Проблемы и перспективы развития банковского надзора в сфере операций по банковским вкладам
Секция: Экономика
XXXVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Проблемы и перспективы развития банковского надзора в сфере операций по банковским вкладам
Введение
Работа по улучшению практики контрольных функций надзора требует изменения подходов в первую очередь к имеющимся проблемам в деятельности кредитных организаций. Деятельность российских банков с кредитными институтами мирового уровня, требует от банковского сообщества нормативного регулирования в соответствие международным стандартам надзора и регулирования банковской сферы РФ.
Эффективность работы кредитной отрасли зависит от окружающей и внутренней среды учреждения банка. Зная уже имеющиеся проблемы каждого из двух факторов, будет проще определить пути их решения. Так решение макро- и микроэкономических проблем кредитного учреждения, способствуют поиску их решения, при этом возможны отклонения от законных процедур. Банкам важно заниматься изучением как внутренней, так и внешней средой на постоянной основе, как в интересах кредиторов, а также в интересах вкладчиков, поскольку инвестиции могут аккумулироваться в подконтрольных собственниками банка проектах. Поэтому надзор существенно влияет на устойчивость банковской системы в целом, а также и отдельных банков, при этом можно выделить ряд направлений усиления надзорных функций.
1. Недостаточно профессиональный уровень специальных требований к собственникам и руководству банка. Проводимая надзорным органом контрольная деятельность, по-прежнему выявляет многочисленные факты, когда владельцы кредитных учреждений, привлекая третьих лиц, ставят под угрозу банкротства другую кредитную организацию. Основная причина этой проблемы, является отсутствие в законодательном праве РФ определения понятия «банковская репутация». Назрела необходимость доработать уровень и качество проводимых проверок, административных требований к кадровой работе, усилить профессиональный отбор руководящих работников.
2. Характер надзорных процедур часто носят формальный характер. Основная причина данной проблемы остается в главном: недостаток правовых и нормативных документов ЦБ РФ по реализации программ по оценке рисков в банковской сфере. В этой области законодательство РФ пока не полностью отвечает международным стандартам.
3. Ограничение в обеспечении консервативного надзора работы кредитного учреждения.
Законодательная база надзора нацелена исключительно на регулирование последствия банковских рисков, нежели на их предупреждение.
Таблица 1.
Динамика контрольных проверок, проведенных ЦБ в кредитных организациях
Показатели |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Всего фактически проведенных проверок, из них: |
1742 |
1510 |
1224 |
1079 |
Тематические в % от общего числа |
1349 77,4 |
1211 80,2 |
1079 88,0 |
976 90,0 |
Комплексные в % от общего числа |
393 22,6 |
299 19,8 |
145 12,0 |
103 10,0 |
Количество контрольных проверок за указанный период устойчиво снижается от года к году. Темп снижения составил 38%, что является следствием качества проводимых проверок, проводимых Банком России и применением мер воздействия к организациям допустивших отклонения от законодательства в области.
В результате проведенных проверок за период с 2011 по 2014 гг. Центральным Банком РФ было выявлено 66220 нарушений в деятельности кредитных организаций (таблица 2).
Таблица 2.
Эффективность инспекционной деятельности Центрального Банка России
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Количество выявленных нарушений, шт. |
17965 |
16994 |
16421 |
14840 |
Темпы роста к предыдущему году, %. |
- |
94,4 |
96,5 |
90,3 |
Коэффициент соблюдения банками нормативных требования органа банковского надзора, шт. |
16 |
15 |
14 |
13 |
Коэффициент эффективности инспекционной деятельности надзорного органа, шт. |
10 |
11 |
13 |
14 |
Данные за представленный период в табл.2 говорят, что число обнаруженных отклонений по формальным признакам значительно снизилось.
Снижение темпов нарушений и их число составило 17,5%, что указывает о режиме повышенной ответственности банков отвечать действующим нормативам, а также усиления роли контрольных процедур со стороны Центробанка России.
С целью результативности банковского надзора следует внедрить и перечень следующих мероприятий:
1. Проведение анализа банковской деятельности, связанной с размещением финансовых средств, полученных преступным путем, кредитование «фирм-однодневок» по сомнительным операциям, необходимый уровень банковского капитала.
2. Использование современных методик математического анализа и IT-технологий в оценке деятельности подконтрольных банковских структур.
3. Реализация комплексного подхода в области учета, а также отчетности банков и аффилированных с ним организаций, усиления ответственности к процедурам контроля, огласки результатов информации.
4. Необходимо осуществить переход в деятельности кредитных организаций от оценок уровня конкретных рисков, к базе норм оценки состоянии обязательств и активов средств конкретной кредитной организации.
Заключение
Изучая практическую деятельность банковских институтов и аспекты надзора в сфере банковского регулирования показало, что вклады граждан являются главной и основной деятельностью кредитных учреждений по привлечению ресурсов. Используя размещенные гражданами ресурсы, позволяют банкам развиваться.
Для того чтобы увеличить приток свободных средств населения необходимо осуществлять систематический надзор за кредитными организациями, с целью удовлетворения обеспечения требований безопасности вкладов. Именно такой надзор позволит выявить не платежеспособные банки.
Достоинство контрольного надзора состоит в том, что он необходим для управления финансовыми инструментами в банковской системе. Осуществляя контрольные функции Банк России руководствуется решениями, законам и нормативным актам Российской Федерации. С целью обеспечения возврата денежных средств клиентов, создана специальная государственная программа, которая реализуется в соответствии с ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
Приложение А