Анализ российского рынка металлообрабатывающего оборудования
Секция: Экономика
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Анализ российского рынка металлообрабатывающего оборудования
За последние 10 лет рынок металлообрабатывающего оборудования вырос и в среднем рос на 0,8–1,2% ежегодно. При всем при этом уровень объема российского производства снижался. Таким образом если в 2006 году было произведено 40 тыс. станков, а закуплено и импортировано 315 тыс.шт., аналогичная ситуация складывается в 2011 и 2016 гг. В 2011 году было произведена 31 тыс. станков, а в 2016 – 15,2 тыс. [1].
Всего за период 2006-2016 гг. отечественное производство снижалось в среднем приблизительно на 5–10% в год.
Доля отечественных производителей снизилась в натуральном выражении с 119% в 2011 году до 90% в 2016 году. Схематично это показано на рисунке 1, а так же предложен приблизительный прогноз до 2020г.
Рисунок 1. Объём и динамика рынка металлообрабатывающих станков в 2006–2016 гг., прогноз на 2017–2020 гг., шт. и в процентах
Причинами сложившейся тенденции и отставания российских производителей следующее: [3]
1) выпуск морально устаревшей продукции;
2) низкий уровень рентабельности российских производителей.
«Иностранный производитель, как правило, поставляет импортный станок в рассрочку на три-пять лет. Он в состоянии сделать это, потому что может взять кредит на производство станков у себя в стране под полтора-два-три процента. Японские станкостроители, например, могут взять кредит под одну десятую или даже одну сотую процента годовых на десять лет. А российский станкостроитель берет кредит под 24 процента, а то и больше, причем на год, максимум на два. И таких ставок рентабельность наших заводов не выдерживает. А часто он вообще не может взять кредит, поскольку у провинциальных заводов практически нет залоговых активов».
Так, рентабельность проданных товаров на 1 апреля 2014 года по виду деятельности «Производство кузнечно-прессового оборудования» составила -85%, по «Производство металлорежущих станков» – 73%.
«С другой стороны, когда речь идет о покупке станков в России зарубежным потребителем, он опять-таки может взять кредит на тех же условиях у себя в стране, сразу полностью заплатить за станок и вернуть деньги банку в течение пяти-семи-десяти лет. Поэтому российскому машиностроителю проще купить импортный станок, а российскому станкостроителю проще продать свой станок за границу» [2].
3) отсутствие системных интеграторов из-за узкой специализации российских станкостроительных заводов, являющейся наследием советской системы разделения труда;
4) отсутствия государственного регулирования отрасли;
5) существующие ограничения в поставке импортной продукции на российский рынок.
«Существует так называемое Вассенаарское соглашение по контролю за экспортом обычных вооружений и высоких технологий (товаров и технологий двойного применения), в котором Россия тоже принимает участие. В соответствии с этим соглашением каждое государство само определяет, что из подобных товаров и технологий оно готово продавать и кому. Большинство наиболее современных и точных металлообрабатывающих станков подпадает под ограничения Вассенаарского соглашения. К двойным технологиям сегодня отнесены все виды оборудования и многие комплектующие к ним, которые обеспечивают производство вооружений, космических и летательных аппаратов, судов и другой наукоемкой и стратегически важной продукции. Это станки пятого поколения: пятикоординатные обрабатывающие центры, прецизионные станки, системы ЧПУ для таких станков, станки для объемной лазерной резки и многое другое» [2].
6) проблема специального станкостроения, необходимого для решения производственных задач в оборонных отраслях промышленности, в космической или атомной отрасли, которые не решаются серийным оборудованием.
«Его невозможно заказать зарубежному предприятию, поскольку в этом случае потребуется допустить потенциального разработчика на закрытые предприятия и выдать ему техническое задание, раскрывающее такие подробности, которые могут составлять коммерческую или государственную тайну.
Но даже если оборудование поставят, то покупатель окажется в зависимости от его обслуживания производителем, от программ для ЧПУ, от инструмента – и производитель сможет контролировать, что именно и где на этом станке изготавливается. Например, производитель может установить на станок скрытые программные модули, которые накапливают информацию о производимой продукции. Производитель может потребовать отчета о перемещениях станка, а в его электронную начинку установить датчики контроля местоположения, которые позволят определить, где именно эксплуатируется станок, и блокировать непредусмотренные перемещения. В экспортный контракт в качестве обязательного условия часто записываются подключение такого оборудования к интернету и требование использовать только инструмент производителя. В случае нарушения всех этих требований можно как минимум лишиться гарантий» [2].
Таким образом складывается достаточно не утешительная картина связанная с оборудованием в сфере металлообработки, остается только надеяться на лучшее и для того, что бы российские компании-производители стали ещё более конкурентоспособнее необходимо постоянно совершенствоваться и улучшать свои продукты, адаптировать их к быстро меняющейся внешней среде. Таким образом организациям возможно значительно преуспеть на рынке металлообрабатывающего оборудования.