Статья:

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА И АВТОМОБИЛЬНОГО ЭКСПОРТА КИТАЯ

Конференция: CCLV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Чапидзе Л.Т. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА И АВТОМОБИЛЬНОГО ЭКСПОРТА КИТАЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(255). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/23(255).pdf (дата обращения: 29.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА И АВТОМОБИЛЬНОГО ЭКСПОРТА КИТАЯ

Чапидзе Левани Тенгизович
студент, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Долгое время Китай был в тени других стран, когда речь заходила о мировой автомобильной промышленности. Однако, за последние десятилетия страна прошла удивительное преображение, превратившись в ведущего игрока в этой отрасли. Сегодня Китай не только успешно конкурирует с гигантами автомобильного производства, но и определяет новые стандарты и тренды в мировой автопромышленности [4]. Несмотря на опасения китайской экспансии, сами производители из КНР пока ориентированы преимущественно на местный рынок. Китай — крупнейший в мире автомобильный рынок, который занимает и первые строчки в мире по количеству экспортируемых машин [1]. В числе главных катализаторов роста — экспансия местных производителей на мировом авторынке, а также всплеск популярности электромобилей и развитие этого направления, в котором китайский занимает лидирующие позиции в мире [3].

За 30 лет объём производства автомобилей в Китае вырос почти в 300 раз: в 2022 году в стране выпустили около 27 миллионов машин, хотя в 1980-х этот показатель не приближался и к 500 тысячам единиц. Это случилось не только за счёт развития собственного автомобилестроения, но и благодаря приходу в страну большинства мировых автокомпаний, которые развернули здесь свои производства. Анализ структуры брендов автомобилей по странам происхождения в Китае, по данным Китайской Ассоциации автомобильных дилеров, представленный на рисунке 1, демонстрирует лидирующие позиции китайских брендов 76 % рынка (81 бренд), далее идут европейские марки - по 7 брендов), корейские 2% (2 бренда).

        

Рисунок 1. Доля китайских брендов на китайском автомобильном рынке [2]

 

Анализ структуры брендов по брендам представлен на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Продажи автомобилей в Китае по брендам за 2023 год [5]

 

Почти три четверти продаваемых в Китае автомобилей — местного происхождения. Ещё по 10% рынка приходится на модели европейских и японских брендов, вдвое меньше — 6% — на американские. Совсем небольшая доля присутствия среди крупных регионов-производителей — у корейских автоконцернов, 2%.

В связи с чем, можно сделать вывод, что с одной стороны, для китайских автопроизводителей гораздо важнее занять доминирующее положение в самом Китае. С другой стороны, китайским компаниям выходят на рынки стран, где традиционные автоконцерны не имеют доли на рынке, а именно в страны Африки, Южной Америку, Азии. И там они все чаще оказываются основными игроками.

Экспорт Китая, похоже, вряд ли замедлится в ближайшее время. По оценкам консалтинговой компании AlixPartners, к 2030 году зарубежные продажи автомобилей китайских марок могут достичь 9 млн единиц , исходя из темпов прогресса и достигнутого Китаем впечатляющего уровня в настоящее время [3]. Обращает на себя внимание, что совокупная доля западных автоконцернов в глобальных масштабах, составлявшая 81 % в 2022 году, снизится до 58 % в 2030 году. Только Tesla, чья доля к 2030 году подскочит с 2 до 8 %, войдет в тройку мировых лидеров по объемам продаж. Тогда как доля китайских автомобильных брендов с актуальных 17 % увеличится до 33 % к тому же сроку [6].

Если говорить о конкретных примерах, то особенно отмечают успехи BYD. Компания удвоит свою долю на автомобильном рынке к концу десятилетия. 75% его компонентов имеют отечественное происхождение, что позволяет производителю практически полностью контролировать интегрированную цепочку поставок. Также BYD имеет 15 % преимущества в цене по сравнению с Tesla Model 3 и 30 % — перед VW ID3, которые также целиком производятся в КНР.

Таким образом, в статье были рассмотрены особенности развития китайского автопрома, китайского рынка автомобилей и особенности его интернационализации. Было определено, что за последние десятилетия страна прошла удивительное преображение, превратившись в ведущего игрока в этой отрасли с собственными автомобильными брендами, инновационными технологиями и перспективными решениями. Сегодня Китай не только успешно конкурирует с гигантами автомобильного производства, но и определяет новые стандарты и тренды в мировой автопромышленности.

 

Список литературы: 
1 Автомобилестроение Китая сегодня. - Текст: электронный  // U-techgroup.ru: сайт. – 2024. - URL: https://u-techgroup.ru/avtomobilestroenie-v-kitae/ (дата обращения: 22.04.2024). 
2 Доля китайских брендов на китайском автомобильном рынке. - Текст: электронный  // Mobile-review : сайт. - 2024. - URL: https://mobile-review.com/all/news/dolya-kitajskih-brendov-v-obshhem-obyome-prodazh-novyh-mashin-v-kitae-vyrosla-do-60/#:~:text=По%20информации%20китайской%20автомобильной%20ассоциации%2C,в%20Китае%20выросла%20до%2060.4%25(дата обращения: 09.05.2024). 
3 Китайский автопром займёт треть мирового авторынка к 2030 году. - Текст: электронный  // АО «Колеса» : сайт. - 2024. -    URL: https://kolesa.kz/content/news/kitajskij-avtoprom-zajmyot-tret-mirovogo-avtorynka-k-2030-godu/(дата обращения: 02.04.2024).
4 Почему в Китае так много автомобильных брендов. - Текст: электронный // Companies.rbc.ru : сайт. - 2024. - URL:https://companies.rbc.ru/news/etD2qlx6Ha/pochemu-v-kitae-tak-mnogo-avtomobilnyih-brendov/(дата обращения: 22.05.2024). 
5 Самые продаваемые автомобильные бренды 2023 года в Китае. - Текст: электронный// Autochn.ru : сайт. - 2024. -  URL:  https://autochn.ru/industry/ev/samye-prodavaemye-avtomobilnye-brendy-2023-goda-v-kitae-byd-obognal-volkswagen-i-vpervye-vyigral-chempionat(дата обращения: 19.05.2024).  
6 How China became a car-exporting juggernaut. - Text: electronic// Economist.com : website. - 2024. -  URL: https://www.economist.com/graphic-detail/2023/08/10/how-china-became-a-car-exporting-juggernaut  (access date: 05.19.2024).