз таких конфет из одной страны в другую невозможен. В результате подобных проблем свободное передвижение товаров по евразийской территории, произведенных на территории ЕАЭС, существенно ограничивается. На данный момент существует проект Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза. Однако все еще проект не реализован [1, с.21–30].
Таким образом, автор исследования приходит к следующему выводу. Интеграция стран-участниц ЕАЭС в области интеллектуальной собственности до сих пор остается одним из самых проблемных вопросов. Причин, по которым объединение происходит медленно, существует много. Несмотря на взаимное согласие в том, что государства должны стремиться к унификации своих правовых систем, данный процесс является очень сложным. Страны-участницы ЕАЭС выработали индивидуальные подходы к охране объектов интеллектуальной собственности. В каждой стране есть свое представление о принципе исчерпания прав и таможенному контролю товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Вследствие разного подхода государств к решению данных вопросов не представляется возможным реализовать многие уже подготовленные проекты по решению проблемных вопросов, можно сказать, что их создание опередило время. Только путем взаимных уступок, изменений и унификации национальных законодательств можно добиться всеобщей защиты прав интеллектуальной собственности на всей территории ЕАЭС.