Статья:

Сельский туризм как инструмент развития территории (на примере г. Новокубанска и Новокубанского района)

Конференция: XLII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Зайцева Е.А. Сельский туризм как инструмент развития территории (на примере г. Новокубанска и Новокубанского района) // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/2(42).pdf (дата обращения: 16.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Сельский туризм как инструмент развития территории (на примере г. Новокубанска и Новокубанского района)

Зайцева Елизавета Алексеевна
студент, Кубанский государственный университет, КубГУ, РФ, г. Краснодар

 

С каждым годом сельский туризм становится все более распространенным явлением в России. Статья посвящена изучению сельского туризма как одного из методов территориального маркетинга. Авторами предлагается концепция развития сельского туризма в городе Новокубанске и Новокубанском районе.

Развитие рыночных отношений не стоит на месте. Сегодня в качестве продуктов могут рассматриваться не только бытовая химия, одежда и драгоценные металлы, но и территории. И от того, насколько привлекательным для инвесторов и предпринимателей окажется территория, зависит её дальнейшее развитие и процветание.

Созданием территориального продукта и обеспечением его конкурентоспособности занимается территориальный маркетинг. Панкрухин А. П. дает следующее определение маркетинга территории: «Это маркетинг, рассматривающий в качестве объекта внимания и продвижения территорию в целом, осуществляемый как внутри, так и за ее пределами и нацеленный на создание, развитие, эффективное продвижение и использование конкурентных преимуществ данной территории в ее интересах, в интересах ее внутренних, а также тех внешних субъектов, в сотрудничестве с которыми она заинтересована» [2].

Принципиально важными составляющими территориального маркетинга являются: осознание и продвижение территории как места осуществления различных проектов, основанное на знании и прогнозировании потребностей мировой, национальной и локальной экономики, текущей ситуации и реальных возможностей территории; эффективное решение проблем потребителя, бизнеса и потенциального инвестора, действующих на данной территории; нацеленность на долгосрочное экономическое развитие региона; активное воздействие на формирование потребностей субъектов регионального инвестиционного рынка [1]. Опираясь на данные положения можно добиться:

·     устойчивого развития всех слоев общества;

·     формирования и улучшения имиджа территории, роста её престижа, деловой и социальной конкурентоспособности;

·     привлечения на территорию общегосударственных и иных заказов;

·     расширения участия территории в реализации международных, федеральных региональных программ за её пределами;

·     повышения притягательности вложения, реализации на территории внешних по отношению к ней, но нужных её ресурсов.

Исходя из современных тенденций, мы пришли к выводу, что подобных результатов можно достичь, грамотно используя такой инструмент территориального маркетинга как сельский туризм. Сельский туризм, или как его еще называют деревенский или аграрный, давно пользуется широкой популярностью в Европе и Америке. Он подразумевает отдых туристов в сельской местности, проживание в условиях, приближенных к деревенским, и даже участие в сельскохозяйственных работах. В научной литературе под сельским туризмом понимается вид туристической деятельности, осуществляемый в сельской местности с использованием её природных, культурно-исторических и других ресурсов и особенностей для создания комплексного туристского продукта [3].

Исходя из такого понимания аграрного туризма, можно сделать вывод, что развитие данного вида деятельности возможно в любом регионе и на любой территории, и основная задача местных властей и предпринимателей правильно использовать имеющиеся ресурсы для создания конкурентного бизнеса.

Авторами статьи была разработана концепция экодеревни и сельского туризма в Новокубанском районе, которая опирается на ключевые особенности района. К ним, по нашему мнению, относятся получившие широкую известность коньячный завод и конезавод, а также близость реки Кубань и наличие больших сельскохозяйственных угодий.

На территории Новокубанского района предполагается создать экодеревню. Поселение должно включать от пяти до десяти домов деревянной постройки, хлева для животных, а также просторные огороды. Туристы смогут провести отпуск со всей семьей, ознакомиться с крестьянским бытом, а также питаться натуральными, экологически чистыми продуктами.

Кроме того, будет налажена широкая досуговая программа: походы в лес, пикники, отдых у главной реки Краснодарского края, рыбная ловля, конный туризм и велопрогулки, посещение различных конных соревнований, проводимых на ипподроме, иппотерапия, посещение музея ОАО «Конный завод «Восход» и экскурсия на коньячный завод ЗАО «Новокубанское».

А для этого в рамках предложенной концепции предполагается, во-первых, передача муниципалитетом на праве аренды части лестного массива вместе с прилегающей к реке Кубани береговой линией частным предпринимателям, которые по договору должны будут заниматься благоустройством вверенной им территории, включая реконструкцию берегов, поддержание чистоты, создание беседок и других мест отдыха – с дальнейшей сдачей ее в аренду туристам и местным жителям.

Во-вторых, поддержка муниципалитетом развития ОАО «Конный завод «Восход». Предполагается создание материальной основы для предоставления услуг по иппотерапии, т.е. лечебной верховой езде. Часто в такой помощи нуждаются дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями умственного развития. Но, к сожалению, иппотерапию в силу ее ответственности предлагают не многие ипподромы, и потому, если мы предложим такую услугу, она будет пользоваться спросом.

В-третьих, предполагается выделить средства для восстановления сохранившихся зданий, принадлежавших в XIX веке барону Штейнгелю, который построил винокуренный завод и положил начало полевому хозяйству и скотоводству, а впоследствии заложил и виноградники в Новокубанском районе.

Предлагаемая концепция ориентирована на широкую аудиторию потребителей: от молодежи до пенсионеров, от любителей конного спорта до ценителей природы и уединения. Она формирует положительный образ района у потенциальных инвесторов, позволяет не только привлечь туристов, но и создать новые рабочие места, отремонтировать дороги, детские сады и больницы.

 

Список литературы:
1. Зиннуров И.Ф., Ситнова И.А. Инструменты территориального маркетинга как фактор повышения конкурентоустойчивости региона – [Электронный ресурс] // Региональная экономика и управление: электронный журнал. – URL: http://eee-region.ru/article/1302/ (дата обращения: 13.01.2017).
2. Сачук Т.В. Территориальный маркетинг. – СПб.: Питер, 2009. – 368 c.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
3. Сельский туризм – [Электронный ресурс] // Российский союз туриндустрии. – URL: http://www.rostourunion.ru/vstuplenie_v_rst/sel_skiyi.html (дата обращения: 13.01.2017).