СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА И АВТОМОБИЛЬНОГО ЭКСПОРТА КИТАЯ
Конференция: CCLV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCLV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА И АВТОМОБИЛЬНОГО ЭКСПОРТА КИТАЯ
Долгое время Китай был в тени других стран, когда речь заходила о мировой автомобильной промышленности. Однако, за последние десятилетия страна прошла удивительное преображение, превратившись в ведущего игрока в этой отрасли. Сегодня Китай не только успешно конкурирует с гигантами автомобильного производства, но и определяет новые стандарты и тренды в мировой автопромышленности [4]. Несмотря на опасения китайской экспансии, сами производители из КНР пока ориентированы преимущественно на местный рынок. Китай — крупнейший в мире автомобильный рынок, который занимает и первые строчки в мире по количеству экспортируемых машин [1]. В числе главных катализаторов роста — экспансия местных производителей на мировом авторынке, а также всплеск популярности электромобилей и развитие этого направления, в котором китайский занимает лидирующие позиции в мире [3].
За 30 лет объём производства автомобилей в Китае вырос почти в 300 раз: в 2022 году в стране выпустили около 27 миллионов машин, хотя в 1980-х этот показатель не приближался и к 500 тысячам единиц. Это случилось не только за счёт развития собственного автомобилестроения, но и благодаря приходу в страну большинства мировых автокомпаний, которые развернули здесь свои производства. Анализ структуры брендов автомобилей по странам происхождения в Китае, по данным Китайской Ассоциации автомобильных дилеров, представленный на рисунке 1, демонстрирует лидирующие позиции китайских брендов 76 % рынка (81 бренд), далее идут европейские марки - по 7 брендов), корейские 2% (2 бренда).
Рисунок 1. Доля китайских брендов на китайском автомобильном рынке [2]
Анализ структуры брендов по брендам представлен на рисунке 2.
Рисунок 2. Продажи автомобилей в Китае по брендам за 2023 год [5]
Почти три четверти продаваемых в Китае автомобилей — местного происхождения. Ещё по 10% рынка приходится на модели европейских и японских брендов, вдвое меньше — 6% — на американские. Совсем небольшая доля присутствия среди крупных регионов-производителей — у корейских автоконцернов, 2%.
В связи с чем, можно сделать вывод, что с одной стороны, для китайских автопроизводителей гораздо важнее занять доминирующее положение в самом Китае. С другой стороны, китайским компаниям выходят на рынки стран, где традиционные автоконцерны не имеют доли на рынке, а именно в страны Африки, Южной Америку, Азии. И там они все чаще оказываются основными игроками.
Экспорт Китая, похоже, вряд ли замедлится в ближайшее время. По оценкам консалтинговой компании AlixPartners, к 2030 году зарубежные продажи автомобилей китайских марок могут достичь 9 млн единиц , исходя из темпов прогресса и достигнутого Китаем впечатляющего уровня в настоящее время [3]. Обращает на себя внимание, что совокупная доля западных автоконцернов в глобальных масштабах, составлявшая 81 % в 2022 году, снизится до 58 % в 2030 году. Только Tesla, чья доля к 2030 году подскочит с 2 до 8 %, войдет в тройку мировых лидеров по объемам продаж. Тогда как доля китайских автомобильных брендов с актуальных 17 % увеличится до 33 % к тому же сроку [6].
Если говорить о конкретных примерах, то особенно отмечают успехи BYD. Компания удвоит свою долю на автомобильном рынке к концу десятилетия. 75% его компонентов имеют отечественное происхождение, что позволяет производителю практически полностью контролировать интегрированную цепочку поставок. Также BYD имеет 15 % преимущества в цене по сравнению с Tesla Model 3 и 30 % — перед VW ID3, которые также целиком производятся в КНР.
Таким образом, в статье были рассмотрены особенности развития китайского автопрома, китайского рынка автомобилей и особенности его интернационализации. Было определено, что за последние десятилетия страна прошла удивительное преображение, превратившись в ведущего игрока в этой отрасли с собственными автомобильными брендами, инновационными технологиями и перспективными решениями. Сегодня Китай не только успешно конкурирует с гигантами автомобильного производства, но и определяет новые стандарты и тренды в мировой автопромышленности.