История развития государственного социального страхования
Секция: Экономика
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
История развития государственного социального страхования
В большинстве европейских странах к началу двадцатого столетия был принят ряд законов о страховании работающих на случай инвалидности, болезни, безработицы, старости. В соответствии с данными законами в процессе формирования страховых взносов кроме самих работников принимать участие стали и предприниматели, и владельцы мануфактур и фабрик, которые выплачивали от двадцати пяти до сорока процентов страховых взносов [1, c. 246]. Некоторым временем позже в страховые фонды стали перечисляться дотации и субсидии государства.
Чем больше средств (дотаций) вносило государство в систему обязательного страхования здоровья, тем больше оно стало осуществлять контроль за этим процессом. Стремление создать полностью регулируемое страхование здоровья граждан стало одной из основных предпосылок формирования государственного (бюджетного) здравоохранения в таких странах, как Ирландия, Швеция, Великобритания, Дания и других (так называемая «бевериджская» модель). В Швейцарии, Австрии, Германии, Нидерландах, Бельгии и других странах Восточной и Центральной Европы распространение получила так называемая «бисмаркская» модель, при которой значительную роль играло финансовое участие предпринимателей, которые выплачивали обязательные взносы в установленные законом фонды страхования.
Очень показательна реформа национального страхования, произошедшая в Великобритании. 15 января 1911 г. в Великобритании был принят «Акт о национальном страховании» в котором первоначально, подобно аналогичным законам других стран, не предусматривалось внесение страховых взносов в полном объеме за счет государства, что являлось наиболее социально справедливой формой страхования. В Акте 1911г. для одной группы застрахованных установлено страхование без взносов (право на все пособия имеют рабочие самой низкооплачиваемой категории, у которых заработок 1,5 шиллинга в день, которые в кассу общества ничего не вносили) [4, c. 180]. Формирование пособия для данной категории лиц происходило из взносов предпринимателей, иных более высокооплачиваемых рабочих, а также дотаций государства. Для другой категории застрахованных Актом сохранен принцип взаимопомощи, смягчен он был лишь предписанием о выделении дотаций и субсидий из государственного бюджета. В связи с чем, Актом 1911 г. впервые был законодательно закреплен в Великобритании принцип общественной солидарности, когда оплата за бедного производит богатый, здоровый платит за больного.
В Великобритании (а также в странах континентальной Европы) сбор страховых взносов осуществлялся через почтовые ведомства посредством приобретения специальных марок, после чего эти средства зачислялись на счета страховых комиссаров в страховые комиссии. Последними и распределялись полученные суммы (фактически налоги) между всеми обществами взаимопомощи в зависимости от численности застрахованных граждан за минусом средств, которые предназначались на содержание центральных органов страхования и пополнение резервного фонда. По прошествии двух лет в Великобритании (в 1913 г.) была проведена реформа национального страхования, в результате которой государство стало покрывать расходы, которые связаны со страхованием на случай инвалидности и болезни, из бюджета.
Для того, чтобы государство в состоянии было брать на себя такого вида затраты, понадобилось сравнительно широкое определение его компетенции, которое подводит английскую систему страхования на случай инвалидности и болезни к идеалу страхования, т.е. «страхованию без взносов», что в последующем и стало в Великобритании основной предпосылкой проведения реформы в 1948 г. и создания бюджетной Национальной службы здравоохранения.
Во Франции вопросы касаемые организации страхования здоровья, выплаты пенсии по инвалидности и старости впервые были поставлены еще Конвентом, создавшем реестр – «Книгу национальной благотворительности», и Закон «22 февраля Второго года», в которых были определены категории населения подлежащие записи в данный реестр. Но только был опубликован данный Закон, как Конвент из-за финансовых соображений от его выполнения отказался. И только спустя сто лет французское правительство приступило к претворению в жизнь принципов, которое были провозглашены Великой французской революцией [3, c. 24].
Во Франции, в июле 1913 г., был принят закон, в соответствии с которым стало проводиться страхование рабочих от профессиональных заболеваний и несчастных случаев. По данному закону в обязанности предпринимателя входила выплата денежного пособия в течение календарного года с даты увольнения работника, решение данного вопроса входило в компетенцию комиссии, в число которой входили предприниматели, депутаты, рабочие и сотрудники страховых учреждений. Закон сыграл немаловажную роль в становлении системы страхования здоровья.
Проект закона о социальном страховании рабочих в Швеции в риксдаг был внесен в 1883 г. Однако данный закон принят не был. Правительством Швеции в 1907 г. учреждена была специальная комиссия под председательством профессора В. Линдстэда, по результатам деятельности которой риксдагом 21 мая 1913 г. принят был «Закон об обязательном страховании на случай болезни, инвалидности, старости». По данному закону обязательному страхованию подвергались все шведские граждане, возраст которых был от 16 до 66 лет. Страхование производилось с единственной целью, а именно обеспечение каждого при наступлении пожилого возраста (67 лет), а также в случае утраты трудоспособности (стойкой или временной) денежными пособиями из средств, которые получены были путем внесения страхуемыми взносов и дотаций от государства и общин. Приблизительно в это же время произошел процесс реформирования законов о социальном страховании в Португалии, Норвегии, Швейцарии, Бельгии, Австрии и других странах, в которых законодательная власть в определенной мере регламентировала в государстве общественно-экономические отношения [5, c. 288].
Германия по праву считается родоначальницей больничных касс. В данной стране данные кассы были образованы еще за тридцать лет до того как они появились в России, а немецкий das Krankenversicherungsgesetz являлся образцом, когда подготавливался Закон о социальном страховании рабочих на случай болезни, принятый в России 23 июня 1912 г. II Государственной Думой.
Еще в 1883 г., сразу после того как был принят das Krankenversicherungsgesetz, по всей Германии стали образовываться больничные кассы: местные, общинные, строительные, фабричные и др. Из опыта их деятельности следует, что у крупных касс большая возможность обеспечить своих членов всеми видами помощи, чем у мелких. В связи с чем с 1885 г. начался процесс по объединению и централизации больничных касс, их реорганизации в городские (местные) больничные кассы. К наиболее крупным из них относились Штутгартская, Мюнхенская, Дрезденская, Лейпцигская.
Например, в Лейпциге было создано 18 местных касс и одна общинная, которая насчитывала 22800 членов. В связи с чем, образовалась местная больничная касса для самого Лейпцига и его окрестностей это стала самая большая больничная касса Германии. С целью оказания врачебной помощи (в период 1910–1913 гг.) кассой было оформлено договорных отношений с 429 врачами, в том числе с 28 зубными врачами, 143 узкими специалистами и 13 поликлиниками.
Касса имела свои санатории, а также Цандеровский институт, в котором был рентгеновский кабинет, свето- и электролечение. У неё были договорные отношения с 29 оптическими магазинами, 59 аптеками и иными учреждениями. Больные имели право свободно выбирать врача из опубликованного кассой списка врачей, которые работали с ней по договору.
Членам семей застрахованных лиц было предоставлено только бесплатное лечение и медицинская помощь беременным, а также роженицам. Но многие кассы спектр своих услуг не ограничивали, а расширяли свою помощь посредством профилактических мероприятий (пансионаты, дома отдыха, санатории и др.), а также выделение особых чрезвычайных фондов для оказания помощи нетрудоспособным, таким образом, создавая замену отсутствующего страхования по инвалидности и старости. Средства больничных касс составляли: 1/3 – взносы предпринимателей и 2/3 – взносы самих рабочих. В связи с чем, исторически было сформировано несколько различных типов организации врачебной помощи застрахованным: система «списочных врачей»; система свободного выбора врача; система врачей, которые постоянно работают по контрактам в больничных кассах. Каждой из систем присущи были как преимущества, так и недостатки, которые применялись в зависимости от того какая сложилась традиция, социально-экономические и географические особенности данной территории [2, c. 74].
Вышеприведенные исторические аспекты по формированию и продвижению в практику обязательного медицинского страхования в разных странах в большинстве определили и его будущее развитие, что очень отчетливо прослеживается при проведении анализа современного состояния системы здравоохранения США и стран Западной Европы.