Статья:

Проблемы интеграции стран-участниц ЕАЭС в области интеллектуальной собственности

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Буткевич А.А., Рыженкова Т.Д., Зонов Р.М. Проблемы интеграции стран-участниц ЕАЭС в области интеллектуальной собственности // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 25.09.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы интеграции стран-участниц ЕАЭС в области интеллектуальной собственности

Буткевич Алина Андреевна
студент, ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», РФ, г. Санкт-Петербург
Рыженкова Татьяна Дмитриевна
студент, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ», РФ, г. Санкт-Петербург
Зонов Роман Михайлович
студент, ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», РФ, г. Санкт-Петербург
Данилко Роман Георгиевич
научный руководитель, старший преподаватель, ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», РФ, г. Санкт-Петербург

 

Сфера интеллектуальной собственности является одной из ведущих в рамках проекта евразийской интеграции. В данной статье рассмотрены проблемы, возникшие при интеграции стран-участниц ЕАЭС в данной области.

Одним из условий успешной интеграции стран Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) является создание эффективного комплекса правовой защиты использования объектов интеллектуальной собственности. 21 марта 2010 года в Санкт-Петербурге было заключено Соглашение о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза (далее – ЕТРОИС). Данный реестр по сути своей должен содержать объекты интеллектуальной собственности, которые охраняются на территории всех государств-участниц Евразийского экономического союза, то есть одновременно в Российской Федерации, Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии. Однако стоит отметить, что уже на протяжении 6 лет в ЕТРОИС не внесено ни одной позиции. Следовательно, можно предположить, что правовые нормы, регулирующие вопросы интеллектуальной собственности в каждой из стран ЕАЭС, до сих пор сильно разнятся и степень защиты прав интеллектуальной собственности на территории ЕАЭС находится на невысоком уровне.

В связи с этим, вопросы о проблемах интеграции стран-участниц ЕАЭС в области интеллектуальной собственности, по праву можно считать актуальными и значимыми.

В соответствии с названием темы исследования и вышеизложенным обоснованием его актуальности, авторы ставят целью работы установить проблемы интеграции стран-участниц ЕАЭС в области интеллектуальной собственности.

Система законодательства ЕАЭС в области таможенной защиты прав интеллектуальной собственности является сложной и многоступенчатой. Договором о ЕАЭС, подписанным в городе Астане в 2015 году, предусмотрена гармонизация законодательства государств-членов в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности. Однако на данный момент единой является лишь та система принципов и международных соглашений, на которой базируется национальное таможенное законодательство каждого из государств ЕАЭС. Так, например, всеми государствами-участниками ЕАЭС ратифицированы такие важные международные конвенции, как Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений, а также Римская конвенция об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. Также все пять государств являются участниками Всемирной организации интеллектуальной собственности.

Проблемы интеграции в данной области начинаются с того, что в каждой стране предусмотрен свой подход к развитию защиты прав интеллектуальной собственности. Национальные стратегии в сфере интеллектуальной собственности имеются в следующих государствах-членах:

·     в Республике Армения – «Стратегия защиты прав интеллектуальной собственности Республики Армения» (на 2011–2015 годы), утверждена постановлением Правительства РА от 10 июня 2011 г.;

·     в Республике Беларусь – «Стратегия Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012–2020 годы», утверждена постановлением Совета Министров РБ от 2 марта 2012 г. № 205;

·     в Республике Казахстан – «Концепция охраны прав интеллектуальной собственности», утверждена постановлением Правительства РК от 26 сентября 2001 г. № 1249. В целях реализации Концепции охраны прав интеллектуальной собственности утверждена соответствующая Программа;

·     в Кыргызской Республике – «Национальная стратегия развития интеллектуальной собственности и инноваций в Кыргызской Республике на 2012–2016 годы», утверждена постановлением Правительства КР от 23 сентября 2011 г. № 593, изменения и дополнения в нее внесены постановлением Правительства КР от 11 ноября 2013 г. № 623;

·     в Российской Федерации на данный момент разработано несколько проектов концепции государственной стратегии в сфере интеллектуальной собственности. В 2012 году Торгово-промышленной палатой РФ при участии Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса был разработан проект Концепции государственной стратегии интеллектуальной собственности. В этом же году Координационным советом по защите интеллектуальной собственности был подготовлен второй проект концепции государственной стратегии в сфере интеллектуальной собственности. До сих пор ни один из разработанных проектов не утвержден в надлежащем порядке.

Рассмотрим особенности содержания стратегий интеллектуальной собственности в Республике Армения, Республике Беларусь и Кыргызской Республике, а также сделаем вывод о существенных различиях в их положениях [1, с. 7–14].

Таблица 1.

Особенности осуществления национальных Стратегий защиты интеллектуальной собственности

 

Республика Армения

Республика Беларусь

Кыргызская Республика

Орган, занимающийся реализацией

Агентство интеллектуальной собственности

Министерства экономики Республики Армения

Государственный комитет по науке и технологиям Республики

Беларусь; Национальный центр интеллектуальной

собственности Республики Беларусь (НЦИС).

Государственная служба интеллектуальной собственности

и инноваций при Правительстве КР (Кыргызпатент).

Основные цели

Цель стратегии – содействие охране и защите прав

интеллектуальной собственности для стимулирования

творчества, научных исследований и технического

прогресса, а также внедрение результатов такой интеллектуальной деятельности на рынке

Завершение формирования институциональныхоснов функционирования национальной системы интеллектуальной собственности, отвечающей актуальным и перспективным потребностям экономики и общества; комплексная

интеграция национальной системы интеллектуальной

собственности в социально-экономическую политику государства и повышение конкурентоспособности

экономики Республики Беларусь.

Важным элементом механизма реализации стратегии

является проектный подход, в рамках которого реализуются следующие проекты:

·    «Традиционные знания для устойчивого развития

·    общества»;

·    «Информационное содействие развитию инновационной деятельности малых и средних предприятий»;

·    «Новое поколение изобретателей и новаторов Кыргызстана»;

·    «Контрафактная продукция – угроза жизни и здоровью населения Кыргызстана»;

·    «Правовая школа по вопросам интеллектуальной

·    собственности»

Отличительные особенности

Разработана с учетом Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейским союзом и Арменией, подготовленного в рамках Политики добрососедства ЕС, а также Программного документа Правительства Республики Армения по осуществлению надежной и эффективной охраны прав интеллектуальной собственности, различных исследований.

В результате реализации

стратегии к 2020 году планируется достигнуть следующих показателей для субъектов Республики Беларусь:

·       увеличение до 30% заявок на выдачу патентов

·       на изобретения, являющихся результатом реализации государственных научно-технических программ;

·       увеличение до 25% удельного количества заявок на выдачу патентов на изобретения;

·       увеличение в 2 раза количества международных заявок по процедуре Договора о патентной кооперации (РСТ) и заявок на получение патента в странах-участницах Евразийской патентной конвенции.

Разработана система мониторинга и оценки, содержащая конкретные измеримые индикаторы. При этом,

к процессу мониторинга при необходимости могут привлекаться общественные организации и независимые институты.

 

Из таблицы видно, что реализацией стратегии в каждом из государств занимается орган при Правительстве. Однако государства ставят перед собой несколько разные цели в стратегиях. Все это говорит о том, что из-за различного подхода государств к осуществлению стратегий, в настоящее время принять к осуществлению уже существующий проект общей для всех стран-участниц ЕАЭС стратегии защиты интеллектуальной собственности практически не представляется возможным.

Рассмотрим реализацию принципа исчерпания исключительных прав. В России и Белоруссии на данный момент действует территориальный принцип, который предполагает, что право на ввоз в страну оригинальных товаров из других стран принадлежит только самому правообладателю или его официальному дистрибьютору. При этом идет речь об оригинальных, а не поддельных товарах, то есть товарах, произведенных самим владельцем объекта интеллектуальной собственности. В свою очередь, в Казахстане и Армении действует международный принцип, предполагающий, что исключительное право правообладателя считается исчерпанным в отношении конкретного продукта в момент первого его введения в оборот в любой стране. Следовательно, коммерческое перемещение товаров между странами практически не ограничивается. Стоит отметить, что в рамках ЕАЭС действует региональный принцип: не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака в отношении товаров, которые были правомерно введены в гражданский оборот на территории государства Евразийского экономического союза непосредственно правообладателем или другими лицами с его согласия [3, с.10].

По-разному подходят таможенные органы стран ЕАЭС и к таможенному контролю товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Так, например, таможенные органы Белоруссии не могут останавливать партию товаров с признаками контрафакта без заявления компании-правообладателя и содержащих те объекты интеллектуальной собственности, которые не содержатся в национальном таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности. В то же время с 2010 года Федеральной Таможенной Службой Российской Федерации применяется принцип «ex officio», позволяющий таможенным органам задерживать груз и запрашивать у правообладателя подтверждения подлинности товара. В случае если подлинность товара не подтверждается, может быть заведено дело об административном правонарушении, а правообладателю предлагается внести свой объект интеллектуальной собственности в ТРОИС РФ. Этот же принцип используют и таможенные органы Республики Казахстан.

Интересен процесс таможенной защиты прав интеллектуальной собственности в Армении. Армения также не использует принцип ex officio. Порядок таможенного контроля остается аналогичным. Однако в течение трех дней после приостановления товаров правообладатель должен обеспечить залогом либо иной гарантией расходы таможенных органов, связанные с приостановлением выпуска товаров, а также свои обязательства по возмещению возможных расходов и убытков лица, перемещающего и перевозящего товары. Размер возмещения определяет должностное лицо таможенного органа, принявшее постановление о приостановлении выпуска товаров, и он должен быть равен пяти процентам таможенной стоимости приостановленных товаров. Подобные методы основаны на том, что при внесении объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС Армении правообладатель не представляет обязательства о возмещении возможного ущерба, как-то происходит в других странах ЕАЭС. Размер обязательства в Армении получается дифференцированным по размеру, а также требуется только в случае фактической таможенной защиты прав интеллектуальной собственности. Механизм защиты выглядит эффективным, однако он требует от правообладателя постоянного наличия свободных денежных средств [2, с. 24–25].

До сих пор не решен вопрос о том, как включать в ЕТРОИС объекты интеллектуальной собственности с одинаковыми названиями. Данная проблема существует с момента распада СССР и в особенности хорошо знакома производителям кондитерских изделий. Такие торговые марки, как «Мишка косолапый», «Мишка на Севере», «Каракум» зарегистрированы в ТРОИС разных странах ЕАЭС разными правообладателями, соответственно ввоз таких конфет из одной страны в другую невозможен. В результате подобных проблем свободное передвижение товаров по евразийской территории, произведенных на территории ЕАЭС, существенно ограничивается. На данный момент существует проект Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза. Однако все еще проект не реализован [1, с.21–30].

Таким образом, автор исследования приходит к следующему выводу. Интеграция стран-участниц ЕАЭС в области интеллектуальной собственности до сих пор остается одним из самых проблемных вопросов. Причин, по которым объединение происходит медленно, существует много. Несмотря на взаимное согласие в том, что государства должны стремиться к унификации своих правовых систем, данный процесс является очень сложным. Страны-участницы ЕАЭС выработали индивидуальные подходы к охране объектов интеллектуальной собственности. В каждой стране есть свое представление о принципе исчерпания прав и таможенному контролю товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Вследствие разного подхода государств к решению данных вопросов не представляется возможным реализовать многие уже подготовленные проекты по решению проблемных вопросов, можно сказать, что их создание опередило время. Только путем взаимных уступок, изменений и унификации национальных законодательств можно добиться всеобщей защиты прав интеллектуальной собственности на всей территории ЕАЭС.

 

Список литературы:
1. Алиев С.Б. Роль интеллектуальной собственности в развитии евразийской интеграции – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/07-10-2016-3.aspx (Дата обращения: 03.11.16).
2. Сорокин М.А. Международная экономическая интеграция и проблемы таможенной защиты прав интеллектуальной собственности / М.А. Сорокин, А.А. Сорокин // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2015. – №4 (31). – С.21–25.
3. Сорокин М.А. Таможенная защита прав на объекты интеллектуальной собственности в евразийском экономическом союзе / М.А. Сорокин, А.А. Сорокин // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2015. – №3 (30). – С.19–27.