Статья:

Региональный маркетинг: проблемы и пути их решения

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Теличко Д.Ю. Региональный маркетинг: проблемы и пути их решения // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(41).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Региональный маркетинг: проблемы и пути их решения

Теличко Дарья Юрьевна
студент, Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь
Рябов Владимир Николаевич
научный руководитель, канд. экон. наук, доц., Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь

 

В настоящее время экономика России развивается в ускоренном темпе, при этом специалистам, занимающим высшие руководящие должности, приходится сталкиваться с новыми сложными задачами и решать их в работе администрации муниципальных образований и регионов, используя при этом методы маркетинговых исследований.

Используя знания основных вопросов маркетинга, руководящие работники администраций различных регионов вырабатывают основные аспекты решения своих собственных проблем в условиях рынка.

Понятие «маркетинг» имеет очень много определений в учебной литературе. Определение американской ассоциации маркетинга: Маркетинг – это процесс планирования и воплощения замысла относительно цены, продвижения и реализации идей, товаров и услуг путем обмена, удовлетворяющих цель отдельных лиц и организаций.

Региональный маркетинг – одна из наиболее удачных концепций современного менеджмента. Это система привлечения в регион новых экономичных агентов, способствующих процветанию региона в целом.

Региональный маркетинг – это комплекс мер, принимаемых в организации по производству и сбыту продукции, выпускаемой в том или ином регионе, которые строятся на основе ранее изученных потребностей покупателей, то есть учитывается спрос покупателей на товары и услуги.

Маркетинговые исследования проводят только те организации, которые могут себе это позволить, так как это очень дорогостоящее мероприятие. Поэтому на сегодняшний день в пределах территорий, где находятся товаропроизводители, надо объединять усилия совместного изучения маркетинга.

Ориентация на потребности целевых групп потребителей – основное требование регионального маркетинга.

Главные цели регионального маркетинга отражены в таблице 1.

Таблица 1.

Основные цели регионального маркетинга

Основные цели регионального маркетинга

Улучшение (сохранение) конкурентоспособности располо­женных в регионе предприятий промышленности и сферы услуг;

Привлечение в регион новых предприятий

Создание уровня известности за пределами региона

Выявление потребностей различных сегментов регионального рынка

Комплексное изучение существующего на рынке предложения

 

Рассмотрим деятельность регионального маркетинга на примере Ставропольского края. Ставропольский край – это самодостаточный регион, производящий сельскохозяйственную продукцию и являющийся производственным экспортером для других регионов России. Но по причине недостатка известных краевых продуктовых брендов, а также недостаточной информированности об их наличии, качестве и достоинствах, создается искаженное впечатление о региональном рынке.

С целью устранения этих недостатков и наполнения по максимуму продовольственной корзины качественными ставропольскими товарами в Ставропольском крае в 2010 году была запущена программа «Покупай ставропольское!», которая действует и на сегодняшний день. Главный символ этого проекта – специальный значок «Покупай Ставропольское» (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Специальный значок «Покупай Ставропольское»

 

Главными целями данного проекта являются:

а)  увеличение потребительского спроса на продукцию местного производства;

б)  стремительное насыщение внутреннего рынка ставропольскими товарами;

в)  тесная взаимоторговля с другими организациями;

г)   широкое информирование своего населения о ставропольских товарах и привлечение внимания к ним за пределами края.

Основными программами реализации данного проекта в 2016 году стали:

1.  Ежегодный конкурс «Золотой меркурий».

2.   III Южный форум по хлебопечению, который состоялся 14 апреля 2016 года.

3.  Конкурс, связанный с продвижением продукции Ставропольского края «Ставропольское качество», в рамках федеральной программы по импортозамещению.

4.  Третья специализированная выставка Российских производителей «ПродЭкспоКрым Импортозамещение Продовольствие – 2016», в которой принял участие ОАО «Сыродел», с целью укрепления деловых связей между Крымом и Ставропольем.

5.  Проведение региональной конференции 23 июня 2016 года, темой которой стало «Качество продукции как инструмент повышения конкурентоспособности».

6.   День города, празднование которого осуществилось 24 сентября 2016 года. В этот день была организована выставка – продажа товаров местного производства.

Первый заместитель председателя правительства СК Николай Великдань отметил, что благодаря проекту «Покупай ставропольское!», расширились поставки продукции наших производителей в торговую сеть региона: цельномолочной продукции – до 95%, сливочного масла и сыров – 70%, хлеба и хлебобулочных изделий – 99%, колбасных изделий и мясопродуктов – более 40%, макаронных и кондитерских изделий – 45%, минеральной воды и прохладительных напитков – до 50%.

Также Николай Великдань подчеркнул, что одной из основных задач, решаемых сегодня правительством СК является постепенное увеличение объемов производства пищевой и перерабатывающей промышленности, увеличение своих ресурсов на внутреннем потребительском рынке, а также их продвижение в другие регионы России. Наш край имеет большие возможности для развития пищевой и перерабатывающей промышленности как за счет роста загрузки работающих мощностей, модернизации их технической базы и увеличения конкурентоспособности выпускаемой продукции, так и посредством развития новых направлений и производств.

Для того, чтобы деятельность регионального маркетинга осуществлялась еще более успешно, необходимо создать региональный маркетинговый центр. Это попыт­ка структурировать, исходя из зарубежного опыта, управление маркетингом в регионе. Создание региональных маркетинговых центров, а в перспективе межрегионального информационно-маркетингового центра, маркетинговых служб предприниматель­ских, государственных и муниципальных структур послужит формированию комплексной системы, которая объединит промыш­ленную и непромышленную сферу с целью их устойчивого функ­ционирования в условиях рынка на основе маркетингового обеспе­чения удовлетворения потребительского спроса при учете интересов общества в целом.

Другими направлениями повышения эффективности регионального управления являются развитие внешнеторговой деятельности, привлечение новых инвестиций, рост научного потенциала, развитие инфраструктуры, повышение квалификации рабочей силы, повышение имиджа региона и другое.

Таким образом, сегодня улучшение деятельности регионального маркетинга является главной задачей экономического развития большинства субъектов Российской Федерации. Региональный маркетинг способствует созданию базы для экономической деятельности местных предприятий, позволяет реализовать эффективные рыночные механизмы на макро- и микроэкономическом уровнях, дает ответы на большинство вопросов, которые касаются выделения первоочередных целей и задач развития региона.

 

Список литературы:
1. Божук С., Ковалик Л., Маслова Т., Розова Н., Тэор Т. Маркетинг: учебник для вузов/ С. Божук, Л. Ковалик, Т. Маслова, Н. Розова, Т. Тэор. – 4-е изд. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2012. – 448 с.
2. Романенкова О.Н. Маркетинг территорий: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. О. Н. Романенковой. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 262 с. 
3. Комитет Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию – [Электронный ресурс] – URL: http://www.stavkomtl.ru.
4. Сайт общественно – политической газеты Ставропольского края – [Электронный ресурс] – URL: http://www.stapravda.ru/20160301/brendy_stavropolya_dolzhny_zavoevyvat_rynki_strany_92002.htm.